Главная / Авторитетно / Ярославский порт ищет новые решения ─ Валерий Абидин
logo

Ярославский порт ищет новые решения ─ Валерий Абидин

 

Ярославский речной порт, будучи узловым центром на трассе Великого Волжского пути, славится не только выгодным географическим положением. Предприятие, отмечающее в этом году 75-летний юбилей, накопило солидный опыт не только в погрузке и выгрузке, но и как перевозчик, добывающая и судоремонтная компания.

На встрече с корреспондентом Флагман-ньюс генеральный директор Ярославского речного порта Валерий Иванович АБИДИН рассказал о том, чем живет предприятие сегодня и какие задачи ставит перед собой на перспективу.

 

─ Пассажирская навигация в Ярославском речном порту стартовала 1 мая. Какой флот занят на пассажирских перевозках и как велась его подготовка к навигационному сезону?

─ Ярославль является туристическим регионом, и конечно же, у нас присутствует спрос на водные маршруты. Удовлетворением этого спроса в отношении пассажирских перевозок и занимается, в том числе, и наше предприятие.

На сегодня на регулярных пассажирских линиях работают четыре теплохода типа «Москва» и один теплоход такого же проекта работает на прогулочно-экскурсионной линии. Наши теплоходы заняты на перевозках по четырем социально значимым маршрутам: в Толгу, Вакарево, Константиново и Новые Ченцы. Также Ярославский речной порт обслуживает паромную переправу в Тутаеве.

На снимке: теплоход "Москва" в рейсе.

Перевозки пассажиров по регулярным линиям, как социально значимые, финансируются частично из регионального и местного бюджетов. И это имеет как свои плюсы, так и минусы. Плюсом является доступная стоимость перевозки для конечного потребителя ─ пассажира. Однако бюджетного финансирования недостаточно для выполнения всех запланированных судоремонтных работ на теплоходах и (или) внесения улучшений, повышающих комфорт и качество услуг для пассажиров. Надо сказать, что мы не сетуем, а делаем то, что в наших силах.

Вместе с этим, на совместной встрече в начале этого года с губернатором Ярославской области Михаилом Яковлевичем Евраевым было принято решение по обновлению 4-х пассажирских теплоходов «Москва». Теплоходы были в советском проектном решении и более чем за 40-летний период их эксплуатации серьезно износились, утратили потребительские качества.

На снимке: теплоход "Москва".

Поэтому за очень короткий срок до начала навигации мы серьезно обновили пассажирский флот, профинансировав порядка 11 млн. рублей в обустройство теплоходов. Эти средства должны в течение 3-х лет возмещаться из бюджетов через контрактную систему.

─ Что конкретно было сделано?

─ Выполнен большой объем работ: модернизированы пассажирские зоны, проведен ремонт салонов (пол, стены, потолок),  мест общего пользования и других помещений. Полностью заменены окна, двери, установлены современные кресла и сиденья, новые складные столики, иное оборудование. Полностью переделали санузлы. Также для удобства пассажиров установлены электронные терминалы оплаты проезда с постоянно работающим интернет-соединением. 

На снимке: теплоход "Москва" после модернизации.

Объем работ был серьезный. А учитывая, что решение по реставрации принято в феврале, еще и выполнялся в сжатые сроки. Результатом мы остались довольны. Надеюсь, также и пассажиры оценили обновленные суда, их удобство и свежий внешний вид. Поэтому благодарны губернатору за принятые решения.

─ Предприятие имеет также парк грузовых судов. Какие задачи ставятся перед грузовым флотом в нынешнюю навигацию?

─ Да, у нас есть как самоходный, так и несамоходный грузовой флот. Это и буксиры-толкачи (проект «ОТА», остальные буксиры проекта «Шлюзовой»), и бункерные баржи, и баржи-площадки. Также в состав флота порта входит плавмеханизация, осуществляющая добычу речного песка: земснаряд, гидроперегружатель, плавкран. В основном флот у нас не магистральный, поскольку в советский период порт являлся подразделением Волжского пароходства, и закрепленный за портом флот выполнял в основном работы по добыче и перевозке речного песка.

На снимке: плавмеханизация (земснаряд).

В течение навигации выполняем грузовые перевозки  на местных линиях. Так же работаем на перевозке грузов с ПАО «Северсталь». Часть флота передаем в аренду на Среднюю Волгу.  Когда-то мы самостоятельно выполняли длинные рейсы по Волге,  доставляли грузы в Астрахань и Волгоград, по Каме до Соликамска. Однако со временем поняли, что районы плавания несколько отдаленные от нас, в условиях дефицита информации о грузах, попутных грузах и грузоотправителях сложно работать без простоев. Тогда было принято решение передавать часть флота во фрахт крупным операторам, которые обеспечивают более эффективную работу состава.

─ В начале беседы вы рассказали о модернизации пассажирского флота. А что насчет грузового? Есть ли такие планы?

─ Модернизация нашего грузового флота, учитывая линии, на которых мы работаем и новые правила РКО, не всегда обоснованна как в техническом, так и экономическом планах. Можно переделать т/х проекта «Шлюзовой» из дизель-электрического в дизельный вариант, такие примеры имеются. Но это является преимуществом в длинных рейсах и недостатком при выполнении работ по добыче песка, когда на коротком плече буксиром выполняется много маневренных работ.   Вместе с этим, на судах обновляются силовые установки и механизмы, выполняются другие ремонтные работы.  Толкачи-буксиры типа «Шлюзовой» уже оснащены новыми силовыми установками. В предстоящий межнавигационный период будет выполняться замена главных двигателей т/х «ОТА» китайского производства. 

На снимке: паром СП-44.

Также в предстоящий межнавигационный период будет проведена модернизация рулевой машины на пароме, работающем на переправе в Тутаеве. Новая электронная система управления обеспечит безопасное маневрирование и проведение швартовых операций.

 ─ Вы сказали, что предприятие имеет земснаряд. А насколько востребована на рынке продажа добываемого песка?

─ Конечно, не настолько востребовано, как в советский период, когда порт силами двух земснарядов за навигацию вел добычу порядка 2-2,5 млн. тонн песка. Надо отметить, что за последние десятилетия продажи продукции снизились. Этому способствовало выдача лицензий на добычу песка в карьерах около города. Это является серьезным фактором, влияющим на реализацию речного песка, поскольку себестоимость разработки сухопутного карьера и добычи песка в нем кратно ниже речного.

Сегодня мы добываем за навигацию в пределах 1 млн тонн песка. Это порог нашей безубыточности.

На снимке: буксировка песка.

─ Не так давно появилась информация, что в Ярославле собираются строить еще один мост, будто бы уже и место выделено. Не означает ли это, что потребность в песке кратно возрастет?

─ Об этом говорить пока преждевременно. Реализация этого проекта находится в стадии проектирования. Когда возникнет очередь строительно-монтажных работ, будем обсуждать, участвовать.

Мы активно взаимодействуем с администрацией региона в совещаниях по этому проекту, поскольку трассировка моста проходит по нашему месторождению по добыче песка. С учетом этого мы перенесли судовой ход, и в этом году ведем выработку в створе перспективной трассы моста, чтобы максимально отработать месторождение.

─ Выполняет ли порт судостроительные заказы?

─ Да, мы активно развиваем направление судоремонта и судостроения. Хочу отметить, что импульс в развитие этих направлений дало появление у нас новых инициативных коллег и трудовых коллективов, реализующих данные направления деятельности порта.

Одним из прогрессивных направлений является строительство земснарядов, которое получило развитие два года назад. За этот период нами произведена поставка четырех земснарядов производительностью 1600 м3/час для Узбекистана.

На снимке: земснаряд на канале в Узбекистане.

В прошлом году по новому проекту изготовлено для заказчика из Новосибирска первое изделие ─ земснаряд-амфибия «Лангуст» производительностью 600 м3/час, который является более усовершенствованным аналогом широко представленного в России изделия «Watermaster». В мае уже этого года произведены шеф-монтажные работы и земснаряд передан заказчику в эксплуатацию.

На снимке: земснаряд-амфибия "Лангуст".

Сейчас работаем над следующим заказом, состоящим из двух комплектов земснарядов-амфибий производительностью 2000 м3/час. Это уже совершенно другая, более сложная в электронном и гидравлическом исполнении модификация земснаряда-амфибии, не имеющая аналогов в России.

Что касается традиционного судоремонта и судостроения. Мы расширяем нашу судоремонтную базу. Имеющегося у нас док-кессона недостаточно для выполнения всех запланированных работ. Поэтому сейчас начинаем работы по подготовке места на берегу, на которое уже в предстоящий межнавигационный период планируем поднять для ремонта 40-метровое судно на «баллонах».

На снимке: судоремонтные работы.

В прошлом году мы получили признание РКО на строительство судов и на прошлой неделе сдали заказчику новый причал с надстройкой для  Свято-Введенского Толгского женского монастыря. Работы выполнялись по индивидуальному проекту, стилизованному под архитектурные элементы ансамбля монастыря и для подхода рейсовых теплоходов проекта Р51-Э типа «Москва». 21 августа состоялась церемония открытия и освящения причала с участием высоких гостей. Для нас это тоже новое направление. Благодаря профессиональной команде, которая участвовала в реализации этого проекта, работы были выполнены в срок, причал получился ярким и привлекательным.

 

На снимке: пристань Толга.

─ Какими вы видите перспективы развития Ярославского порта?

─ Река Волга является звеном транспортной магистрали Север-Юг, которая связывает Каспийское, Черное моря с северными регионами. В свете сегодняшней политической международной обстановки планируется активный рост эффективности этого пути. Рассматриваю участие Ярославского порта в развитии Международного транспортного коридора «Север-Юг». Наше предприятие связывает различные грузопотоки, является важным транспортным узлом на Волге. Также по пути Север-Юг следуют грузы, предназначающиеся в центральные регионы России. 

Географическое положение г. Ярославля и порта, при решении ряда вопросов по судоходству ниже нас по Волге, может способствовать в перспективе становлению мультимодального хаба на пути МТК «Север-Юг». В этом направлении я вижу серьезный потенциал и огромные перспективы.     

Справка. Речной порт в Ярославле, расположенный на Волге в 522 км от Москвы, был создан после Второй мировой войны на базе пристани Ярославль, основанной в XIII веке. В 2018 году Ярославский речной порт отметил 70-летие. 

Порт принимает к обработке минерально-строительные грузы, металлопрокат. Помимо погрузочно-разгрузочных работ осуществляет грузовые и пассажирские перевозки, добычу и реализацию песка, межнавигационный ремонт и обслуживание флота. Численность порта составляет 389 человек.

Валерий Абидин возглавляет порт с 2015 года.

Беседовал Валерий НОВИКОВ. Фото предоставлено АО "Ярославский речной порт".

02:31