Главная / Наглядно / Первый рейс «Плавучего университета - 2019»: как это было
logo

Первый рейс «Плавучего университета - 2019»: как это было

20 июля завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2019».

Теплоход ВГУВТ «Петр Андрианов» со студентами и учеными ведущих вузов Нижнего Новгорода и России вернулся на традиционное место стоянки – Молитовский затон. Первый рейс этого года выдался ярким и непростым: усталость от интенсивных работ (одной из групп исследователей пришлось преодолеть около 35 километров на веслах в резиновой лодке) компенсировалась новыми впечатлениями от районов, где впервые проходили работы. Изучены устье Ветлуги и озерная часть Чебоксарского водохранилища, получена новая информация о распределении загрязнений, которые поступают в него из притоков.

В последний раз река Ветлуга была исследована в 2011 году коллективом кафедры экологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского. С тех пор состояние экосистемы могло существенно измениться, рассказывает аспирант Дмитрий Гаврилко: «В экспедициях прошлых лет в рамках проекта мы обнаружили виды-вселенцы, которые могут конкурировать с традиционными жителями водоемов нашей области. Американская коловратка была найдена в Керженце и Кудьме, а тропический рачок - в Суре. В этом году мы взяли пробы воды на Ветлуге, результаты узнаем к зиме. Вполне может оказаться, что эти виды хорошо приспосабливаются и активно расселяются, тогда нужно будет вести за ними постоянное наблюдение».

Коллективом Волжского государственного университета водного транспорта было испытано новое научное оборудование – многопараметрический зонд, который позволяет исследовать изменения химических и физических показателей воды по глубине:

  • Этот прибор позволит нам дать более точные ответы на актуальные вопросы экологии Волги и ее водохранилищ. Часть вредных примесей попадает в Чебоксарское водохранилище из глубины, и если на поверхности воды картина нормальная, то глубже нас могут ждать неприятные сюрпризы, - рассказывает доцент кафедры гидродинамики, теории корабля и экологической безопасности судов ВГУВТ Егор Чебан. – Оборудование работает нормально, и, надеемся, послужит нам верой и правдой в деле изучения самочувствия Волги.
  • В рамках экспедиции совместно с ИПФ РАН были отработаны методики измерений скоростей течений на всем участке от Нижнего Новгорода до Козьмодемьянска, а также профилей дна, загрязняющих веществ и концентрации сине-зелёных водорослей.
 
Следующий рейс экспедиции состоится 13 августа и пройдет по маршруту Нижний Новгород – Кинешма – Пучеж – Городец. А затем для ученых наступит пора осмысления результатов экспедиции.
 
Проект РГО, ВГУВТ и вузов-партнеров позволил объединить вузовскую и академическую науку, придал учебному процессу новую форму, когда студенты и аспиранты принимают непосредственное участие в проводимых работах, а экспедиционная программа насыщена лекциями и практикумами. Разнообразие выполненных исследований и их результаты подтверждают эффективность «Плавучего университета Волжского бассейна» как инновационного проекта, направленного на решение задач в сфере экологической безопасности, наблюдения за климатическими изменениями, мониторинга состояния окружающей среды, решения задач гидродинамики и гидротехники, оценки антропогенного воздействия на речные экосистемы.
 
Напомним, что экспедиция «Плавучий университет Волжского бассейна» проводится уже в пятый раз и четвертый год получает грантовую поддержку Русского географического общества, председателем попечительского совета которого является Президент РФ В.В. Путин. Кроме Волжского государственного университета водного транспорта в проекте участвуют МГУ им. М.В. Ломоносова, ИПФ РАН, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НГПУ им. К. Минина, Росгидромет и другие организации.
 
Егор ГЛАДЫШЕВ, начальник отдела по связям с общественностью ВГУВТ. Фото Антон Белоусов
 
12:32