«Транспорт России»: порты как драйверы роста

«Морские порты - драйвер экономического развития страны» - так называлась пленарная дискуссия, развернутая в первый день форума «Транспорт России».

Участниками конференции стали помощник Президента России Игорь Левитин, министр транспорта Евгений Дитрих, заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков, представители организаций морской отрасли.

Выступая перед участниками, глава Минтранса Евгений Дитрих подчеркнул, что морская отрасль – одна из ведущих в части привлечения частных инвестиций. Портовое хозяйство сегодня – это более 900 комплексов в 60 портах суммарной мощностью свыше 1 млрд тонн. «Стабильный рост перевалки грузов не менее 4 процентов в год стал возможным благодаря реализации крупных инфраструктурных проектов, цель которых – поддержать темпы развития экспорта и импорта полезных ископаемых и товарных потоков», – отметил он. Дальнейшее развитие портовых мощностей, являющееся одной из национальных целей на ближайшие несколько лет, позволит увеличить эти мощности на 330 млн тонн до 2024 года.

Федеральный проект по развитию морских портов, входящий в состав Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, призван обеспечить экономику страны современной высокотехнологичной портовой инфраструктурой. «Для эффективного решения этой задачи необходим комплексный подход и синхронизация развития портовой, железнодорожной и автодорожной инфраструктур. Прежде всего, это развитие ближних и дальних подходов к портам», – сказал глава Минтранса.

Наращивание портовых мощностей имеет большое значение и в контексте развития транзитного потенциала страны. Как отметил министр, одним из приоритетов государственной политики остается комплексное освоение отечественной Арктики, Северного морского пути (СМП). При этом, достижение целевого показателя по увеличению объема перевозок по СМП до 80 млн тонн в год возможно лишь при соответствующем адекватном развитии морского транспорта.

- Не стоит забывать и о позитивном мультипликативном эффекте от развития портового строительства для экономики регионов. Есть целый ряд проектов, в которых мы смогли объединить усилия и государства, которое осуществляет инвестиции в причальные стенки, и стивидоров, которые развивают терминальные мощности, и железнодорожников, которые строят внутрипортовые пути и в последующем обязуются ими управлять. Этот синергетический эффект по оптимизации управления позволяет экономить огромные деньги, повышает эффективность работы большого портового хозяйства, - завершил Евгений Иванович.

В свою очередь, Игорь Левитин сообщил, что от морских портов сегодня в большой степени зависит судьба экспорта нашей страны. «За 10 лет мощности портов выросли в 1,7 раза – так не росла ни одна инфраструктура. Вы полностью обеспечиваете объемы перевозок, которые предъявляют грузоотправители», – сказал он.

  • - Сегодня уже нужно говорить о синхронизации подвоза грузов в морские порты. Это отдельная большая тема, заслуживающая пристального изучения. Она включает в себя синхронизацию инвестиций в порты и в подходную инфраструктуру.  От того, как будут инвестиции окупаться, зависит полный цикл – от погрузки до доставки в морские порты. Необходимо в формате отдельных дискуссий обсуждать эти вопросы», – завершил Игорь Левитин.
  • По словам Юрия Цветкова, "темпы роста портовых мощностей в разы превышают темпы роста российской экономики и действительно являются драйвером всей экономики, которая у нас в значительной степени экспортоориентированная. При этом президентом страны ставится задача по увеличению мощностей портов на 330 млн тонн. Задача эта амбициозная, но вполне осуществимая. На реализацию этих целей будет направлено 900 млрд рублей, из них средства федерального бюджета составляют 25%. Остальное - частные инвестиции. То есть мы имеем основания полагать, что портовая отрасль является инвестиционно привлекательной для всех участников процесса.
  • Исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов Серик Жусупов согласен с коллегами:
  • - Можно констатировать, что портовая отрасль действительно отражает результаты экономического развития страны, и прежде всего внешнеэкономической деятельности государства. Несмотря на все кризисные явления в экономике, внешнеторговые санкции, грузооборот морских портов РФ на протяжении последних десяти лет увеличивался в среднем не менее, чем на 7 процентов в год. Только в последние годы динамика несколько снизилась, и по этому году мы ожидаем прирост порядка 3,5 процентов. 
  • Конечно, таких результатов мы не смогли бы достичь без слаженной, конструктивной работы с нашими стратегическими партнерами. В первую очередь, это Росморпорт, судовладельцы, железнодорожники, автомобилисты. По итогам года мы ожидаем увеличения грузооборота морских портов страны до 850 миллионов тонн. При этом еще есть резервы, ведь в настоящий момент пропускная способность морских портов составляет более 1150 миллионов тонн. 

 

Фото предоставлено пресс-службой Минтранса РФ.

23:46 19 ноября 2019