Главная / Личность / Степан Макаров: адмирал-новатор
logo

Степан Макаров: адмирал-новатор

Степан Осипович Макаров ─ легенда русского флота: вице-адмирал, автор теорий непотопляемости и использования ледоколов, изобретатель «колпачков Макарова» и семафорной азбуки, исследователь Мирового океана и полярных территорий.

Он родился 8 января 1849 в городе Николаеве Херсонской губернии в семье морского офицера Осипа Фёдоровича Макарова. Когда после Крымской войны (1853-1856) Парижским мирным договором территория Черного моря была объявлена нейтральной, и Черноморский флот прекратил свое существование, отца Степана переводят на Дальний Восток в Сибирскую флотилию. Так, в апреле 1858 года семья Макаровых переезжает в Николаевск-на-Амуре, где в том же году Степан поступает в Николаевское морское училище по подготовке офицеров корпуса штурманов. За время обучения он успел принять участие заграничных морских походах в залив Де-Кастри и порт Дуэ (1861), а также экспедиции к берегам Северной Америки (1863—1864).

Окончив училище в 1865 году первым по успеваемости, последующие два года унтер-офицер Макаров служил на корветах «Варяг» и «Аскольд». Капитаны, под руководством которых он находился, отмечали его талант в морском искусстве и сулили ему успешную карьеру моряка. Доказательством его особых качеств и выдающихся успехов в науках стало звание гардемарина Морского кадетского корпуса, присужденное ему в 1867 вместо звания кондуктора корпуса штурманов.

После этого Макаров продолжил свою службу на фрегате «Дмитрий Донской». Он участвовал в двух плаваниях, каждое из которых принесло ему значительные достижения: итогом первого становится публикация научной статьи «Инструмент Адкинса для определения девиации в море» (1868), второго ─ присвоение звание мичмана (1869). С этого момента начинается новый этап жизни Степана Осиповича в качестве офицера российского флота.

Его первое офицерское плавание закончилось неудачно. Броненосная лодка «Русалка», на которую пришлось первое назначение Макарова, напоролась на подводный камень. Относительно небольшие повреждения чуть не привели к гибели корабля, но капитану все же удалось его спасти, посадив на мель. Макарова удивила неподготовленность судна и экипажа к повреждениям корпуса и другим авариям, способным потопить корабль.

Серьезно заинтересовавшись этим вопросом, мичман занялся изучением причин аварий кораблей и поиском способов борьбы за их непотопляемость. Результаты его исследования отразились в статье «Броненосная лодка «Русалка», опубликованной в журнале «Морской сборник» в 1870 году. В ней детально описаны предложения по решению проблемы, технические средства и устройства, которые позволят спасти судно в аварийных случаях.

Одним из самых известных изобретений офицера стал пластырь для заделки пробоин. В отличие от «заплаток» из парусины и досок, используемых ранее, он был сделан из шинкованного мата, легко сворачивался в рулон, что делало его более удобным для хранения и быстрого применения. В 1870 году приспособление было зарегистрировано, после чего получило мировую известность как «пластырь Макарова».

Кроме того, мичман выдвинул идею разделения корабля на отсеки непроницаемыми перегородками, что позволило бы предотвратить затопление всего судна в случае аварии в одном из них. Он также разработал стационарную водоотливную систему и герметические крышки на палубные люки. Все предложения Степана Осиповича были одобрены и приняты российским Морским министерством. Так родилась «теория непотопляемости» судна, вопросами и практической реализацией которой Макаров занимался последующие 30 лет.

Благодаря своей изобретательности, Степан Макаров стал героем Русско-турецкой войны (1877—1878). Макаров разработал конкретный план действий против турецкого флота. Он предложил использовать быстроходный пароход в качестве корабля-базы для тихоходных минных катеров (на самом деле использовались и торпеды, но в то время они назывались «минами Уйатхеда»).

Еще до начала войны в 1876 году Макаров получает назначение на Черноморский флот, где вступает в командование пароходом «Великий князь Константин» и сразу же приступает к его переоборудованию.
Его план состоял в следующем: ночью пароход прибывает в место обнаружения вражеского корабля, где катера, снабженные шестовыми или буксирными минами, спускаются на воду для рассредоточенной и внезапной атаки противника. После этого катера поднимаются обратно на палубу, и пароход быстро уходит с места действий.

Такая тактика позволяла эффективно использовать демобилизованные гражданские судна, уравновешивая силы Российской империи с сильным флотом Турции. Поэтому сразу после объявления войны Макаров добивается «высочайшего» разрешения из Петербурга и приступает к осуществлению своего плана.
За время боевых действий «Великий князь Константин» взорвал и потопил множество турецких броненосцев, сторожевых и грузовых судов. Среди них сторожевик «Интибах», впервые в мире потопленный торпедами. За свои военные заслуги Макаров получил звание капитана II ранга, а также стал кавалером золотого оружия «За храбрость» и нескольких боевых орденов, в числе которых Святой Георгий IV степени.

Идея Макарова положила начало новым приемам ведения морского боя и развитию минных катеров – предшественников современных торпедных катеров, малых подводных лодок и эскадронных миноносцев.
После войны Степан Осипович некоторое время проводит в Петербурге в качестве флигель-адъютанта Свиты Его Величества, и командира отряда миноносок. Однако в скором времени покидает город, чтобы принять участие в Ахал -Текинской военной экспедиции (1880-1881 гг.). Он становится заведующим морской частью при войсках, действовавших в Закаспийском крае, и занимается организацией снабжения водным путем из Астрахани в Красноводск.

При этом стремительное развитие карьеры военного офицера не мешает Макарову совершать важные для страны и мира научные открытия. В 1881 году, выполняя дипломатическую миссию в Константинополе, Степан Осипович, будучи командиром корабля-стационера «Тамань», занялся изучением течений в проливе Босфор. Он обнаружил два противоположных течения на разных уровнях: верхнее из Черного моря, а нижнее ─ из Мраморного. Его труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей» стал научной сенсацией, принесшей Степану Осиповичу Макарьевскую премию от Академии наук.

С 1886 по 1889 год Макаров, командуя новым корветом «Витязь», пребывает в кругосветном плавании, где вместе с экипажем проводит широкие океанографические и аппаратные исследования Тихого океана.
Их итогом становится создание Макаровым более надежного батометра (прибора для взятия проб воды с различных глубин) и публикация его двухтомного научного труда «„Витязь“ и Тихий океан», вошедшего в золотой фонд мировой морской науки.

За ценнейшие исследования вод Средиземного моря и Тихого океана Степан Осипович получает свою вторую Макарьевскую премию Академии наук, а также награждается золотой медалью Русского географического общества.

В 1890 году за выдающиеся достижения офицера произвели в контр-адмиралы и назначили младшим флагманом Балтийского флота, а буквально через год перевели на должность главного инспектора морской артиллерии.

Назначение было серьезным: в обязанности Макарова входили контроль боеспособности и повышение эффективности всей морской артиллерии российского флота. За три года службы в этой должности он внес множество предложений по укреплению и совершенствованию артиллерии, однако лишь некоторые из них получили развитие.

Главным из таких нововведений стали изобретенные Макаровым в 1892 году бронебойные наконечники для снарядов – так называемые «макаровские колпачки». Они представляли собой наконечник из мягкой нелегированной стали, которая, сплющиваясь при ударе, заставляла твердый верхний слой брони трескаться, благодаря чему оставшаяся после «колпачка» твердая часть бронебойного снаряда легко пробивала нижние, значительно менее твердые, слои брони. Это изобретение могло сильно повлиять на течение русско-японской войны, однако его внедрению мешала сложная технологическая задача - крепление колпачка на снаряде, которая была решена уже после гибели адмирала.

В 1894 г. Макаров принимает командование эскадрой в Средиземном море, которую в 1895 году из-за угрозы войны с Японией переводит на Дальний Восток, в результате чего становится командиром эскадры Тихого океана. Через год Степану Макарову присваивают звание вице-адмирала флота.

В 1895 году Макаров создает русскую семафорную азбуку, а уже в 1897 он положит начало самому крупному в мире ледокольному флоту.

Идею ледокола Степан Осипович высказал еще в 1892 году, однако ему потребовалось пять лет, чтобы подготовить его научное обоснование. В 1897 году он отправляет морскому министру первую записку, в которой выдвигает идею освоения Северного морского пути и исследования Арктики при помощи ледоколов. Однако не получает ответа ни после первой, ни после множества повторных записок и писем. Добиться внимания к проекту, а затем и его финансирования помог Д.И. Менделеев, имевший особый авторитет во властных кругах.

Макаров стал руководителем комиссии по разработке технических требований к первому арктическому ледоколу «Ермак», который был заложен на английской верфи в Ньюкасле в декабре 1897 года и спущен на воду менее чем через год. В 1899 году Макаров вышел на «Ермаке» в море, совершив на нем первое плавание из Ньюкасла в Кронштадт, а через два года отправился на новом ледоколе в пятимесячное арктическое плавание к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.

В арктические плавания вице-адмирал уходил уже главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта (он был назначен на эту должность в декабре 1899). Вернувшись к своим обязанностям, Макаров вовсю занялся разработкой методик для тренировки моряков в мирное время, однако продлилось это недолго – в феврале 1904 года начинается Русско-японская война.

Конфликт назревал давно: обе империи хотели заполучить территорию тихоокеанского побережья Китая и Кореи. Как опытный флотоводец, знакомый с ситуацией на Тихом океане, Макаров отлично это понимал и настаивал на необходимости развития и укрепления российского флота в этом регионе. За четыре дня до официального начала войны адмирал составляет аналитическую записку с предупреждением о скором наступлении Японии и отчетом о недостатках русской противоторпедной обороны. Он оказался прав.

Проницательность и военный опыт Макарова стали причиной его назначения командующим Тихоокеанской эскадрой. 8 марта 1904 года он прибывает в Порт-Артур – одну из главных баз русского флота. В первые же дни он организует регулярную боевую подготовку экипажей, выходит с эскадрой в море на поиски противников, тем самым возрождая боевой дух морских офицеров и матросов. Флагманским кораблем вице-адмирал выбирает броненосец «Петропавловск», на котором лично участвует в боевых действиях.

30 марта 1904 года Макаров высылает отряд миноносцев в разведывательный рейд. Утром следующего дня адмирал узнает, что миноносец «Страшный», не вернувшийся на базу, вступил в неравное сражение с японскими кораблями. Командующий высылает на помощь крейсер «Баян», а затем и сам отправляется на «Петропавловске» к миноносцу. Флагманский броненосец сумел отогнать корабли противника, но вскоре столкнулся с главными силами японского флота. Повернув в сторону Порт-Артурской гавани, в двух с половиной милях от берега «Петропавловск» с Степаном Макаровым на борту подрывается на якорной мине.

Гибель 55-летнего вице-адмирала Макарова, талантливого и уважаемого флотоводца, стала не только ударом для Тихоокеанского флота, но и одним из решающих факторов поражения Российской империи в Русско-Японской войне.

Степан Осипович Макаров вошел в историю как изобретательный ученый-новатор и талантливый флотоводец, во многом определивший пути развития морского флота, океанографии и исследований полярных территорий. В его честь названы многие учебные заведения морского флота, в их числе Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке и Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге, а также установлены памятники во многих городах России.

Ирина ЛЕВЧЕНКО. Фото из открытых источников.

20:01