Главная / Ретрофлот / Скоростной флот: вчера, сегодня, завтра
logo

Скоростной флот: вчера, сегодня, завтра

Годом рождения скоростного флота в нашей стране считается 1957-й – именно тогда в Москве летом была презентована «Ракета-1».

26 июля 1957 года скоростное судно вышло в свой первый рейс из Горького с целью продемонстрировать участникам Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который тогда проходил в Москве, достижение инженерной мысли. В столице «Ракете-1» предстояло открыть парад судов на Москве-реке. Позже судно пополнило флот Волжского объединенного пароходства.

Всего через месяц после презентации в Москве – 25 августа - «Ракета-1» встала на линию Горький – Казань. От этой даты и принято вести историю российского скоростного флота. К слову, расстояние от Горького до Казани (420 км) судно преодолело за семь часов.

Если родился крылатым...

Что же касается имен, то, пожалуй, только мало читающий и знающий человек может заявить, что никогда не слышал имени Ростислава Алексеева – без преувеличения гениального конструктора, чьи идеи стали основой проектов скоростного флота.

Если говорить коротко, то суть судов на подводных крыльях в том, что их корпус при движении на высокой скорости приподнимается над водой и поддерживается в таком положении на специальных плоскостях («крыльях») за счёт подъемной силы. При этом судно имеет хорошие характеристики устойчивости движения, управляемости и маневренности.

По решению Министерства речного флота РСФСР 9 сентября 1958 года было заложено первое серийное судно на подводных крыльях типа «Ракета».

Красавица «Ракета» в те годы стала символом города Горького, как и знаменитый бегущий олень на автомобилях «Волга», выпускавшихся на легендарном ГАЗе.

Чудо инженерной мысли

Чуть позже, в 1959-м, построили первый «Метеор». От «Ракеты» он отличался вдвое большей пассажировместимостью: «Метеор» был рассчитан уже на 120 человек.

...В ХХI веке обновленные «Метеоры» все так же строит ЦКБ по СПК, которое уже давно носит имя Ростислава Алексееева. Коллектив ЦКБ называет новые «Метеоры» значимым шагом на пути к обновлению скоростного пассажирского флота и развитию речных перевозок. Эксперты называют «Метеоры 120Р» достойными продолжателями серии легендарных «Метеоров», сочетающими лучшие традиции конструкторской школы Ростислава Алексеева и инновационные инженерно-технические решения: крыльевая схема нового поколения позволяет судну развивать скорость до 75 км/ч. Время диктует свои изменения – сейчас в конструкции используются современные материалы, внутри для пассажиров продуман максимально комфортабельный салон.

Сегодняшние «Метеоры» так же востребованны, как и их предшественники, а возможно, даже и больше – слишком долго потенциальные пассажиры в России ждали возобновления массовых речных маршрутов. Кроме того, в наше время важен и такой факт, как высоколокализованность продукта: проектирование и строительство современных «Метеоров» ведется в Нижегородской области с применением отечественных разработок и комплектующих, в том числе собственного производства.

Цель – удержать высокую планку

А Нижний Новгород, как когда-то Горький, старается удержать высокую планку и заявляет о себе как о важном центре не только строительства, но и развития скоростного флота. Здесь работает ООО «Водолет» - компания-перевозчик, которая выполняет регулярные рейсы на скоростных «Валдаях» по области и в соседние регионы. В этом году область ожидает поступления того самого «Метеора 120Р», о котором шла речь выше. Напомним, в ноябре 2022 года нижегородская компания «Водолет» и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) заключили соглашение о приобретении судна «Метеор 120Р». В мае 2023 года сообщалось, что всего по контрактам с ГТЛК региону будет передано в лизинг три судна. Это позволит «раскрыть потенциал региональных перевозок пассажиров внутренним водным транспортом», связав Нижегородскую область «крылатым» флотом с Ярославлем вверх по Волге и с Казанью — вниз: «Метеор» с его габаритами, скоростью и дальностью хода легко преодолеет путь через водохранилища.

Добавим, что лизинг предоставлен на льготных условиях со ставкой 2,5% на 20 лет. Стоимость «Метеора» — около 450 млн рублей.

Видеть перспективу

Всего же в этом году в Нижегородской области планируется расширить географию речных перевозок до 9 субъектов РФ, будет запущено более 20 маршрутов, в том числе туристических. Минтранс региона ставит своей целью пассажиропоток не менее 80 тыс. человек.

"Мы видим перспективу развития речных перевозок и на 2023 год планируем уже связать скоростным речным сообщением не четыре, а девять субъектов РФ и осуществлять перевозки по более чем 20 маршрутам. Ожидаемый пассажиропоток на 2023 год мы ставим не менее 80 тыс. пассажиров, а количество выполненных рейсов - не менее 3 тыс.", - сказал замминистра транспорта региона Денис Рябинин в преддверии навигации 2023 года.

К слову, в этом году ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева удостоилось почетного штандарта губернатора Нижегородской области. При этом было отмечено, что бюро (не только проектирующее, но и строящее скоростные суда нового поколения) к 2023 году наладило уверенный серийный выпуск пассажирских СПК «Валдай 45Р» и «Метеор 120Р». И с каждым сезоном навигации количество регионов, где реки и озера рассекают яркие и запоминающиеся оранжевые суда на подводных крыльях, только увеличивается. На сегодняшний день это Нижний Новгород, Самара, Чувашия, Ханты-Мансийский автономный округ, Якутия. В обозримом будущем список пополнится новыми регионами, поскольку в ЦКБ то и дело приезжают делегации из самых разных областей России: кто-то – с целью знакомства, а кто-то – с реальными предложениями и заказами.

Все флаги в гости к нам!

Так, в марте 2023 года на базе ЦКБ была организована деловая встреча руководства и специалистов предприятия с представителями эксплуатирующих организаций, которые используют новые СПК «Метеор 120Р» и СПК «Валдай 45Р» на маршрутах в своих регионах, а также с представителями поставщиков основного оборудования, которое устанавливается на СПК. Были представители Самары, Якутии, Чувашии – в этих регионах уже успешно эксплуатируют СПК «Валдай 45Р». А нижегородская компания ООО «Водолет», чей флот насчитывает на сегодняшний день самое большое количество СПК «Валдай 45Р», прибыла на встречу практически в полном составе. Чуть позже предприятие посетила министр транспорта Хабаровского края Ирина Горбачева. «Производство завода очень гибкое - под заказчика они могут выполнить любые условия комплектации судов, вплоть до оснащения детскими комнатами и креслами для маломобильных граждан. Обсудили возможность доставки судов из Нижнего Новгорода», - так она отозвалась о встрече, поблагодарив гендиректора Сергею Итальянцева и директора ООО «Водолет» Никиту Итальянцева за открытый и конструктивный диалог.

...Между тем, на производственной площадке АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» готовятся к спуску на воду третьего предназначенного для Нижегородской области «Метеора». В пресс-службе облправительства заверили, что это произойдет в ближайшее время. Подождем!

Марина ЛАЙД. Фото с сайта Государственной архивной службы Нижегородской области и АО «ЦКБ по СПК».

20:21