Главная / Наглядно / Голубая магистраль для «черного золота»
logo

Голубая магистраль для «черного золота»

Волгу уж как только ни зовут: и кормилицей, и матушкой, и красавицей. Все верно! По ней ходят суда с грузами и пассажирами. В ее водах живет рыба, на берегах растут леса. А еще по дну реки проходит магистраль для "черного золота". Надежно спрятанная в трубы, нефть бежит со скоростью 3 метра в секунду, доставляя людям тепло и комфорт, питая промышленность и транспорт.  

Трубопроводная компания "Транснефть" в этом году отметила 30-летний юбилей. Ее дочернее предприятие - АО "Транснефть - Верхняя Волга" - обеспечивает безопасную и четкую, как часы, транспортировку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам 13 регионов Центральной России. А еще ─ хранение топлива в резервуарах и его поставку конечным потребителям.

По дну речному

Как сообщили в пресс-службе компании, АО «Транснефть-Верхняя Волга» завершило первый этап реконструкции нефтепровода Сургут - Полоцк в Нижегородской области. Магистральный нефтепровод протянулся через Волгу в Лысковском районе. И это ─ один из крупнейших подводных переходов через реку в Европейской части России. Его протяженность составила 3,8 км!

Работы шли с декабря 2021 года. В них было задействовано более 100 человек и 30 единиц спецтехники. Со дна реки извлечено более 430 кубометров грунта.

Кстати. Нефтепровод Сургут-Полоцк соединяет Западную Сибирь с Центром и Севером Европейской части России, а также с Республикой Беларусь. Значительная часть нефти идет на специализированный морской нефтеналивной порт Приморск. Каждый год этот нефтепровод-гигант перекачивает 70 млн тонн нефти.

В текущем году предприятие планирует завершить реконструкцию участка магистрального нефтепровода Сургут – Полоцк на подводном переходе через Волгу. Работы проводятся в Кстовском и Борском районах Нижегородской области.

Как оно происходит на деле, наглядно увидели участники пресс-тура, организованного АО "Транснефть - Верхняя Волга".  Оказалось, "прописать" трубу на дне речном ─ целая наука и даже искусство.

─ Для прокладки труб мы используем как глубинно направленное бурение, так и траншейное, ─ рассказал руководитель нефтеперекачивающей станции "Макарьево" Алексей Макарычев. ─ Если используется бурение траншейного типа, то прорывается специальная траншея, размывается, кладется труба и засыпается сверху песком. Чтобы перетащить трубу по дну, используется лебедка со специальным высокопрочным тросом. 

Важно при этом соблюсти интересы путейцев и речников, подчеркнул Алексей Николаевич. Все работы взаимно согласовываются и проводятся под наблюдением водолазов. Земснаряды здесь не работают. Трубы, проходящие по дну, внесены в карты, и судоводители об их наличии в обязательном порядке осведомлены. На волжском берегу установлены знаки, запрещающие речникам бросать якорь. В темное время эти знаки подсвечиваются. 

А еще компания "Транснефть" серьезно относится к волжской флоре и фауне. Прежде чем приступить к реконструкции участка, его обследуют экологи. Они-то и обнаружили в реке водный папоротник – сальвинию плавающую, занесенную в Красные книги Нижегородской области и республики Марий Эл.

И не просто обнаружили, но и собрали все имеющиеся экземпляры и пересадили их в водоём, расположенный неподалеку. Вот так-то! 

Водным обитателям также неудобства не доставляются. Так, весной, во время нереста, никакие работы не ведутся. А вот зарыбление Оки и Волги проводится регулярно. В компании сообщили, что в Нижегородской и Владимирской областях за последние несколько лет выпущено в реку 9 млн особей молоди стерляди. 

По Волге с ветерком

Безопасность транспортировки нефти ─ это альфа и омега в работе компании. В АО "Транснефть - Верхняя Волга" безопасность возводится в абсолют, и это продуманная стратегия. Об этом рассказал главный инженер Горьковского районного нефтепроводного управления Артем Пономарев. 

 ─ А все-таки, если авария произошла, как проходит ликвидация разливов?

 ─ По специально разработанному плану, утвержденному и согласованному с Ростехнадзором, МЧС, Росприроднадзором. Для этого наше управление полностью укомплектовано  ─ как плавсредствами и заграждающими конструкциями (бонами), так и обученными квалифицированными сотрудниками.

На берегу лежит боновое оборудование, готовое к оперативной установке. Сами боны шестиметровые, между собой закрепляются специальными замками. И создают барьер. Нефть легче воды, она плывет по поверхности воды, "отбивается" течением реки об "юбку" бона и под течением сбивается в тот "карман", который мы образуем и куда устанавливаем нефтесборочное оборудование.

 ─ А сколько нужно времени, чтобы развернуть боновое оборудование и приготовиться к встрече с нефтяным пятном? 

 ─ Скорость распространения нефтянового пятна  ─ 4 часа. Этого времени достаточно, чтобы подготовиться к встрече.  В случае возникновения разлива нам по диспетчерской связи приходит сообщение. В течение двух часов выставляются боновые ограждения (первая нитка). Также в течение двух часов (вторая нитка) выставяются емкости, насосное оборудование. И за 4 часа мы выставляем здесь каскад защитных барьеров. И все, мы готовы к встрече!

Едва ли не главные действующие лица такой подготовки  ─ катера-бонопостановщики. Они подходят кормой к берегу, цепляют за трос боновое оборудование и плывут по реке. Боновая "гармошка" распрямляется, и оборудование размещается на место. 

Кстати сказать, бонопостановщикам приходится нелегко. И даже не потому, что вес одной шестиметровой боновой ленты 39 кг. А их разворачивается несколько. А потому, что катер движется с максимальной скоростью (мощность двигателя - 600 л.с.), толща воды врезается в нос. И нужно успеть все сделать вовремя.   

 

Таких катеров ─ бонопостановщиков на базе флота АО "Транснефть-Верхняя Волга" три единицы. «Барьер-52» и «Рубеж – 52» ─ наиболее современные, предназначенные для работы по установке боновых заграждений. Конечно, они используются и для доставки экипажей на отдаленные береговые участки, и решения прочих производственных задач.

Благодаря своей небольшой осадке суда способны подходить максимально близко к береговой черте и работать на мелководье. Суммарная мощность двигателей позволяет устанавливать боновые заграждения в периоды половодья, низком уровне воды, а также при сильных течениях. Да, а еще они просты в управлении ─ один квалифицированный судоводитель вполне справится.

Судно сопровождения – лодка «Казанка – 5М4» с навесным мотором 50 л/c ─ может перевозить 5 человек, это позволяет наблюдать за работой судов и их экипажей с акватории. Кроме того, такие суда незаменимы для проверки держащей силы береговых якорей, состояния береговых линий. Простота управления и маневренность ─ их конек, особенно в условиях малых рек и мелководья. Это и позволяет эксплуатировать "Казанки" в связке с катамаранами на всех водных акваториях.

А если авария случилась зимой. Как тут быть? В АО "Транснефть - Верхняя Волга" есть план и на этот случай. Сотрудники компании выпиливают бензопилами специальные лунки ─ так называемые майны ─ во льду, сковавшем реку. И используют зимние бонозаграждения. В майны погружают щиты, которые создают "крыло" и направляют разлитый продукт в "карман" нефтесборочного оборудования. 

Вам интересно, куда девается собранная нефть? Вот и нам! Оказывается, она фильтруется от воды и примесей и вновь возвращается в трубу. И дальше бежит к потребителю. «Двигаем нефть, чтобы двигалось все остальное» ─ такой у компании слоган. Четко, безопасно, оперативно. 

Справка. База флота АО "Транснефть - Верхняя Волга" оформилась как отдельное структурное подразделение компании в 2019 году. В составе парка плавсредств предприятия -  катер нефтесборщик, 3 катера - бонопостановщика, 4 буксирных катера, служебно–разъездное судно и 57 прочих моторных плавсредств.

Весь флот прошел процедуру классификационного освидетельствования, технического осмотра контролирующими органами Российского речного регистра и государственной инспекции по маломерным судам, а также проверку на соответствие санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям.

 Анна ЛЬВОВА. Фото автора.

15:56