Главная / Личность / Конструктор Бавилин
logo

Конструктор Бавилин

Сергей Михайлович Бавилин, главный конструктор ряда проектов бюро «Малахит», один из первых Героев России, был очень яркой личностью, вызывавшей большое уважение всех, кто его знал.

Сергей Михайлович родился 2 декабря 1923 года в городе Валдай (Новгородская область). В возрасте семнадцати лет, сразу после начала Великой Отечественной войны, был в срочном порядке эвакуирован в Ярославскую область, где в том же 1941 году поступил в Ленинградское военно-инженерное училище, которое также находилось в эвакуации и базировалось в городе Костроме. Однако Сергей Михайлович не успел окончить учебное заведение, так как летом 1942 года, в числе курсантов младших классов, был зачислен в пехоту и отправлен на фронт.

Несмотря на юный возраст, Сергей Михайлович был активным участником военных действий. Так, он принимал участие в боях под Ленинградом, и в частности в Сталинградской битве, где выступал в составе 13-й гвардейской стрелковой дивизии 62-й армии. Помимо этого, освоил навыки сапёра, установил на передовой более 100 мин. Сергей Михайлович Бавилин помогал переправлять через Волгу бойцов и важные грузы, а также эвакуировать раненых. За проявленное мужество и преданность Родине был награждён медалью «За отвагу», а также медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», и рядом других.

К сожалению, в конце 1942 года Сергей Михайлович получил тяжёлое ранение, которое привело к ампутации ноги и инвалидности, из-за которой в 1943 году он и был демобилизован в звании сержанта. Вскоре после этого С. М. Бавилин вернулся в свой родной город, где начал работать директором Валдайского районного Дома культуры.

В 1944 году Сергей Михайлович переехал в Ленинград, где тут же поступил в Ленинградский кораблестроительный институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет), который, после шести лет обучения, успешно окончил в 1950 году.

После выпуска Сергей Михайлович Бавилин начал работать в ЦКБ-16 (в наши дни – Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н. Н. Исанина), на должности конструктора проектного отдела и конструктора 1-й категории. Он участвовал в проектировании тяжёлых крейсеров. С 1952 года, благодаря своим навыкам и упорству, назначен инструктором отдела машиностроения областного комитета КПСС, где трудился два года.

В 1954 году Сергей Михайлович вернулся в ЦКБ-16, заняв должность старшего инженера, а спустя два года ─ в 1956 году ─ получил повышение до ведущего конструктора проектного отдела. В тот же период Бавилин работал над созданием большой дизельной подводной лодки с ракетным вооружением.

С 1957 года Сергей Михайлович исполнял обязанности заместителя главного конструктора, замещая Н. А. Киселева ─ известного кораблестроителя и автора проектов крейсеров. А спустя два года, в 1959-м, начал трудиться главным конструктором ряда проектов подводных лодок и подводных минных заградителей. С конца 1960-х годов Сергей Михайлович занимался проектированием атомных подводных лодок, в частности, подводной лодкой «Пиранья» (проект 865) и ещё нескольких моделей.

Однако не все проекты, над которыми работал Сергей Михайлович, увидели свет. Так, например, разработка многоцелевой атомной подводной лодки проекта 999, для которой уже были разработаны эскизные проекты, была «заморожена» из-за перехода ЦПБ на новую тематику.

Также нельзя не отметить выполненный Бавилиным конкурсный проект атомной подводной лодки «Стрела», отличавшийся новизной и смелостью конструкторских решений. В итоге данный проект получил первый приз конкурса, но работа над ним в силу различных обстоятельств не продолжилась.

В 1972 году начался новый этап в конструкторской жизни Сергея Михайловича. Так, приказом министерства он был назначен главным конструктором проекта 1851 (шифр «Нельма») ─ уникального технического средства, не имеющего аналогов в отечественном и мировом кораблестроении. Бавилин организовал под своим началом новую группу сотрудников, в которую вошли специалисты, хорошо показавшие себя в прошлых проектах.

Однако работа шла не очень гладко. Так, проект комплекса 1851, разработанный в 1973 году, заметно отличался от эскизного варианта по своим техническим решениям (главным образом, в части движительно-рулевого комплекса, спецустройств и электроэнергетической системы), но не менял основных тактико-технических элементов.

К окончанию работы над техническом проектом Сергей Михайлович понял, что выбор типа и параметров главной энергетической установки, сделанный на этапе эскизного проекта, не верен и требует радикального пересмотра. По мнению главного конструктора, выполнение технического проекта необходимо было провести заново с пересмотром состава соисполнителей. Это ставило под угрозу всё создание комплекса проекта 1851.

Произошел беспрецедентный случай, не встречавшийся прежде в практике кораблестроения: главный конструктор не рекомендовал свой собственный проект к утверждению и предлагал выполнить его заново с привлечением новых соисполнителей и изменением тактико-технических элементов и кооперации, утвержденной постановлением правительства. Для подобного шага, сопряженного с высоким риском отстранения от должности и необратимыми последствиями для карьеры, требовалось большое личное мужество, которым Сергей Михайлович и обладал.

Дело осложнялось тем, что начальник бюро, главный конструктор энергетической специализации, и, что важно, наблюдение от ВМФ и даже генеральный заказчик были категорически против замены энергоустановки, предусмотренной постановлением правительства, тем более что на её проектирование и выполнение опытно-конструкторских работ были затрачены десятки миллионов рублей.

Но были и сторонники столь радикального шага со стороны Сергея Михайловича. Так, его решение создать новый тип энергоустановки для заказа 1851 поддержали главные конструкторы предполагаемых разработчиков основных её компонентов, и даже сам главный конструктор отвергаемой энергоустановки.
В итоге данный вопрос был рассмотрен научно-техническими советами Минсудпрома и Главного управления кораблестроения ВМФ, а также лично Главкомом ВМФ. Все они поддержали решение главного конструктора Бавилина, в результате чего было оформлено соответствующее решение Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, корректирующее тактико-технические элементы проекта 1851 и определяющее новую организацию работ.

Эта история сделала имя Сергея Михайловича Бавилина широко известным и авторитетным в руководстве промышленности и ВМФ. Ведь именно его настойчивость и приверженность своему делу, выразившаяся в замене энергоустановки на заказе 1851, спасла целое направление подводных технических средств.

В 1980-х годах Сергей Михайлович трудился на должности главного конструктора опытного комплекса подводных технических средств проекта 10830 «Калитка» (атомная подводная глубоководная станция, не имеющая аналогов в мире). Также возглавлял разработку проектов и проводил испытания уникальных подводных технических средств. Помимо этого, под руководством Сергея Михайловича были созданы и запущены в серийное производство три проекта современных подводных лодок.

В 1985 году, за вклад в кораблестроение и неоценимый труд, Сергей Михайлович был награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Славы 3-й степени.

В мае 1992 года, представив и защитив корректированный технический проект 10830, Сергей Михайлович Бавилин ушел на пенсию по собственному желанию в возрасте 68 лет, сохранив в полной мере светлую голову, работоспособность и энергию. Налаженное им дело твердо стояло на рельсах и двигалось полным ходом вперёд уже под руководством других кораблестроителей.

Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1993 года за «мужество и героизм, проявленные при разработке и испытании специальных средств» Сергей Михайлович был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» под номером 55.

Сергей Михайлович Бавилин был очень талантливой личностью. Твердый, целеустремленный и решительный, он вызывал большое уважение у всех, кто его окружал.

Он ушёл из жизни 27 июля 2001 года в возрасте 77 лет и был похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

18:38