Главная / Личность / Капитан Чечкин: человек и ледокол

Капитан Чечкин: человек и ледокол

Прославленный енисейский капитан Михаил Алексеевич Чечкин родился 14 декабря 1907 года в городе Красноярске. В дореволюционное время его предки занимались военным делом – были представителями казачества, а после нашли своё предназначение в сферах медицины и судоходства.

В 1919 году, в возрасте 13 лет Михаил Алексеевич стал единственным кормильцем в семье и был вынужден пойти работать. Его трудовая деятельность началась в Красноярском речном порту на должности маркировщика, позже он стал складским рабочим.

С 1928 по 1930 год Михаил Алексеевич проходил службу в армии, на Дальнем Востоке, во время которой участвовал в вооруженном конфликте на КВЖД (Китайско-Восточной железной дороге). За это он – курсант полковой школы и помощник командира взвода – был награждён памятным знаком.

После демобилизации, в 1930 году, Михаил Алексеевич поступил в Красноярский речной техникум. Обучение совмещал с работой в порту, где трудился уже в должности помощника капитана. Первоначально – на пассажирском пароходе «Ян Рудзутак», потом на пароходе «Спартак». После успешного окончания техникума, Михаил Алексеевич, благодаря своим профессиональным качествам, организаторским способностям и умению находить общий язык с людьми был назначен капитаном этого судна. Позже Чечкин занял должность капитана на теплоходе «Клим Ворошилов».

В 1938 году Михаил Алексеевич был направлен на учёбу в Ленинградскую академию водного транспорта, где проучился два года, вплоть до её закрытия в 1940 году.
Вернувшись в родной порт, возглавил команду теплохода «Сергей Киров». В этой должности его и застала Великая Отечественная война.

В это тяжёлое для страны время Чечкин принял на себя командование флотилией, состоящей сразу из нескольких теплоходов, которые перевозили по Енисею ценные грузы на Север.
Подобная деятельность была крайне непростой и влекла за собой ряд испытаний, так что человеку на командной должности требовалось обладать недюжинной силой воли, непоколебимой решимостью, дальновидностью и смелостью.

Например, зимой 1941 года судно «Сергей Киров» везло груз в Норильск, но по пути попало в ледоход, из-за которого могло намертво застрять во льдах. Михаил Алексеевич, после переговоров с командным составом, удачно выбрал место для вынужденной зимовки – у речки Полой, благодаря чему грузы были спасены и благополучно доставлены в пункт назначения весной 1942 года.

А в 1945 году Чечкин руководил доставкой двух буксиров: «Победа» и «Родина», которые прибыли в СССР из США. Несмотря на сильный шквалистый ветер и вероятность встречи с японскими военными кораблями, оба судна были благополучно доставлены в Красноярский порт и не в последнюю очередь – благодаря грамотному командованию.

После окончания войны Михаил Алексеевич стал капитаном на флагмане Енисейского флота – теплоходе «Владимир Ленин», и возглавил несколько экспедиций на притоке Енисея, за что в 1953 году был награжден Орденом Ленина.

Годы войны остались позади, страна активно развивалась и шла вперёд. Возникла необходимость строительства моста через реку Енисей. Михаил Алексеевич принимал активное участие в его возведении в 1959-1960 годах. Он на теплоходе «Красноярский рабочий» руководил наводкой с воды железобетонных полусводов арок. Сейчас мост носит название «Коммунальный» и соединяет Центральный и Свердловский районы города Красноярск.

В 1961 году Михаил Алексеевич стал делегатом XXII съезда партии.
В 1965 году принимал участие в строительстве Красноярской ГЭС. Он лично организовал и обеспечил безаварийную проводку морского лихтера «Лодьма» с необходимым оборудованием и первым колесом гидротурбины для ГЭС.

В 1966 году Михаил Алексеевич за свои заслуги был награждён Орденом Трудового Красного Знамени, также ему было присуждено высшее звание отрасли: «Лучший капитан Министерства речного флота». А спустя пять лет, в 1971 году, Михаилу Алексеевичу был вручен орден Октябрьской революции.
В 1977 году именем великого речника был назван речной ледокол, построенный в Финляндии. Более того, вся серия ледоколов река-море стала ледоколами типа «Капитан Чечкин».

Михаил Алексеевич Чечкин ушёл из жизни в 1973 году.

Подготовила Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

21:40 26 октября 2019