Профессор Алферьев

Михаил Яковлевич Алферьев родился 6 октября 1901 года в селе Дмитриевское Алексинского уезда Тульской губернии. Его отец – Яков Васильевич Алферьев, был далёк от профессии речника, так как являлся священнослужителем и настоятелем храма при Дмитриевском погосте на реке Вашане (правый приток Оки).

Михаил Яковлевич принимал участие в событиях Гражданской войны 1917-1922 года, где воевал в составе второго тяжелого артиллерийского дивизиона. Эта опасная непростая служба оставила свой след: в ходе военных действий Михаил Яковлевич был ранен и контужен. После этих неблагоприятных событий он начал работать слесарем по судоремонту в доковых мастерских города Ростов-на-Дону.

В 1922 году, в возрасте 21 года, Михаил Яковлевич поступил в Ленинградский Политехнический институт (ныне Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого), на кораблестроительный факультет. Его обучение длилось 7 лет – по 1929 год, в ходе которых он освоил сразу несколько профессий.

В студенческой жизни Михаила Яковлевича было много интересных событий. Так, в рамках технологической практики он работал прорабом по судостроению; успел потрудиться кочегаром на пароходе «Вацлав Воровский»; а его инженерно-производственная практика проходила на Балтийском судостроительном заводе, откуда Михаил Яковлевич перенял много полезных и важных навыков.

Его первая научная работа была посвящена теме прочности корабля и впоследствии высоко оценена профессором, ученым-кораблестроителем Петром Фёдоровичем Папковичем. Михаил Яковлевич окончил учебное заведение с отличием.

После выпуска он работал старшим инженером бюро научных исследований в конструкторском бюро «Судопроект». К слову, в это КБ его пригласили после дипломной практики, весной 1927 года.
Также с 1930 по 1934 год Михаил Яковлевич занимался преподавательской деятельностью на должности доцента в Ленинградском кораблестроительном институте.

В 1934 году началась новая страница в жизни Михаила Яковлевича – он был направлен в город Горький (ныне Нижний Новгород). Алферьев начал активно трудиться на своём новом рабочем месте – Горьковском институте инженеров водного транспорта (в наши дни – Волжский государственный университет водного транспорта). Так, им была создана кафедра «Движители и вспомогательные механизмы», преобразованная позже в кафедру «Теория корабля». Михаил Яковлевич успешно возглавлял её в течение почти пятидесяти лет.

На научном поприще Алферьев рос и развивался. Так, в 1937 году, спустя 3 года после своего переезда в Горький, он получил учёную степень кандидата технических наук и звание профессора на кафедре, а в 1939 году защитил диссертацию на тему «Теория действия гребного колеса с поворотными лопастями» и получил степень доктора наук.

Трагические события Великой Отечественной войны застали Михаила Яковлевича в возрасте 39 лет. Он, обладая чувством долга и недюжинной любовью к родине, в самые первые дни войны подал заявление о направлении его добровольцем на фронт, однако ему было отказано. Это не пошатнуло решимость учёного помочь своей стране в эти тяжёлые годы. Так, во время войны он не только продолжал работать в институте, но и принимал участие в строительстве оборонительного рубежа у села Вареж на реке Оке, занимался военной подготовкой сотрудников института, а также входил в состав команды противовоздушной обороны.

За труд и профессионализм в 1948 году Михаилу Яковлевичу было присвоено звание «Инженер-генерал – директор речного флота III ранга».

Михаил Яковлевич, как разносторонний человек, проявлял интерес не только к инженерному делу и кораблестроению, но и к спорту. Так в 1945 году он увлёкся альпинизмом и даже создал студенческую альпинистскую секцию. А год спустя, в 1946 году, организовал группе своих учеников поездку на Кавказ, во время которой альпинисты совершили ряд восхождений. Новые ученики прибывали в секцию, и уже в 1947 году на постоянной основе в ней состояло 50 студентов и сотрудников горьковских вузов. За свою спортивную деятельность и целеустремлённость Михаил Яковлевич получил звание мастера спорта СССР и старшего инструктора по альпинизму.

Будучи разносторонним человеком, Михаил Яковлевич питал особую страсть к науке. Именно он стал основоположником такого направления, как катамараностроение.

Он активно изучал вопросы, связанные с обоснованием форм корпусов, разработкой новых методов определения сопротивления воды движению речных судов и оценкой их качки на волне. В 1951 году был построен опытовый бассейн, в строительстве которого принимал участие сам Михаил Яковлевич, его коллеги с кафедры «Теория корабля» и Горьковский ЦКБ Минречфлота РСФСР. Данная установка позволила на практике ответить на многие вопросы, поставленные учёным, и провести все необходимые исследования. Так, Михаилу Яковлевичу удалось выяснить, что два корпуса, соединённые вместе одной платформой, при движении с большой скоростью совсем не образуют волн. Данное открытие учёный назвал катамаранным эффектом.

На этом Алферьев не остановился и продолжил углубляться в изучение этой темы. Так, в ходе многочисленных опытов с участием разнообразных моделей катамаранов ему удалось установить, что скорость грузового катамарана может превышать 100 км/ч.

По результатам разработок учёного в начале 1960-х годов была построена большая серия катамаранов грузоподъемностью 1000 тонн. В 1969 году было спущено на воду первое из туристических судов типа «Отдых». Также был построен катамаран для внутригородских и пригородных линий «Волга» и скоростной катамаран «Анатолий Угловский».

До 1983 года Михаил Яковлевич продолжал свою научную и преподавательскую деятельность. Он был любим как коллегами, так и студентами, а его лекции отличались чёткостью изложения и высоким качеством преподносимого материала. Михаил Яковлевич с огромной с энергией и самоотдачей руководил научными исследованиями и добивался внедрения их результатов в практику судостроения. Накопленным багажом знаний он охотно делился в своих монографиях, учебниках и учебных пособиях в области теории корабля и гидромеханики.

В течение жизни выдающийся учёный был удостоен многих наград, одними из самых важных и почётных являются: орден «Знак Почёта», медаль «За оборону Москвы» и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Михаил Яковлевич Алферьев ушёл из жизни 26 июня 1983 года, в возрасте 81 года, и был похоронен в Нижнем Новгороде на кладбище «Марьина Роща».

В 1984 году в честь выдающегося учёного был назван катамаран-сухогруз «Профессор Алферьев».

Анастасия СТУРОВА.

Фото из открытых источников.

14:22 24 ноября 2019