Главная / Личность / Беловы: династия волжских речников
logo

Беловы: династия волжских речников

Представители династии Беловых трудятся на флоте свыше ста лет. Одним из основателей династии волжских капитанов стал Белов Николай Иванович (5 (18).12.1902 – 02.11.1987), потомственный речник, капитан Волжского бассейна.

На снимке: Н.И. Белов.

Родился он в деревне Голошубиха Кадницкой волости Макарьевского уезда Нижегородской губернии (ныне Кстовский район Нижегородской области) в многодетной семье речника. Окончив в 1915 году сельскую школу, в 1916-м начал трудовую деятельность матросом на пароходе «Иосиф» Торгово-промышленного товарищества «Братья Шмидт» в Саратове.

В 1890-х годах «Торгово-промышленное товарищество братьев Шмидт в Саратове» начало создавать собственную речную флотилию из грузовых пароходов и барж для извоза муки по Волжскому бассейну. Она включала 4 парохода — «Мельник», «Иосиф» (перестроен в 1895 году), «Михаил» и «Колонист». По данным ГАСО (Ф4, оп.3, д.51) на 1910 год Пароходное предприятие Торгового Дома «Братья Шмидт» имело пароходы: «Иосиф», «Колонист», «Мельник», «Крупчатник», «Русалка» и до 40 непаровых судов, в том числе 25 крупных барж. Позднее товарищество имело 6 пароходов.

В 1916 году Николай Иванович был призван в царскую армию, на фронте находился вплоть до 1919 года. Участник Гражданской войны, во время которой работал штурвальным на паровом буксире «Колонист», построенном в 1888 году на заводе «Акционерное общество «Сормово»» (ныне ПАО «Завод «Красное Сормово»», Нижний Новгород). Затем он трудился штурвальным на паровом буксире «Моисей», построенном в 1898 году (мастерские Соловьева, г. Елабуга) Волжского управления речного транспорта (с 1923 г. – Волжское государственное речное пароходство).

 

На снимке: комсомольский буксирный пароход «Изобретатель», ранее «Моисей» (1931 г., река Вологда).

С 1920 года ─ практикант на товаро-пассажирском пароходе «Пермяк» Волжского управления речного транспорта (ВУРТ), курсировавшем по маршруту Нижний Новгород ─ Пермь. Это судно было построено в 1906 году на Воткинском (Камско-Воткинском) казенном заводе Сарапульского уезда Вятской губернии.

 

 На снимке: пароход «Пермяк», река Волга, Нижний Новгород, речной вокзал. 

В 1920 году поступил в Нижегородский техникум водного транспорта (впоследствии ─ Горьковское речное училище; Нижегородское речное училище имени И.П. Кулибина, филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»). В начале навигации 1921 года был направлен для прохождения практики на пароход «Молдаванин» нефтефлота, однако вследствие болезни родителей прервал обучение и вместе со старшим братом занимался воспитанием младших братьев и сестер.

С 1922 по 1929 года работал матросом и рулевым на пароходах «Иловатский затон» (буксирно-пассажирское судно, было построено в 1899 году на заводе Булычева, село Иловатка, Орловского уезда, Вятской губернии), «Гурка» и «Рыбак» (буксирно-пассажирское судно 1859 года постройки: машина – Бельгия, корпус – Балахна, баржах «Болгария» и «Могучий», а также штурвальным на судах нефтефлота «Воевода» (буксирно-пассажирское судно, построено в 1881году в Костроме) и «Днепрострой».

 

На снимке: пассажирский пароход «Иловатский затон» товарищества Вятско-Волжского пароходства у пристани в Вятке.

В период с 1927 по 1931 годы учился на судоводительском отделении Северо-Двинского дневного рабочего техникума водного транспорта в городн Великий Устюг («Великоустюгское речное училище им. З.А. Шашкова», ныне – Велико-Устюгский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова»), который окончил с отличием, получив диплом штурмана речного флота первого разряда.

Там, в училище, познакомился и многие годы дружил с Зосимой Алексеевичем Шашковым ─ будущим наркомом и позже министром речного флота СССР. С 1929 по 1931 годы трудился помощником капитана буксирного парохода «Юпитер» Северного речного пароходства, затем работал помощником капитана на пароходах «Демагог» (бывший «Иосиф») и на товаро-пассажирском пароходе «Сибиряк» (1902 года постройки, Молитовка, село Балахнинского уезда мастерские (завод) Яковлева) Волжского государственного речного пароходства, который работал на линии Нижний Новгород ─ Пермь.

С 1931 года ─ помощник капитана переправы «Нижкотельнич» Московско-Горьковского управления железной дороги. С 1934 г. трудился помощником капитана парохода «Ярославль» (год и место постройки: 1902, Городец, село Балахнинского уезда Нижегородской губернии, завод Зайкова Верхне-Волжского речного пароходства.

С 1936 года ─ заведующий учебной частью Учебного комбината Средне-Волжского речного пароходства, с 1940 ─ второй штурман товаро-пассажирского парохода «М.В. Ломоносов» (1905 года постройки, Сормово, Балахнинский уезд, завод акционерного общества «Сормово» Верхне-Волжского речного пароходства.

 

 На снимке: пароход «М.В. Ломоносов».  

Осенью 1943 ушёл на фронт, вступив сначала в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а затем в секретные войска НКВД СССР. Участник Великой Отечественной войны; плавал штурманом на военном корабле, выполнявшем боевые задания на маршруте Куйбышев (ныне Самара) ─ Сталинград (ныне Волгоград). В качестве первого штурмана пассажирского парохода «М.В. Ломоносов» Верхне-Волжского речного пароходства участвовал в обороне Сталинграда; занимался перевозкой войск, медикаментов и оборудования в осажденный город, эвакуировал мирное население, вывозил в тыл раненых.

Многие прославленные речники, ставшие впоследствии знаменитыми капитанами на Волге, прошли эти страшные испытания или сквозь горнило сражений, или в тяжелом труде. Многим речникам известны их имена: Владимир Андреевич Кириллов (28.08.1925 ─ 20.08.1999), Леонид Васильевич Пушкарёв (10.06.1926 ─ 07.11.1995) и другие. В самое жаркое время ожесточенных боев под Сталинградом Андрей Иванович Белодворцев (01.09.1906 ─ 01.11.1982) был командиром плавучего госпиталя на пароходе «Гончаров». Со всеми Николай Иванович был дружен и поддерживал теплые приятельские отношения.

В 1944 году Н. И. Белов переведен первым штурманом на пассажирский теплоход «Максим Горький» (построено в 1905 году в Лелюховском затоне, ныне – затон им. М.И. Калинина, Нижний Новгород) Московско-Окского управления речного пароходства (впоследствии Московское речное пароходство), использовавшегося в качестве служебно-разъездного судна для советских высших партийных руководителей.

На снимке: теплоход «Максим Горький», река Волга, г. Горький.  

Демобилизовавшись в ноябре 1947 года в звании младшего лейтенанта, вернулся на речной флот на должность начальника судоподъемного цеха при Затоне имени В.В. Куйбышева («Кирельская РЭБ флота») Средне-Волжского речного пароходства.

С 1948 по 1956 годы на волжских судостроительных заводах в Горьком и Сталинграде велось строительство новых судов проекта 11 «Большая Волга». Всего за этот период было построено более 120 сухогрузных теплоходов этого проекта. Суда предназначались для транспортировки насыпных, навалочных, тарно-штучных грузов, угля, щебёнки, песка и гравия, бумаги в рулонах, древесины в брёвнах.

Большинство судов были модернизированы и эксплуатировались до 2000-х годов. Суда типа «Большая Волга» и её модернизированный вариант «Шестая пятилетка» являлись основным перевозчиком грузов в Волжском бассейне. Н. И. Белову было поручено принимать новые суда и вводить их в эксплуатацию. В 1949 году он назначен капитаном теплохода «Эстония» (проект 11, тип «Большая Волга», построено в 1949 году на ССЗ «Красное Сормово», ССЗ № 112, г. Горький). С 1950 года ─ капитан теплохода «Керчь» (проект 11, тип «Большая Волга», построено в 1950 году на ССЗ «Красное Сормово», ССЗ № 112, г. Горький), в 1952-м возглавил экипаж теплохода «Калуга» (проект 11, тип «Большая Волга», построено в 1950 году на ССЗ «Красное Сормово», ССЗ № 112, г. Горький), с 1954 г. ─ капитан теплохода «Камышин» (проект 11, тип «Большая Волга», построено в 1952 году на ССЗ «Красное Сормово», ССЗ № 112, г. Горький) Волжского грузо-пассажирского речного пароходства, с 1957 года ─ капитан теплохода «Тюмень» (проект 576, тип «Шестая пятилетка», построено в 1956 году на ССЗ «Красное Сормово», ССЗ № 112, г. Горький) Волжского объединённого речного пароходства (ВОРП).

На фото: теплоход «Эстония», река Волга, Ивановская область, Пучеж.  

 С 1961 года до выхода на пенсию в 1963-м работал капитаном – третьим пом. механика на теплоходе «Дудинка» (проект 576, тип «Шестая пятилетка», построено в 1957 году на ССЗ «Красное Сормово», ССЗ № 112, г. Горький) ВОРП. Находясь на заслуженном отдыхе, с 1964 года трудился капитаном ─ третьим помощником механика теплохода «Саратов» (проект 576, тип «Шестая пятилетка», построено в 1957 году на ССЗ «Красное Сормово», ССЗ № 112, г. Горький); в 1965 г. во время болезни основного капитана временно руководил командой теплохода «Умань» Городецкого судоремонтно-механического завода ВОРП.

В 1963 году Николай Иванович ушёл на пенсию. Но, находясь на заслуженном отдыхе, активно трудился на речном транспорте по вызовам из пароходства ─ на вахтах по несколько месяцев на замене капитанов, временно выбывших из штата; на перегоне судов на подводных крыльях с судостроительных заводов. Работал с первым капитаном судов на подводных крыльях Виктором Григорьевичем Полуэктовым. Сопровождал в качестве лоцмана суда, сошедшие со стапелей судостроительных заводов в Сормове и в Навашине, а также рыболовецкие сейнеры, которые шли в Каспийское море.

Николай Иванович активно занимался общественной работой, являлся председателем группы народного контроля. Находясь на пенсии, преподавал лоцию и судовождение в Горьковском речном училище им. И.П. Кулибина.

На снимке: капитан Белов Н.И.

Награжден Орденом Ленина (указ Президиума Верховного Совета СССР 3 апреля 1954 года), медалями («За победу под Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945», «20 лет победы над Германией», «30 лет победы над Германией», «50 лет Вооруженных сил СССР» и др.), а также благодарностями начальника пароходства, министра речного флота, ведомственными знаками отличия. Похоронен на кладбище в г. Балахне Горьковской обл. (ныне  Нижегородской области, в районе реки Пыра).

Оба его брата также долгие годы трудились в отрасли. Старший брат ─ Белов Александр Иванович (1899–1978) ─ после окончания в 1932 судоводительского отделения стажистов при Горьковском политехникуме водного транспорта (впоследствии Горьковское речное училище) работал капитаном парохода «Колхозница» Верхне-Волжского речного пароходства. Похоронен на кладбище в д. Кувардино Кстовского р-на Нижегородской обл. Младший брат ─ Белов Сергей Иванович (1911–1976) ─ трудился капитаном парохода «Алексей Стаханов» Министерства внутренних дел СССР. Похоронен на Пермском городском кладбище «Южное» (ныне муниципальное кладбище города Перми «Южное»).

Его сын Белов Владимир Николаевич (08.05.1939–26.04.2021) ─ капитан волжского бассейна. Родился в городе Куйбышеве (ныне Самара). Окончив в 1955 восемь классов средней школы в городе Правдинске Балахнинского р-на Горьковской обл., в том же году поступил и в 1957-м завершил обучение в Ремесленном училище №24 в г. Горький (с 1962 – ГПТУ №11, с 1996 по 2011 – ГОУ НПО «Профессиональный лицей №11»; ныне не существует), после окончания которого с 1957 года работал рулевым на теплоходе «Тюмень» Городецкого СРМЗ ВОРП.

С 1958-го служил на Балтийском флоте. Демобилизовавшись в 1959-м по состоянию здоровья, трудился рулевым-мотористом на теплоходе «Тюмень», в навигацию 1960 года работал в упомянутой должности на теплоходе «Уржум» (тип «Шестая пятилетка», проект 576, построено в 1960 году на ССЗ «Красное Сормово», ССЗ № 112).

На снимке: В.Н. Белов.

С 1960-го по 1965 годы учился на судоводительском отделении Казанского речного техникума (с 2003 г. Казанский речной техникум имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева; ныне – Казанский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»), который окончил по специальности «Судовождение на внутренних водных путях». В период обучения трудился рулевым-мотористом на сухогрузных теплоходах «Таллин» Городецкого СРМЗ (проект 576, построено в 1956 году на ССЗ «Красное Сормово» (ССЗ № 112)), «Семигорье» (проект 576, тип «Шестая пятилетка», построено в 1960 году в Румынии на заводе «Şantierul Naval Olteniţa», г. Олтеница) и «Икша» (проект 21-88, тип «Калининград», построено 19.12.1962 в Словакии на заводе «Lodenice Gabora Šteinera», г. Комарно) Чайковской ремонтно-эксплуатационной базы флота.

На снимке: теплоход «Семигорье», река Москва, г. Москва, Кремлёвская набережная, 1967 г.

Окончив техникум, в 1965 году был принят на должность мастера пути – помощника капитана – пом. механика Горьковского технического участка пути Волжского БУП («Волжское ГБУВПиС»; ныне – Нижегородский район водных путей и судоходства, филиал ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»). С 1966 года трудился третьим штурманом – третьим пом. механика резерва и вторым штурманом – третьим пом. механика теплохода «Липецк» Городецкого судоремонтно-механического завода (тип «Шестая пятилетка», проект 576, построено 30.06.1957 на ССЗ «Красное Сормово» (ССЗ № 112)). С 1969 вновь работал на теплоходе «Таллин» первым штурманом – первым пом. механика.

В 1972 г. переведен в Горьковское пассажирское районное управление ВОРП первым штурманом – вторым пом. механика теплохода «Метеор-91» (проект 342Э), эксплуатировавшегося на линиях «Горький – Рыбинск» и «Горький – Чистополь». Судно было построено в 1972 году на Зеленодольском ССЗ им. А.М. Горького (завод № 340).

На снимке: Метеор-91, река Волга, Чебоксарское водохранилище, Горьковская область.

В 1975 г. трудился капитаном-дублером – первым пом. механика экспериментального газотурбохода на подводных крыльях проекта 1708 «Буревестник» ССРЗ им. 40-й годовщины Октября («Сопчинский затон») ВОРП, построенного в единственном экземпляре в 1964 году на ССЗ «Красное Сормово» (ССЗ № 112) в г. Горький. Судно обслуживало линию Горький – Казань – Горький. В ноябре того же года вновь назначен первым штурманом – вторым пом. механика теплохода «Метеор- 91» ВОРП.

 

На снимке: пассажирский газотурбоход на подводных крыльях типа «Буревестник».

В 1977 утвержден капитаном-дублером – первым пом. механика теплохода «Восход-2», (проект 352, был построен 03.06.1976 на Судостроительном заводе «Море» (завод № 831) в г. Феодосия Украинской ССР [ныне – Республика Крым, Россия]) Горьковского пассажирского порта.

Одновременно в 1978 году заочно окончил судомеханическое отделение Горьковского речного училища им. И.П. Кулибина по специальности «Эксплуатация судовых силовых установок». В том же году был назначен капитаном служебного теплохода «Волга» (бывш. «ОМ-360», проект 780-03, построено в 1960 году на ГП «Московский судостроительный и судоремонтный завод», г. Москва) ВОРП, на котором проводились встречи и приемы официальных правительственных делегаций на высоком государственном уровне.

На снимке: служебный теплоход "Волга".

Белов В.Н. работал в команде начальника Волжского пароходства. В это время начальником ВОРП был Константин Константинович Коротков. Именно на эти годы (1960–1984) приходится расцвет Волжского пароходства со всей его инфраструктурой. Это и порты, и заводы, и ремонтно-эксплуатационные базы, и управление рабочего снабжения, и склады материально-технического снабжения, и техникумы, училища, учебные комбинаты. За «коротковскую» эпоху флот обновился на 80%, пополнился новыми судами. Значительно обновился пассажирский флот, на Волгу пришли современные комфортабельные теплоходы, построенные в Чехословакии, Венгрии, Германии, Австрии. В Волжском пароходстве работало более 200 судов на подводных крыльях, которые совершили революцию на водном транспорте XX века.

С 1988 года до выхода на пенсию в 1994-м работал капитаном на буксирах-толкачах «Керженец» (проект Р-14, построен в 1973 году на Лимендском судостроительно-судоремонтном заводе СРП, г. Котлас) и «Речной-20» (проект 908, построено в 1965 году на Заводе № 344 в г. Пермь) Горьковского грузового порта (ОАО «Нижегородский порт»).

 

На снимке: буксир-толкач «Речной-20», река Ока, Рязанская область, Касимовский район.  

Находясь на заслуженном отдыхе, продолжал трудиться у частных судовладельцев: с 1994 года возглавлял экипаж теплохода «Арго» (ранее «Московский-22», проект 81080, построено в 1987 году на ГП «Московский судостроительный и судоремонтный завод», г. Москва), с 1996 по 2004 годы ─ капитан – пом. механика служебно-разъездного теплохода «Михаил Сизов» (ранее «Московский-9», проект 81080, построено в 1985 году на ГП «Московский судостроительный и судоремонтный завод», г. Москва) ОАО «Нижегородский порт».

 

На снимке: капитан В.Н. Белов.  

В общей сложности отработал в командных должностях Волжского объединенного речного пароходства более 30 лет. Автор многих внедренных рационализаторских предложений. Награжден медалями, ведомственными знаками отличия. Похоронен на Красном (Бугровском) кладбище в г. Нижнем Новгороде.

Денис Владимирович Белов, к.х.н., доцент, с.н.с. ИПФ РАН. Источники фото: семейный архив автора, сайт "Водный транспорт" (fleetphoto.ru), сайт "Речная старина" (oldriver.ru).

01:05