Одним из главнейших занятий «черносошных» (то есть государственных) крестьян и посадского населения беломорского Севера издавна считался корабельный промысел.
Наряду с гребными деревянными лодками, которые широко бытовали у поморов, строились и парусные суда. Местные жители, называвшие их «ветряными кораблями», ходили с их помощью на мурманские рыбные и звериные становища. А «ветряными гостями» величали промышленников, возвращавшихся с подобного промысла.
Важнейшими центрами поморского судостроения в XVII─XVIII веках были Кузонемский стан (низовье реки Пинеги), Околопосадная и Низовская трети Двинского уезда, низовье Онеги, Кемский острог.
Поморские корабелы в основном строили лодьи и кочи. Лодья представляла собой парусное судно длиной от 11 до 23,5 метров. Судно имело три мачты, короткий бушприт и большой парус, на который требовалось до 700 аршин холста (около 500 метров). «Некоторые лодьи ходят весьма легко с попутным ветром, вёрст по 12 в час, – писал К.С. Молчанов в своем «Описании Архангельской губернии, её городов и достопримечательных мест» (1813 год). ─ Редкие из них, к тому же, могут лавировать, а потому плавают около берегов и при попутном ветре заходят в становища, в которых при отливе остаются на суше».
Коч ─ плоскодонное мореходное судно длиной около 19 метров и шириной 5─6 метров. Судно имело две неспускаемые мачты. При благоприятном ветре коч за сутки мог преодолеть до 200─250 вёрст (одна верста примерно равна 1066,8 метров).
Стройте «новоманерные»
Техническое усовершенствование поморских судов в XVII─XVIII веках сказывалось в увеличении размеров и улучшении мореходных качеств. Коренной перелом связан с именем Петра I. 28 декабря 1715 года царь в письме архангелогородскому вице-губернатору Курбатову указал: «Объявите всем промышленникам, которые ходят на море, для промыслов своих на лодьях и на кочах, дабы они, вместо тех судов, делали морские суды: галиоты, гукоры, каты, флейты, кто из них какие хочет».
Петровский указ имел важное историческое значение. Он открыл новый период в истории поморского судостроения. С этого времени началось строительство больших промысловых и грузовых судов на «новый манер». Потому и неудивительно, что эти суда стали называться «новоманерными».
Одним из центров «новоманерного» судостроения стала деревня Островская Кузонемского стана, на правом берегу реки Пинеги, неподалёку от впадения последней в Северную Двину. Здесь, в частности, строились яхты, буера, галиоты и гукоры. Дважды, здесь снаряжались суда для морских экспедиций.
Особо хотелось бы отметить участие поморских судов в знаменитой Великой Северной экспедиции 1733─1743 годов. Всего таких экспедиций, проводившихся в XVIII веке вдоль арктического побережья Сибири к берегам Северной Америки и Японии, было девять.
Кстати сказать, одним из главных инициаторов и исполнителей таких исследовательских походов был знаменитый Витус Беринг, открывший в ходе одной из экспедиций знаменитый пролив между Чукоткой и Аляской.
Гукор Ломоносова
Вторым важным центром крестьянского «новоманерного» судостроения был большой «изобильнейший, хлебородный» остров Куростров, расположенный прямо напротив Холмогор. Здесь находилось две верфи. Одна ─ неподалёку от деревни Мишанинской, родины М.В. Ломоносова.
Именно на этой верфи Василий Дорофеевич, отец великого учёного, «первый из жителей села сего края, состроил и по-европейски оснастил на реке Двине, под своим селением» гукор, названный им «Св. Архангел Михаил». Размеры судна составили в длину 15 м 55 см, в ширину 5 м 18 см; грузоподъёмность – 45 ластов (1 ласт равен 120 пудам, а один пуд, в свою очередь, равен 16,38 кг). Строился гукор под руководством корабельного мастера Трофима Антоновича Медведева, уроженца деревни Одинцовской, что неподалёку от Матигор.
Кораблестроитель Негодяев-Кочнев
На противоположной стороне Курострова, у деревни Даниловской, находился Кочневский борок, занимавший около 250 саженей (сажень равна примерно 213 сантиметров) в окружности, 45 саженей в поперечнике и 2,5 сажени в высоту. Борок получил своё название в честь известного корабельного мастера беломорского Севера С.М. Негодяева-Кочнева (1739─1828), имевшего здесь верфь в последней трети XVIII ─ начале XIX вв.
О размерах и технической мощи Кочневской верфи можно судить хотя бы по следующему примеру: построенный на ней галиот «Иоганнес Кристемус», позднее переименованный в «Александр Первый», достигал длины 19 м 51 см, ширины в 6 м 55 см и грузоподъёмности 80 ластов.
С.М. Негодяев-Кочнев вёл морской тресковый промысел. В двух становищах на берегу Кольского полуострова он имел рыбные и сальные заводы. Эти промыслы обслуживались судами, построенными на собственной верфи.
Степан Матвеевич Негодяев–Кочнев происходил из крестьян Ровдогорской волости. Благодаря исключительной работоспособности, природному дарованию и смекалке, он быстро освоил сложную науку постройки кораблей, внес ряд усовершенствований, ускоряющих процесс строительства «партикулярных», или по-современному, частных судов.
Иностранные купцы, заказывавшие постройку торговых судов на архангельских верфях, даже частенько оговаривали, чтобы «корабль или судно, строено было мастером Кочневым. Только за 1781─1784 годы С.М. Негодяев-Кочнев по своим чертежам построил 12 партикулярных судов грузоподъёмностью от 40 до 200 ластов. Из них девять кораблей возведено на Вавчужской верфи.
Кораблестроением Степан Матвеевич занимался до глубокой старости. К сожалению, после его смерти верфь прекратила своё существование.
Константин ТАРАКАНОВ. Фото из свободных источников
Поморская лодья (модель).
Поморский коч.