Главная / Актуально / Через четыре года здесь будет город-хаб!
logo

Через четыре года здесь будет город-хаб!

Речь о Нижнем Новгороде и ближайшей перспективе строительства транспортно-логистического хаба. Общий объем инвестиций в проект составит 11,6 млрд рублей до 2028 года. Эти цифры были названы на VIII Транспортном форуме, что состоялся 6 декабря 2023 года в Торгово-промышленной палате Нижегородской области.    

О необходимости наращивания транзитного потенциала волжской столицы говорят уже давно. Особенно разговоры эти активизировались в связи с перспективой развития МТК «Север-Юг». И причин здесь несколько. Нужно обеспечить доступ товаропроизводителей к экспортным рынкам по главной голубой артерии ─ Волге, снизить стоимость перевозок и загруженность железнодорожного транспорта. Наконец, дать толчок развитию портового хозяйства, созданию промышленной территории с налоговыми льготами.

 Собственно, с тех самых пор, как нижегородский порт лишился пристанища на Стрелке, разговоры о его новом расположении не утихают. Да, в области есть несколько небольших портов, но вот насколько достаточны их мощности, это вопрос. Вернее, это даже не вопрос, а констатация факта: для подтверждения статуса волжской столицы Нижнему Новгороду необходимо укрепить и развить свой транзитный потенциал. А без создания транспортно-логистического хаба сделать это будет проблематично.

─ Инвестиционная привлекательность региона напрямую связана с транспортной доступностью, ─ полагает заместитель гендиректора по стратегии и развитию Корпорации развития Нижегородской области Антон Гаранин. ─ Только в комплексной связке транспортных систем регион может успешно развиваться.

Он сообщил о том, что уже выбрано место для будущего портового хаба ─ это площадка в городе Бор Нижегородской области. Там и глубины для подхода крупнотоннажных судов достаточно, и есть рядом необходимая транспортная инфраструктура, включая железнодорожную. Но главное ─ имеется воля и инвестиционная целесообразность. Общий объем инвестиций составит 11,6 млрд рублей до 2028 года.

Целевой грузооборот установлен на отметке в 4350 тыс. тонн в год. Номенклатуру перевозимых грузов формируют металл, зерновые культуры, лес. Наращивание грузооборота позволит на 16% увеличить объемы перевозок по МТК «Север-Юг», а вместе с ними ─ и налоговые поступления, и количество рабочих мест в области, развитие судостроительной отрасли.

Уже известно, что на первом этапе предполагается создать портовую особую экономическую зону с преференциями для резидентов, на втором ─ строительство портовых объектов. И слова с делами не расходятся.

─ Сейчас мы готовим и подаем заявочную документацию в Минэкономразвития России, примерно на 50 га, ─ отметил Антон Гаранин. ─ В 2025 году будет подана вторая заявка, с расширением зоны.

Руководство области рассчитывает на синергетический эффект от инвестиций в развитие транспортно-логистической инфраструктуры вокруг ПОЭЗ. И у таких расчетов есть подкрепление конкретными намерениями. Так, по информации Антона Гаранина, уже имеется шесть заявок от компаний на общую сумму порядка 8 млрд рублей по тем проектам, которые они планируют реализовать на территории нижегородской портовой экономической зоны.    

Второй ключевой вопрос, который нельзя обойти вниманием, говоря о ПОЭЗ, ─ это обеспеченность судоходства необходимыми габаритами пути, достаточными для прохождения крупнотоннажного флота. Разговор не только насущный, но и давно назревший ─ проблема городецкого мелководья давно стала «узким местом» на судоходной карте России.

Рассказывая о предыстории проблемы, и.о. заместителя руководителя по водным путям ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Игорь Кукин напомнил, что лимитирующий «городецкий» участок Волги протяженностью 50 км возник в связи с тем, что Чебоксарский гидроузел не был наполнен до проектной отметки 68 м.

─ Соответственно подпор от него «дошел» до Нижнего Новгорода, а выше по течению ─ нет, ─ отметил Игорь Юрьевич.

Вдобавок ко всему, происходит размыв дна у порогов Городецкого шлюза. В результате глубина 3,5 метра, которая была на этом участке и выдерживалась круглосуточно, выдерживаться перестала. Все это формирует очереди из грузовых судов, следующих с недогрузом и теряющих время в ожидании шлюзования.

─ Среднее время ожидания составляет 25,4 часа, то есть сутки, ─ подчеркнул Игорь Кукин. ─ Сегодня среднесуточная занятость шлюза составляет всего 27%. И в маловодные годы, как, например, в нынешнем 2023-м, ситуация усугубляется.

В результате если сорок лет назад через городецкий шлюз ежегодно перевозилось порядка 22 млн тонн грузов, то сегодня объем грузооборот составляет лишь 20% от тех показателей, которые были в советское время. Сегодня грузооборот через городецкие шлюзы составляет от 4,8 до 5,8 млн тонн ежегодно. В навигацию 2023 года перевезено 5 млн 628 ты. тонн.

 Разумеется, в таких условиях всерьез говорить о наращивании транзитных грузоперевозок через Нижний Новгород вряд ли возможно. Нужно решать проблему городецкого мелководья, и как можно скорее.

Напомним, вариантов решения проблемы несколько. Во-первых, это подъем уровня Чебоксарского водохранилища до проектной 68-й отметки. Во-вторых, строительство низконапорного гидроузла в районе Большого Козино. Еще несколько лет назад этот вариант решения проблемы городецкого мелководья считался предпочтительным. Однако потенциальные экологические и экономические проблемы вкупе с судебными разбирательствами из-за срыва контрактных обязательств вывели на передний план альтернативный способ решения проблемы.

Речь идет о выполнении дноуглубительных работ в сочетании с реконструкцией судоходных сооружений Городецкого гидроузла. Именно этот проект реализуется сегодня. И дела идут полным ходом.

─ Документы все были подготовлены, в 2021 году была проведена инвестиционная проверка, получено положительное заключение Минэкономразвития, подготовлено и согласовано с Главгосэкспертизой техническое задание на проведение изыскательских работ, ─ рассказал Игорь Кукин. ─ Далее проведены комплексные процедуры, заключен государственный контракт 16 декабря 2021 года с АО «Монолитное строительное управление №1» (Москва), предметом которого является выполнение работ по проектированию, строительству и ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Сегодня началась реализация этого проекта. В одной из ниток (15-й) начато строительство дополнительного (15а) шлюза. Его пропускная способность оценивается в 16 млн тонн.

Также предстоят и масштабные дноуглубительные работы. В целом на участке от Городца до Балахны объем дноуглубления составит 2 млн 518 тыс. кубометров грунта плюс еще 800 с лишним кубических метров на участке Балахна ─ Нижний Новгород.

В результате этих мер удастся существенно увеличить пропускную способность шлюза, которая в идеале составляет 45 млн тонн в обе стороны движения судов с максимальной грузоподъемностью флота при осадке 3,6 м.

Только в этом случае есть неплохие шансы повысить транзитный потенциал волжской столицы, вплотную приблизившись к решению экономических задач, поставленных перед отраслью.

 Анна ЛЬВОВА. Использованы материалы презентаций, предоставленных ТПП Нижегородской области. 

19:21