Алексей Крылов: жизнь во имя науки

Отцом отечественного кораблестроения называют Алексея Николаевича Крылова. Выдающийся ученый известен созданием современной теории корабля и написанием основополагающих трудов по строительной механике судов. Он также внес огромнейший вклад в развитие математики, механики и компасного дела в России. Широкое распространение получили его работы по истории наук, труды по астрономии, педагогические взгляды.

Алексей Николаевич Крылов родился 15 августа 1863 года в семье артиллерийского офицера Николая Александровича Крылова и Софьи Викторовны Ляпуновой, в селе Висяга Симбирской губернии (в наши дни – деревня Крылово Порецкого района Чувашии).

Отец Алексея Николаевича принимал участие в Крымской войне 1855-1856 годов, так что его сына тоже ждал профессиональный путь военного, однако слишком сильное влияние на тогда ещё юного Алексея Николаевича оказали его многочисленные родственники, занятые в сфере медицины, науки и музыки.
Так, в 1878 году Алексей Николаевич поступил в Морское училище (располагается в Санкт-Петербурге), которое успешно окончил с отличием в 1884 году.

После этого начал работу под руководством Ивана Петровича де-Колонга в компасной мастерской Гидрографического управления. В этот период он провёл своё первое серьёзное научное исследование по девиации магнитных компасов, которое впоследствии сыграло большую роль в его карьере и жизни.
В 1887 году Крылов пришёл на франко-русский завод (входил в состав современной судостроительной компании «Адмиралтейские верфи»), параллельно с этим продолжил обучение на кораблестроительном отделении Николаевской морской академии (ныне – Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова), которую окончил в 1890 году. Однако после этого не покинул учебное заведение, а продолжил работу в качестве преподавателя – вёл практические занятия по математике, а впоследствии преподавал курс теории корабля.

Как признался Алексей Николаевич в своей автобиографической книге «Мои воспоминания», его главной специальностью с 1887 года стало кораблестроение, или, как он назвал его: «приложение математики к разного рода вопросам морского дела». На протяжении всей своей жизни он не прекращал преподавательской деятельности.

Чуть позже, в 1890 году Алексей Николаевич стал широко известен благодаря своему научному труду «Теория качки корабля», который в значительной степени расширял теорию Уильяма Фруда – английского инженера и основоположника корабельной гидродинамики.

Благодаря данному труду в 1896 году Алексей Николаевич был избран членом Английского общества корабельных инженеров, а в 1898 году награждён золотой медалью Британского общества корабельных инженеров. Особенно важно отметить, что впервые в истории подобной чести удостаивался иностранец.
Алексей Николаевич не остановился на достигнутом, и продолжил развивать и усовершенствовать свои идеи, и впоследствии создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки, а также первым предложил гироскопическое демпфирование бортовой качки, которое в наши дни является наиболее распространённым способом успокоения бортовой качки.

Трудовая деятельность Крылова была незаурядной и разнообразной, он был занят во многих сферах, связанных с судостроением и судоходством.

Так, с 1900 года он руководил опытовым бассейном для испытаний моделей судов, а в 1908-1910 годах являлся главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета. Далее, с 1910 по 1917 год давал консультации по вопросам судостроения на Балтийском, Адмиралтейском и прочих заводах. Был председателем правительственного правления Путиловских заводов и активно участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь», также ввёл в конструкцию кораблей ряд технических новшеств, позже нашедших применение в практике военного кораблестроения.

Алексей Николаевич осознавал необходимость воссоздания российского флота и был тем, кто подготовил доклад о необходимости выделения 500 миллионов рублей на эти нужды. В 1912 году его труд был зачитан морским министром Иваном Константиновичем Григоровичем в Государственной Думе, чем обеспечил выделение запрошенных средств.

В 1916 году стал директором Главной физической обсерватории и начальником Главного военно-метеорологического управления. Под его руководством была проведена огромная методическая работа по созданию руководящих документов в сфере военной гидрометеорологии для войск.
С 1917 года – занял должность директора физической лаборатории (позже института) Академии наук. В 1919 году был назначен начальником Морской академии, и в итоге принимал активное участие в её преобразовании и выработке устава.

Позже Алексей Николаевич вошёл в состав комиссии для возобновления научных контактов и для решения практических народно-хозяйственных задач, связанных с укреплением морского и железнодорожного транспорта. В этом качестве провёл период с 1921 по 1927 год за границей.

По возвращении продолжил преподавать в Морской академии и руководить Физико-математическим институтом АН СССР. Помимо этого Алексей Николаевич активно участвовал в решении основных технических вопросов военного и гражданского судостроения в СССР.

Позже, в своей научной деятельности, вернулся к теории гирокомпасов. В 1938-1940 годах Алексей Николаевич опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов и разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса. Помимо этого, Крылов также предложил новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса. В 1941 году данные исследования были отмечены Сталинской премией.

С началом Великой Отечественной войны Алексей Николаевич, вопреки его протестам, был эвакуирован в Казань. В этот период он написал свою автобиографическую книгу «Мои воспоминания». Вернуться в родной Ленинград Крылову удалось лишь в августе 1945 года.
Алексей Николаевич ушел из жизни 26 октября 1945 года и был похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Санкт-Петербурге, неподалёку от двух других выдающихся учёных – Ивана Петровича Павлова и Дмитрия Ивановича Менделеева.

Крылов Алексей Николаевич оставил после себя большое наследие и добрую память, его смело можно причислить к числу самых выдающихся ученых. Научные труды знаменитого кораблестроителя освещают многие сферы человеческого знания: судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию, геодезию, педагогику и другие. Также широко используются на практике его знаменитые таблицы непотопляемости.

Алексей Николаевич за всю свою жизнь написал около трёхсот книг и статей.
Его выдающаяся деятельность была отмечена рядом наград, так Алексей Николаевич был трижды кавалером ордена Ленина, Героем Социалистического Труда, лауреатом Сталинской премии, а его имя было навеки записано на страницы истории. Например, его именем был назван кратер на Луне. Также в честь учёного-кораблестроителя Академией наук была учреждена премия имени академика Алексея Николаевича Крылова, которая присуждается «за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики». Помимо этого имя Алексея Николаевича Крылова было присвоено головному, ведущему научно-исследовательскому институту судостроительной отрасли Советского Союза — ЦНИИ им. акад. Крылова.

15 августа 2013 года научное сообщество отмечало знаменательную дату – 150 лет со дня рождения великого учёного-кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова.

А в августе 2015 года произошло сразу два знаменательных события. Во-первых, в речном порту города Чебоксары был установлен памятник Александру Николаевичу Крылову, а во-вторых, на территории Порецкой школы был открыт мемориальный комплекс «Флотская слава Поречья», центральное место в котором было отведено бюсту знаменитого учёного-кораблестроителя.

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

10:54 10 ноября 2019