Главная / Города и музеи / «Русь Великая»: путешествие из Архангельска в Москву
logo

«Русь Великая»: путешествие из Архангельска в Москву

В 2015 году теплоход «Русь Великая» с пассажирами на борту впервые пришел в Архангельск. Никогда до тех пор речное пассажирское судно, обычно работающее на реках Центральной России, не пересекало бассейн Белого моря, не достигало берегов устья Северной Двины.

Однако тогда, с первым его приходом, были сомнения: судно построено в далеком 1960 году, проектировалось для плавания по внутренним водным путям. Насколько безопасно ходить на нем по морю, где в непогоду высота волны достигает 4─5 метров?

Ответ на этот вопрос дал сам теплоход; в том же году лайнер «Русь Великая» пришел морским путем в Архангельск и второй, и третий раз. Причем, почти всегда с полной загрузкой ─ около двухсот пассажиров.

Спрос рождает предложение; круизный центр объявил о планировании рейсов теплохода на Русский Север сразу с открытием навигации-2016. Позже уже ежегодно с середины мая до конца сентября маршруты из Москвы или Санкт-Петербурга до Архангельска и обратно стали регулярными. Так в 2021 и в 2022 годах «Русь Великая» выполнила по 8 рейсов, стоянки в Архангельске продлили с нескольких часов до двух суток.

На снимке: "Русь Великая" в порту Архангельска.

…В 2023 году к началу своего отпуска я уже знал, что теплоход «Русь Великая» вышел из Санкт-Петербурга 30 июля. 5 августа теплоход зашел в Архангельский порт точно по расписанию. На следующий день, 6 августа, было намечено отправление в Москву, в столице рейс завершится 14 августа. Именно этим маршрутом ─ из Архангельска в Москву ─ мне и предстояло пройти. Стоянки запланированы в городах Онеге, Повенце, Петрозаводске, Угличе. Короче говоря, мечты сбываются!

Заселение новой группы пассажиров началось 6 августа за час до отхода. Новичков встречал лично капитан; такова традиция, которой строго придерживаются экипажи пассажирского флота.

Команда «по местам швартовки стоять!» прозвучала по судовой трансляции вовремя, но все равно неожиданно. «Русь Великая» под звуки марша «Прощание славянки», под песни и пляски многочисленных провожающих отошла от морвокзала, развернулась на рейде и, набирая скорость, пошла на выход к морю. Переход от центра города до острова Мудьюг, где заканчивается устье Северной Двины, занимает три часа. После того, как скрылись за кормой прибрежные деревни и причалы порта, опустели пассажирские палубы судна, зрители разошлись по каютам.

Не думаю, что каждому из пассажиров разрешен вход на капитанский мостик. Аргументом в мою пользу была фраза, что всю сознательную жизнь провел на морском судне, на речном не бывал никогда. Лайнером управляли капитан, третий штурман, матрос-рулевой (это была девушка). Помощь в судовождении по Двинскому фарватеру оказывал лоцман, который обычно покидает судно у буя №1. Лоцман Алексей Зубов не сойдет на лоцманский катер, он останется на борту еще двое суток. По указанию руководства «Росморпорта» он проведет «Русь Великую» до рейда порта Онега.

На снимке: капитан Иван Носков и матрос-рулевой Яна Супринская. 

Капитан Иван Носков оказался приветлив и словоохотлив. От него многое узнал о судне, на котором предстоит провести десять суток. Возраст «Руси Великой» солидный ─ 63 года. Теплоход был построен еще в демократической Германии, по заказу Министерства речного флота СССР. Речное судно сошло со стапелей завода в Висмаре с именем «Генерал Ватутин» и полвека работало в составе судов Волжского речного пароходства. В 2010 году перешло в управление компании «Экспресс-Тур» (город Пермь) и два года ремонтировалось, а точнее модернизировалось.

В результате судно получило класс Регистра судоходства «М-Пр», то есть ему разрешено морское прибрежное плавание. Получило и новое имя ─ «Русь Великая». Под этим именем почти десять лет назад экипаж начал осваивать новые маршруты Русского Севера.

Экипаж молодой, достаточно сказать, что из 40 человек судовой команды 15 ─ курсанты речных и морских училищ. Сейчас они осваивают профессии на плавательской практике. Кстати, капитан Иван Владимирович тоже молод, ему нет и сорока, он работает в этой должности первую навигацию.

Остался за кормой остров Мудьюг, слышал, как вахтенный штурман по радиостанции попрощался с Архангельском. Судно, пересекая Двинский залив, легло курсом на северо-запад, к острову Жижгин. Белое море встретило нас легким южным ветром, волнения почти не было. Качку, уверен, не заметил даже самый сухопутный из пассажиров. Тут надо заметить, что желающие могли следить за движением лайнера прямо из каюты; электронная навигационная карта транслировалась по телевизору. Карта сообщала: наше морское плавание закончится утром 7 августа вблизи Кий-острова.

Расписание на круизном судне составлено так, что неприметные места ─ берега, населенные пункты ─ мы проходили по ночам. Так за первую ночь прошли центральную часть моря и весь Онежский залив с севера на юг. Когда рассвело, «Русь Великая» уже стояла на якоре в полукилометре от знаменитого своей многовековой историей острова. Можно было увидеть каменистый берег, густой лес и над верхушками деревьев купол церкви. После объявления о том, что катер «Буревестник», который будет перевозить туристов на остров, вышел из Онеги, на палубе началось движение.

На снимке: Онега. Инспектор портового контроля Александр Ипатов.

Появилась возможность увидеть одновременно практически всех пассажиров лайнера. Даже мимолетного взгляда хватило, чтобы понять, что основная их часть ─ люди пенсионного и предпенсионного возраста. Но побывать на острове хотелось всем, туристы уже выстроились на посадку. Директор круиза Кристина Гатина с помощницами быстро и без суеты распределяла их по группам, назначала очередность отправки.

Ближе к вечеру туристы начали возвращаться; кто помоложе и посмелей ─ на моторных лодках, кто терпеливее и любит комфорт ─ на катере «Буревестник», который курсировал между маленьким причалом острова и судном. И, конечно, делились впечатлениями. Да, островок маленький, за час можно обойти вдоль и поперек. Древний монастырь, церковь содержатся в чистоте и порядке. Летом здесь действует дом отдыха, так что туристы на Кий-острове были не одни. Прошлись босиком по гранитному берегу, удалось позагорать и даже искупаться в прогретой солнцем бухточке. «И зачем только шапку и варежки с собой на Север брала?», ─ закончила рассказ одна из путешественниц.

Переход до следующего пункта остановки наш лайнер снова выполнил ночью. Утром 8 августа мы стояли на якоре на виду всей Онеги. Появление в провинциальном городке пассажирского судна ─ событие большой важности. Нас ждали, туристический центр предоставил транспорт для желающих побывать на базе отдыха в Андозере. Или в деревне Порог, где река Онега встречается с каменистыми порогами. Пешие прогулки по Онеге сопровождают экскурсоводы. Рейдовый катер «Капитан Митягин» работает на перевозке людей до самого отхода «Руси Великой», но по расписанию.

Помнится, в последний раз мне довелось побывать в Онежском порту очень давно, еще в советские годы. Ничего не изменилось в районном центре за 30 лет; та же главная улица с рядами пятиэтажек, те же деревянные дома с огородом во дворе. Только жаль, пусты сегодня причалы лесозавода, хотя в те годы грузились беломорской доской одновременно по два судна-лесовоза, а еще четыре стояли в очереди на рейде. В 80-е ─ 90-е порт принимал до 180 судов за навигацию. Сейчас теплоход «Русь Великая» всего лишь 23-е судно, побывавшее в Онеге с начала навигации.

На снимке: Беломоро-Балтийский канал.

Поздним вечером, забрав на борт последних запоздавших пассажиров, наш лайнер отправился в дальнейший путь. Путь по Онежскому заливу, к Карельскому берегу преодолели ночью. Утром 9 августа показались поросшие лесом берега Сорокской губы, вытянувшийся далеко в залив волнолом и развалины причала. Бухта, целиком закрытая от моря, оказалась пустой и, похоже, заброшенной. Справа вдалеке виднелись жилые дома Беломорска.

Прямо по курсу ─ первый шлюз Беломоро-Балтийского канала (ББК). Если быть точным, не первый, а последний, его номер ─ 19. Нам предстояло за сутки пройти по всем девятнадцати шлюзам, подняться на сто метров над уровнем моря, а потом опуститься на уровень Онежского озера. На самом малом ходу вошли в шлюз, ширина которого 14 метров, у «Руси Великой» ширина корпуса чуть-чуть меньше, 13,5 метров. Надо ли говорить, какого надо достичь мастерства, чтобы попасть внутрь, ничего не поломав, даже не поцарапав. С удовольствием наблюдал филигранную работу судоводителей.

Довелось видеть и работу матросов. Когда с ходового мостика звучала команда «подать концы!», палубная команда отточенным движением набрасывала швартовы на кнехты, обтягивала втугую. Закрывались ворота ─ те, что остались за кормой. Шлюз за 5 ─ 7 минут наполнялся, судно вместе с водой поднималось на уровень берега. Затем открывались ворота, давая лайнеру выйти на простор очередной речки или озера. Снова звучала команда с мостика: «Отдать концы!», снова матросы без промедления сбрасывали швартовы с кнехтов.

О работе судовой команды при следовании в системе шлюзов знаю не понаслышке. В давние годы ходил на линии Мурманск ─ Канада. Канал с системой шлюзов от Монреаля до Великих Американских озер называют «Sea way» ─ морской путь. Преодоление 200 миль по узкому «морскому пути», непрерывные расхождения с судами и швартовки в семи шлюзах выматывали наш экипаж, а особенно палубную команду, до предела. С нынешней ситуацией есть что сравнивать, моему дизель-электроходу доставались такие трудности раз в полгода, «Руси Великой» ─ раз в неделю.

Как мне показалось, остановка в поселке Сосновец была просто для того, чтобы сделать передышку в бесконечных «подать ─ отдать швартовы». Пирс населенного пункта в документах значится как технический причал шлюзов №15 и №14. Для наших туристов здесь уже стояли автобусы, готовые отправиться на экскурсию в пригород Беломорска. А рядом расположились торговые ряды; местное население предлагало деликатесы Карелии: рыбу, грибы, ягоды.

На снимке: Беломоро-Балтийский канал, верхние шлюзы.

Для других пассажиров стало возможным прогуляться по поселку, где сошлись водный путь на Белое море, шоссейная и железная дорога на Мурманск. Это и определяло жизнь населенного пункта Сосновец. Какой-то дед, сидевший на завалинке у избы, за пять минут рассказал о житье-бытье. Мол, он хорошенько поработал в огороде, и потому выпил «с устатку», так что гостей на лодке по озеру, как часто бывало, нынче катать не станет. А еще просветил, что в поселке живет полторы тысячи человек, большинство взрослых работают на шлюзах. Но все поголовно кормятся огородом, лесом и рекой. Есть вокзал, почта, три магазина. Вот и все достопримечательности.

Как только вернулись туристы, побывавшие в Беломорске, «Русь Великая» отошла от причала, продолжила плавание на юг. Полный вперед! Фарватер, проложенный от шлюза к шлюзу, то сужался к берегам до пугающих 2─3 метров по каждому борту, то широко разливался на несколько километров. И почти всегда нас окружал лес, жилые постройки появлялись лишь на подходе к очередному шлюзу. И только тогда вахтенный штурман сбавлял ход до «самого малого». В ночь на 10 августа мы поднялись на самую вершину канала, прошли шлюзы №8 и №7.

Спуск к Онежскому озеру происходил гораздо короче, гораздо быстрее. Временами казалось, что катимся с горки, где глубоко внизу виден еще один шлюз или еще одно озерко. Утром мы уже стояли у причальной стенки перед первым и вторым шлюзами ББК. Отсюда наши туристы отправились в Медвежьегорск ─ промышленный и исторический центр одноименного района. А площадку перед судном быстро-быстро заполнили коробейники с неизменными рыбой, грибами, ягодами. Ассортимент продаж пополнился настойками, наливками, а также изделиями из знаменитой карельской березы.

В полдень прошли последние два шлюза и оказались среди широкой водной глади, в Онежском озере. Однако сразу же повернули к ближайшему причалу, в городке Повенец мы должны дождаться возвращения экскурсантов.

Расстояние между Повенцом и Петрозаводском ─ следующим пунктом нашей стоянки ─ около ста миль. Снова шли ночью. Когда по судовой трансляции прозвучало традиционное «с добрым утром, сегодня 11 августа», лайнер стоял у причала в центре города.

По другую сторону пирса расположились речные трамвайчики и скоростные «метеоры», «кометы». Этот флот выполняет прогулочные рейсы по озеру, а также на остров Кижи. Нам же предстояло знакомство со столицей Карелии.

Никогда раньше (так уж получилось) не бывал ни на каких экскурсиях. И первая в жизни экскурсия ─ это было знакомство с Петрозаводском. За три часа увидел не меньше десятка памятников и монументов, экскурсовод смогла убедить, что петрозаводчане беззаветно любят свой город, был поражен идеальной чистотой, которая царит в центре города. Прогулка по набережной с обилием парков, выставок, аттракционов окончательно утвердила в мыслях, что Петрозаводск ─ прекрасный город. Но мы здесь проездом.

На снимке: встречи на Вытегре.

Снова где-то в корме теплохода послышался шум двигателей. Прозвучала команда «отдать швартовы!», и от работающих винтов вскипела вода за бортом. Снова «Русь Великая» отправляется в путь, теперь по Онежскому озеру. По судовой трансляции объявили: «Завтра наш маршрут будет пролегать по реке Вытегре до Белого озера, дальше по реке Шексне до Рыбинского водохранилища, потом пройдем по Волге. Наберитесь терпения, следующая стоянка будет только 13 августа в городе Угличе».

Прошло уже несколько дней, проведенных на судне, но ни разу не видел кого-нибудь из машинной команды. То, что механиков и мотористов не видно ─ хороший признак. Это значит, теплоход идет заданным курсом с нужной скоростью, дизели и рулевая машина работают в заданном режиме. Когда в каютах и служебных помещениях есть электричество, горячая и холодная вода, кондиционер выдает нужные параметры ─ все это заслуга машинной команды и ее старшего механика Владислава Углева.

В южной части Онежского озера судоходство заметно активизировалось: здесь проходят пути с севера и запада в Центральную часть России. На подходе к реке Вытегре встречались грузовые суда и буксиры с баржами. У причалов городка с таким же названием стояли теплоходы, грузились бревнами. Известно, порт Вытегра специализируется на отгрузке леса-кругляка и пиломатериалов. Итак, 12 августа мы шли без остановок. Остановки, конечно, были, но только в шлюзах, счет которым все уже давно потеряли.

Полным ходом прошли Волго-Балтийский канал, а затем и Белое озеро. Встречных и попутных судов стало еще больше; иногда казалось, чтобы нам разойтись, ширины канала не хватит. Замечу, на морских дорогах обычная дистанция расхождения это две мили. Наши судоводители с улыбкой отвечали: «На реке воды гораздо меньше, поэтому дистанция 10 ─ 15 метров». Река Шексна встретила множеством палаток с отдыхающими. Народ, пользуясь выходными, выехал на природу; слышались песни, доносился запах шашлыков. К вечеру миновали ярко украшенные набережные и мосты города Череповца.

Вышли в Рыбинское водохранилище. И тут, глядя на проблесковое разноцветие бакенов, створных знаков, ходовых огней встречных судов, вспомнил рассказы земляка и коллеги, капитана из Беломорско-Онежского пароходства. Он говорил так: «Ночное плавание в каналах ─ это ужас какой-то. Впереди сплошное мигающее зарево, по бортам ─ камни. В общем, если удавалось, отстаивался на якоре до рассвета. Если нет, шел самым-самым малым ходом». «Русь Великая» шла полным. «У нас есть отличный локатор, есть электронная карта. А главное, мы никогда не рискуем, помним, что идем с пассажирами», ─ такой был ответ.

На снимке: на причале древнего Углича. 

С рассветом 13 августа мы вошли в Волгу. Признаться, не изменилось на нашем пути ничего; близкий берег с палатками, моторные лодки и яхты тут и там, встречные и попутные суда. Может быть, только поселки и деревни стали попадаться чаще. Скоро впереди показался древний город Углич. У его причалов уже стояли два белоснежных лайнера. Видно, что пассажиры с этих судов уже гуляли по набережной. Пришвартовались к свободному пирсу и мы. Никак не ожидали, что самодеятельные артисты устроили концерт в честь нашего прибытия. Приятно!

Туристы с «Руси Великой», объявившие о желании прогулки по городу и за городом, тут же заняли места в автобусах. Другие предпочли пешее знакомство с Угличем. Как мне показалось, подмосковный городок представляет собой образец того, как надо работать с туристами. Первое ─ масса гостиниц и мест, где можно покушать. Второе ─ сувенирные лавки, магазинчики с изделиями мастеров находятся в центре города, их не меньше ста. И наконец, старинные здания, монастыри, церкви ─ они тоже рядом. Местные жители утверждают, что Углич ─ город музеев. И это чистая правда.

А пока туристы отдыхают на берегу, в каютах, коридорах, на открытых палубах кипит работа ─ матросы чистят и драят свой лайнер до зеркального блеска. Места, где померкла краска, где пробилась ржавчина, шлифуют, наносят грунт и красят ночами, чтобы к утру высохло. А еще ночами вблизи пассажирских кают дежурит пожарная вахта, обходы, которые выполняют матросы, призваны предотвратить любую неожиданность, любую неприятную ситуацию.

После полудня отправились дальше «…вверх по матушке – по Волге». А вечером был назначен капитанский ужин. Иван Владимирович подвел итоги круиза:

─ Нам удалось застать на Беломорском Севере и теплые дни, и белые ночи. И везде нам сопутствовала отличная погода, без штормов и туманов. Мы прошли около 350 километров по рекам Ленинградской области, прошли Ладожским и Онежским озерами, дважды поднялись шлюзами Беломоро-Балтийского канала и дважды пересекли заливы Белого моря. За кормой остались Белое озеро и Рыбинское водохранилище. Завтра пройдем Каналом имени Москвы, и обязательно вас привезем в столицу. Можете не сомневаться!

Последние слова капитан говорил под аплодисменты и одобрительный смех присутствующих.

Уверен, что мало кто спал в эту ночь, чемоданное настроение витало над теплоходом. На прощание несколько человек из числа пассажиров и команды устроили в конференц-зале концерт.

А тем временем за иллюминатором мелькали Иваньковское водохранилище, города Дубна и Дмитров, Яхрома и Долгопрудный, река Клязьма и пригород столицы ─ Химки. Наконец, показался Северный речной вокзал. Здравствуй Москва. До свидания «Русь Великая», счастливого плавания!

Владимир СОКОЛОВ. Фото автора.

01:45