Главная / Личность / Валентина Орликова: маленький капитан большого судна
logo

Валентина Орликова: маленький капитан большого судна

Женщины уже давно и умело осваивают сложнейшие профессии, которые когда-то считались чисто мужскими. Еще в ХIХ веке было практически невозможно представить женщину-капитана судна. Достаточно вспомнить, что вообще говорили о женщине на корабле. Но все изменилось в ХХ столетии.

Те, кто интересуется историей мореплавания, знают или, по крайне мере, слышали про Анну Щетинину – первую женщину-капитана дальнего плавания не только в СССР, но и в мире. А мы хотим вам рассказать о первой женщине-капитане большого морозильного рыболовного траулера (БМРТ) и единственной женщине-капитане китобойного судна Валентине Яковлевне Орликовой, легенде советского флота, ветеране Великой Отечественной войны.

Любовь к морю – с детства и на всю жизнь 

Она родилась 19 февраля 1915 года в старинном городе Сретенске (ныне это Забайкальский край), но с трехлетнего возраста жила во Владивостоке, куда переехала ее семья. Позже Валентина вспоминала, как девочкой все свое свободное время проводила на морском берегу, как вслушивалась в шум волн и мечтала. Горячо полюбив море еще в пятилетнем возрасте, она решила и свою судьбу связать с ним. В выборе своего дальнейшего жизненного пути девушка не сомневалась: она будет конструировать суда и ходить на них.

Сказано – сделано. Окончив школу, Валентина четыре года проучилась на вечернем отделении судостроительного факультета во Владивостокском водном техникуме путей сообщения. А днем была подручной судосборщика на «Дальзаводе». 

В 1932 году Орликовы перебрались в Москву, но Валентина в столице не осталась – уехала в город на Неве работать чертежницей в конструкторском бюро Балтийского завода и учиться на рабфаке кораблестроительного института. В институте она окончила только первый курс, а потом из-за болезни ей пришлось вернуться к родителям в Москву. В учебе была взята пауза.

Пока девушка жила в столице, она успела поработать на строительстве канала Москва – Волга, а осенью 1937 года все же восстановилась в Ленинградском кораблестроительном. После второго курса студентка Орликова перевелась на судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Практические навыки она получала на паруснике «Вега» (на снимке). 

С чего начинает карьеру каждый будущий генерал? Правильно – с солдатской службы. Вот и будущий капитан Орликова пришла на флот матросом. Будучи матросом на своем первом судне, она занималась астрономическими наблюдениями, а еще училась быть лоцманом. Матросские вахты она несла наравне с мужчинами, как и наравне с ними изучала штурманское дело.

У войны не женское лицо

В мае 1941 года Валентина уже чувствовала себя успешным выпускником вуза, только вот получить диплом помешала внезапно грянувшая война. С началом Великой Отечественной она стала штурманом-практикантом на одном из судов Балтийского пароходства. Будучи членом экипажа судна-госпиталя, в августе 1941 года она участвовала в эвакуации шести тысяч раненых из Таллина.

«С врагом лицом к лицу я впервые встретилась именно в море. На нашем судне был красный крест, но фашисты все равно установили мины специально по нашему курсу. И так случилось, что одна из мин судно задела. То, что было потом, я не забуду никогда: взрыв, пламя, крики и стоны, раненые, нуждающиеся в срочной помощи и лица женщин – моих товарищей, сильных и героических, молодых и пожилых, они действуют быстро и уверенно, не обращая внимание ни на что, думая только о спасении сотен человек, доверивших нам свою жизни», – вспоминала позже Валентина Орликова.

В феврале 1942 года она сдала выпускные экзамены на инженера-судоводителя и получила диплом штурмана малого плавания. После этого Орликову направили в Архангельск, в Северное морское пароходство. 

В составе северного конвоя

С августа 1942-го по октябрь 1944-го она была четвертым штурманом, а затем третьим помощником капитана на теплоходе «Двина» – знаменитом участнике северного конвоя, перевозившем в США сырье из СССР в обмен на их продукцию по ленд-лизу: медикаменты, оборудование, вооружение.  

В ходе первого дальнего рейса в 1942 году после неудачной попытки пройти Северным морским путем их «Двина» с грузом марганцевой руды совершила одиночный переход в США – через Исландию и Северную Атлантику. Почему одиночный? Очень просто: конвой из английских кораблей задерживался. Вот и было решено отправить «Двину» одну, без сопровождения. Из оружия на борту было только два пулемета и пять винтовок. Чтобы судно не казалось немецким кораблям таким уж беззащитным, капитан принял решение соорудить муляжи орудий из дерева, надеть на них чехлы и приставить к фальш-орудиям расчеты.

А путь до Нью-Йорка был трудным и рискованным: через Баренцево и Норвежское моря, затем через Атлантический океан. Те, кто ходил по нему в то время, называли этот маршрут «холодным коридором ада»: под постоянным прицелом немецких подлодок и самолетов-бомбардировщиков, в постоянном напряжении. 

Интервью для американских журналистов

В феврале 1943-го советское консульство в США проинформировало находившихся в Америке пятерых членов их экипажа, в том числе и помощника капитана Орликову, что они направляются на съемки документального фильма о советских моряках.

Стройная, миниатюрная Валентина, всегда одетая в чистую, хорошо отглаженную форму, предстала перед американскими журналистами. Она вела беседу очень искренне, душевно. И выглядела весьма презентабельно: выразительные голубые глаза, темно-русые волосы. Изящная. Чудо, а не женщина!

Ей задавали самые разные вопросы, в том числе и каверзные. Но она реагировала на них очень спокойно, без раздражения, отвечала обстоятельно и четко. Например, отвечая на вопрос о своих обязанностях, вспомнила, как пришлось маневрировать, уходя от первой в ее жизни атаки вражеской подлодки, как следила за приближающейся торпедой и как успела увести от нее судно. «Было ли мне страшно? Страха не чувствовала, было очень сильное напряжение. Зажмурилась, сосчитала до пятнадцати. Пронесло», – ответила Валентина Орликова.

Больше всего американских журналистов удивляло, как такой хрупкой женщине удается командовать мужчинами? «Слушаются, потому что понимают: от четкого выполнения распоряжений капитана и его помощников зависит судьба целого экипажа», – был ее ответ.

В копилке помощника капитана Орликовой времен войны также – переход на «Двине» маршрутом Нью-Йорк – Панамский канал – Сан-Франциско – Владивосток в апреле-июне 1943 года. А в конце войны они работали на линии Владивосток – США, совершили еще три рейса, после чего в конце 1944 года Орликова вернулась в Балтийское пароходство. Ходила старшим помощником капитана на европейских линиях: из Ленинграда – в Швецию, Норвегию и Финляндию. А в начале 1945 года получила диплом штурмана дальнего плавания.

Первая женщина–капитан китобойного судна и БМРТ

Наконец война закончилась, страна начала возвращаться к мирной жизни.

В 1946 году героиня нашего рассказа перешла на работу в систему рыбной промышленности, через год стала капитаном китобойного судна «Шторм» (на котором пять лет трудилась в составе Курильской китобойной флотилии), а потом и первой женщиной в рыбной отрасли, которую удостоили звания Героя Социалистического труда. 

В 1950 году за освоение все того же промысла на Дальнем Востоке награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Работавшие с ней в тот период коллеги вспоминали: «Эта маленькая женщина обладала на редкость твердым характером. Ее уважали за профессионализм и боялись за крутой нрав. Бывало, на капитанском мостике ее саму еле видно – одна голова торчит, зато так могла всех «построить», что о ее малом росте все тут же забывали. Прямо черт в юбке».

Через 6 лет эту умную и целеустремленную женщину позвали на работу в Министерство рыбного хозяйства в столицу. Но задержалась она там недолго: поняла, что не может без моря.

И вот с 1955 года она снова работает в море – теперь в Мурманске. Орликова – женщина-капитан большого морозильного траулера, первая в мире. Целых 10 лет под ее руководством выходили в море экипажи двух БМРТ («Николай Островский» и «Новиков-Прибой») и танкера «Пирятин».

Старожилы вспоминали, что на БМРТ «Николай Островский» через неделю промысла она уже самостоятельно командовала спуском-подъемом трала. Брали по 25 тонн рыбы в сутки – больше в то время редко кому удавалось. Рейсовое задание перевыполняли в полтора раза, несмотря на осенние штормы. 

Немного о личном

В личной жизни у Валентины Орликовой тоже все было хорошо – ее мужем стал однокурсник Борис Соченов. Прямо накануне войны, в 1940-м году в семье появился малыш – сын Александр, который потом в плане профессии пошел по родительской дорожке: окончил Мурманское высшее мореходное училище, стал моряком. 

С флота Орликова уволилась в феврале 1966-го, возвратилась в Москву. Вышла на пенсию в 1969-м. Но и после этого выходила в море на ходовые испытания судов. За свою полную трудовых подвигов жизнь, помимо ордена Трудового Красного Знамени, о котором уже упоминалось, она получила еще и орден Ленина.

Эта удивительная женщина прожила 71 год, ее не стало в январе 1986-го. Рыбаки Мурманского тралового флота установили на ее могиле на Ваганьковском кладбище Москвы бронзовый бюст. 

В 1995 году Мурманская киностудия телевидения выпустила фильм «Памяти капитана Валентины Орликовой». В 2005 году в Мурманске появилась улица в ее честь, а на доме №40 по улице Капитана Орликовой открыли мемориальную доску. В ее честь также был назван супертраулер.

Подготовила Марина ЛАЙД. Источники фото: Музей морского флота, Музей истории Дальнего востока имени В. К. Арсеньева. 

02:42