Главная / Ретрофлот / Броненосец «Слава»: непобежденный герой
logo

Броненосец «Слава»: непобежденный герой

«Слава» ─ последний из восьми российских двухтрубных кораблей. Броненосец не участвовал в Русско-Японской войне, но поддерживал огнем русскую армию в период Первой Мировой и охранял Рижский залив, пока не получил сильнейшие повреждения.

Рождение корабля

Строительством броненосца занимался талантливый корабельный инженер К.Я. Аверин.  «Слава» был заложен 1 ноября 1902 года на Балтийском заводе в Санкт – Петербурге. Кораблестроители производили работы без задержки, руководствуясь детальными чертежами уже изготовленных на тот момент кораблей «Император Александр III» и «Князь Суворов».

По конструкции «Слава» был идентичен предшественнику, линкору «Князь Суворов». Кроме того, броненосец входил в число линкоров серии «Бородино», которые бронировались по особой французской системе броненосца «Цесаревича». Артиллерия среднего калибра представлялась двенадцатью 6-дюймовыми (152 мм) оружиями, которые размещались в башнях на верхней палубе. Практическая скорострельность составляла порядка 3 снаряда в минуту, а боекомплект – по 180 снарядов на орудие.

Противоминная артиллерия состояла из двадцати 3-дюймовых орудий с боезапасом в 300 снарядов на каждое. При том, что четыре из них предназначались для борьбы с миноносцами и располагались в носовом каземате перед орудийной башней главного калибра и при возникающем волнении поднималась достаточно высоко над ватерлинией. Остальные орудия находились в казематах кормовой части судна вдоль борта, поэтому при сильном волнении вести огонь из них было затруднительно. 

«Славу» спустили на воду 19 августа 1903 года в присутствии Императора Николая II. После погружения судну предстояло пройти множество испытаний и усовершенствований. Полностью строительство эскадренного броненосца завершилось в октябре 1905 года.

Экипаж в 1904 году состоял из 744 человек команды и 28 офицеров и классных чинов, включающих врачей и священников. В корме надстройки располагался просторный салон адмирала. Офицерские каюты простирались в корму батареи 75-мм артиллерии на средней палубе, а команда располагалась на рундуках от 21 до 48 шпангоута.

Поскольку «Слава» относился к серии кораблей «Бородино», то по своему проекту имел два надводных и два подводных торпедных аппарата. Однако в 1908 году на линкоре осталось лишь два подводных аппарата. Надводные торпедные трубы в носу и корме демонтировали, как потенциально опасные для поражения в артиллерийском бою во время готовности к выстрелу. К тому же, по опыту Русско-японской войны было признано, что перспектива крупных разрушений собственного корпуса не перевешивается малой вероятностью торпедирования из них неприятельского корабля.

Служба броненосца

Майским днем 1906 года на броненосце началась активная подготовка к плаванию. С корабельными гардемаринами и строевыми квартирмейстерами, учениками. А 1 июня «Слава» начал кампанию и поступил в гардемаринский отряд, в котором состояли вернувшиеся с востока «Цесаревич» и крейсер «Богатырь».

20 августа броненосец с отрядом отправился в заграничное плавание, сразу же после императорского осмотра.  С того момента у «Славы» начался пятилетний период океанских походов, когда судно проплыло по всем омывающим европейский континент водам – от Баренцева до Эгейского моря.

С 23 по 29 августа стояли солнечные деньки, способствовавшие продвижению отряда от Кильской бухты в сторону Норвегии и Финляндии. 31 августа команда остановилась в Бергене. Затем, 6 сентября, отряд снялся с якоря и покинул порт, отправившись по направлению на Мурман.  К 10 сентября пошел сильный снег, в то время экипаж прибыл к бухте Печенга на Мурмане.  Спустя девять дней отряд вошел в Каму, двигаясь по извилистой Кольской губе, стали на якорь у «носика» Анна Карга в виду Колы.

20 сентября команда взяла курс на Норвежский порт Вардё. Затем, посетили Гамерфест и Тромсё, порты в Норвегии и вышли вокруг Шотландии. Именно в этом месте суда попали в сильный шторм, поэтому им пришлось укрыться в порте Гринок. Когда природное явление стихло, отряд посетил Барроу, где провел осмотр строившегося крейсера «Рюрик».

26 октября команда отправилась по следующему маршруту: Брест, Виго, Мадейру, Кадис, Гибралтар, Бизерту и Тунис, пробыв в последнем порту до последних чисел января 1907 года. Затем, пополнив запасы провизии, отряд вышел в Тулон, потом вновь в Виго и затем в Портсмут. 15 марта суда отправились по направлению к дому, зайдя по пути в Киль, а 29 марта прибыли в Порт императора Александра III.

По возвращению домой результаты плавания 1906-1907 годов с гардемаринами назвали «замечательными».  А уже 10 мая император Николай II выразил слова благодарности офицерам и всей команде броненосца «за труды и блестящий вид корабля». После осмотра «Славу» обновили, исправив повреждение днища и окрасив подводную часть.

Кампании броненосца

Летом 1907 года Гардемаринский отряд бороздил воды Финского залива и Балтийского моря. К 30 сентября доплыли до Осло, а затем посетили Берген, Гринок и Брест. Отряд остановился на пару недель в испанском порту Виго, занимаясь артиллерийскими стрельбами, рейдовыми учениями и гонками на шлюпках.

После пополнения запасов угля корабли отплыли в Марамарис, турецкую бухту на берегу Малой Азии в Средиземном море. В тех местах отряды непрерывно проводили торпедные стрельбы на якоре, шлюпочные учения, гонки, водолазные работы и артиллерийские стрельбы. Остановка в Турции продлилась до 31 января, после чего корабли отправились в сторону Наваринской бухты, а спустя еще семь дней они вошли в гавань Неаполя.

16 февраля 1908 год отряд отправился на родину, по пути заплывая в Гибралтар, Виго и Киль. В конце марта корабли вошли в аванпорт императора Александра III, преодолев более 11 миль без единой поломки главных механизмов. По возвращению все корабли, включая «Славу», прошли тщательный осмотр, после чего были списаны на берег.

29 сентября 1908 года ознаменовало начало третьего плавания с гардемаринами и учениками строевых унтер-офицеров. В декабре того же года «Слава» находился в сицилийском городе Мессина, где произошло сильнейшее землетрясение в истории Европы. Экипаж броненосца участвовал в спасательных работах в городе, множество раненых эвакуировали на корабле в Неаполь.

9 мая 1910 года отряд вновь отправился в путь. В этой кампании на броненосце произошла серьезная авария в котельном отделении, после чего «Славу» отбуксировали «Цесаревичем» в Гибралтар. Затем судно отправили в Тулон, где его на протяжении восьми месяцев ремонтировала команда мастеров из России. Экипаж линкора не остался в стороне, активно помогая возвращать кораблю прежний вид. После возвращения в Кронштадт броненосец вывели из учебной эскадры и зачислили в состав Балтийского флота.

Однако броненосец продолжил участвовать в ежегодных кампаниях, выполняя поставленные перед отрядом задачи. Стоит отметить, что в ноябре 1912 года «Слава» вступил в вооруженный резерв. А 27 августа 1913 года бригада линкоров отплыла в первый большой заграничный поход русского флота в составе эскадры Балтийского моря. Корабли проплывали по территории английского Портленда, французского Бреста, Ла-Манша и Скандинавии, вернувшись в Ревель во второй половине сентября. А спустя почти год, 28 июля 1914 года, «Слава» в составе бригады линкоров отправился в «шведский поход», целью которого являлось принуждение Швеции к нейтралитету или, в случае отказа, уничтожение ее флота. Однако отмена операции последовала на следующий день, и все корабли вернулись на базу.

Битва за Рижский залив

К началу Первой мировой войны Россия имела на Балтике четыре устаревших додредноута, которые вошли в состав бригады броненосцев; и еще четыре дредноута достраивались мастерами. Когда они вошли в строй и приступили к охране входа в Финский залив, «Слава» проплыл Ирбенским проливом и присоединился к команде в Рижском заливе.

8 августа 1915 года немецкая эскадра занялась тралением минных заграждений в Ирбенском проливе. Наш броненосец и две канонерские лодки подплыли к тому месту, и канонерки открыли огонь по тральщикам. Немецкие додредноуты не остались в стороне, стреляя с большого расстояния по российским суднам. «Слава» не сдавал позиции, несмотря на повреждения от близких разрывов снарядов. Броненосец не отвечал на огонь противника по двум предполагаемым причинам: либо из-за недостаточной дальнобойности орудий, хотя немецкие захватчики отступили, поскольку русских мин казалось больше, чем противники ожидали; либо «Слава» вступил в артиллерийскую дуэль с немецкими броненосцами, лишив недругов двух тральщиков, поэтому фашисты и отказались от попытки прорыва.

16 августа экипаж «Славы» обстрелял тральщики и броненосный крейсер противника, который надвигался к другим русским кораблям.  На следующий день фашистские захватчики продолжили траление, нанеся три прямых попадания на русский броненосец. Первый снаряд пробил броневой пояс «Славы» и взорвался в угольной яме. Второй огневой удар пробил палубу и попал в подающую трубу задней орудийной башни левого борта, распространив пожар в погреб боеприпасов. Третий снаряд снес несколько шлюпок и взорвался на воде у борта. Несмотря на попытки врага уничтожить броненосец, «Слава» остался на месте до приказа об отступлении.

18 августа немецкие захватчики проникли в Рижский залив, но ненадолго.  После того, как 19 августа британская подводная лодка торпедировала немецкий крейсер «Мольтке», немецким силам пришлось отступить. К тому же, русская береговая артиллерия по-прежнему контролировала Ирбенский пролив, что заставляло нервничать противников.

Отступление немецкого флота позволило «Славе» помочь сухопутным войскам. Во время бомбардировки позиций противника около латвийского города Тукумса, противники убили командира и пять человек. Однако, броненосец не сдавал позиции, продолжая бомбардировку.  «Слава» поддерживал сухопутные войска, пока воды Рижского залива не покрылись льдом, после чего он отплыл зимовать на эстонский остров Муху.

12 апреля 1916 года на корабле взорвались три легкие бомбы, сброшенные с немецких морских самолетов. И хотя броненосец почти не пострадал, погибло несколько матросов.

2 июля броненосец возобновил бомбардировку по наступающим немецким войскам, повторяя обстрел в июле и в августе.  12 сентября крейсеры противника выманили «Славу» в открытое море. Этим действием немецкие силы планировали потопить неубиваемый и надоевший корабль при помощи скоординированной атаки подлодки UB-31 и низколетящих торпедоносцев, но все торпеды каким-то образом прошли мимо цели. Первая атака на движущийся броненосец провалилась.

В 1916 году «Славе» потребовался ремонт и модернизация.  С 3 по 16 ноября рабочие Путиловского завода и артиллеристы корабля трудились над улучшением состояния корабля, заменяя все 305-мм орудия. Команде пришлось снять один ярус кормовой надстройки, увеличить секторы обстрела башен. Угол возвышения стволов у орудий главного калибра рабочие довели до 25 градусов для увеличения дальности огня. На крышах башен главного калибра команда установила зенитные пушки.

Революция 1917 года

После февральских событий на стоявших рядом с броненосцем дредноутах началась вакханалия убийств офицеров. Несмотря на то, что на «Славе» немногочисленную группу радикально настроенных бунтарей возглавил трюмный Кадушкин, начало марта на корабле прошло намного спокойнее по сравнению с соседними суднами. 3 марта офицеры броненосца подверглись заточению в кают-компании с приставлением часового. Комитет матросов Кадушкина составил список «желательных» офицеров, а те, что не подходил по определенным критериям, должны были покинуть корабль.

 Однако команда «Славы» наотрез отказалась проводить расправу над офицерами, как происходило на дредноутах «Андрей» и «Павел».  Матросы линкора не на шутку возмутились, поскольку «братья по классу» угрожали расстрелом кораблю, который воевал на передовой, пока те отсиживались в тылу. Экипажи дредноутов высмеивали боевые награды броненосца, подстрекали к расправе с командирами, угрожали открытием огня из своих орудий, ни разу до этого не выстрелив по врагу. Словно не было прошедших двух лет, когда все они делили тяготы и опасности прифронтовой жизни.

Вероятно, эти события повлияли на позицию команды «Славы». Экипаж не пустил на корабль вооруженный «десант» с дредноута «Павла», который собирался казнить офицеров. К тому же, нижние чины броненосца заявили о верности своим офицерам на общем утреннем сборе в церковной палубе и искренне попросили их вернуться к исполнению своих обязанностей.

Моонзундская операция и гибель броненосца

В начале немецкой операции «Альбион» по овладению Моонзундскими островами в октябре 1917 года, «Слава» охранял вход в Рижский пролив и Кассарский плес. 15 и 16 октября броненосец вел стрельбу по немецким миноносцам, которые атаковали русские легкие силы в Касарском плесе. Утром 17 октября «Слава» в компании нескольких кораблей отправился навстречу противнику и открыл огонь по немецким тральщикам и линкорам. Выстрелы линкоров недруга не достали позиции «Славы». В конечном счете, немецкие силы, понимая неловкость своей позиции, отступили.

Несмотря на непрекращающийся обстрел со стороны русских кораблей и береговой линии, немецкие тральщики все-таки добились определенного успеха. Возможно, броненосец являлся неким талисманом, отгоняющим противника? Пока недругам везло, носовая башня «Славы» вышла из строя после 11 выстрелов из-за деформации бронзового зубчатого венца и заклинивания механизма горизонтальной наводки. Эскадре приказали отойти к северу для завтрака экипажей. Пока русские команды завтракали, тральщики проделали проход в северной части минного заграждения. Следовательно, немецкие дредноуты смогли поближе подойти и вступить в бой.

«Кенинг», немецкий дредноут, с третьего залпа накрыл «Славу» тремя попаданиями. Первый снаряд обрушился в носовую часть, прошив броню под ватерлинией и взорвавшись в помещении носовой динамо-машины. В итоге, это помещение, погреб боеприпасов и другие отсеки в носовой части пошли ко дну. Из-за затопления броненосец накренился на 8 градусов, который удалось уменьшить лишь наполовину.

Другой снаряд попал в броневой пояс левого борта напротив машинного отделения, но не пробил его. Через несколько минут в броненосец сбросили еще два снаряда в переднюю дымовую трубу. Противникам удалось повредить погреб шестидюймовых снарядов и переднее котельное отделение. Все это привел к пожару, который потушили через несколько минут. В итоге погреб пришлось затопить. Через несколько минут два снаряда убили двух человек в котельной и затопили угольный бункер. Понимая, что нападения на «Славу» так просто не прекратятся, «Славе» и еще одному броненосцу поручили отступить к северу под прикрытием другого корабля.

Течь в трюмах «Славы» не прекращалась, поэтому судно не могло уйти с остальным флотом через Моонзундский пролив между эстонскими островами Даго и Вормси. Экипаж получил приказ о затоплении броненосца у входа в пролив после прохода флота. Комитет, созданный на корабле после Февральской революции, приказал экипажу покинуть машинное отделение из-за угрозы затопления. В итоге, броненосец лег на подводные камни к юго-востоку от входа в пролив.

Эсминцы сняли с броненосца экипаж, а уже в 11:58 взорвали погреб снарядов кормовой 12-дюймововй башни. Взрыв показался слабым, поэтому три эсминца добили броненосец торпедами. После попадания одной из шести выпущенных торпед, «Слава» лег на грунт с пробоиной в левом борту в районе дымовой трубы.

Выгоревший остов броненосца после остывания металла подвергся набегу местных рыбаков, которые тащили с корабля все подряд. Затем их сменили германские трофейщики, демонтировавшие крупногабаритные части.  

Броненосец исключили из списка флота 29 мая 1918 года.

В 1926 году латвийское правительство дало концессию частному судоразделочному обществу на разрезку корабля на месте. К 1931 году от «Славы» остался лишь железный остов. Впоследствии, разделяя его на части подрывом пиропатронами, подняли отдельный фрагменты корпуса и внутренних конструкций.

В морском музее Таллина по сей день хранится фигура орла… Орла со «Славы».

Подготовила Анастасия АРХИПОВА.

По материалам книги С.Е. Виноградова «Броненосец «Слава». Непобежденный герой Моонзунда».

18:59