Главная / Города и музеи / Три явления Маргаритинской ярмарки
logo

Три явления Маргаритинской ярмарки

Маргаритинская ярмарка – одна из ярких страниц в истории старейшего порта России — Архангельска. В первые века существования города это была крупнейшая международная ярмарка России, ежегодные таможенные поступления с которой, вплоть до основания Санкт-Петербурга, в среднем составляли до двух третей всех денежных доходов государственной казны! Начало ее приурочено к дате древнего осеннего праздника — Поморского нового года — 14 сентября — (Новолетие, Симеон Летопроводец и Летоначатец), который поморы отмечают в начале осени.

Торговые ярмарки оказали колоссальное влияние на развитие Архангельска. Можно даже сказать, что не будь их, город-порт Архангельск вообще бы на севере России мог и не появиться. Ведь царь Иван Грозный, «повелел на Северной Двине город делати» лишь после того, в 1581 году, в ходе Ливонской войны, потерял Нарву. Вместе с Нарвой Россия лишилась доступа к Балтийскому морю, основному торговому пути государства в Западную Европу. С этого времени наша страна смогла торговать с «цивилизованным европейским миром» лишь через Белое море, единственное, которым, на тот момент, она владела. И у главного российского порта просто не могла не появиться своя «Архангелогородская» ярмарка.

Торговать с иностранцами начали уже первые архангельские поселенцы. Вначале ярмарка, начинавшаяся обычно 1 августа (по старому стилю), проходила лишь месяц. Такого срока, кстати, вполне хватало. Ведь в первые годы ярмарочной деятельности в Архангельске за сезон отваживалось появляться не более 25 иностранных судов, торговля с которыми много времени не занимала.

Постепенно, поняв все преимущества ярмарки на Русском Севере, потянулись в Архангельск караванами. В 1658 году в столицу Поморья прибыло 80 заморских (в основном английских и голландских) торговых судов. Месячного срока торговли иностранцам стало не хватать и по их ходатайству ярмарку продлили на всё лето. В 1679 году было отменено последнее временное ограничение, что позволило иноземным купцам приезжать в Архангельск в любое время, пока шла навигация. Главными предметами их торговли были сукна, сахар, пряности. Так как серьезного оружейного производства у России в то время ещё не существовало, российскому правительству приходилось закупать за границей оружие и боеприпасы, также поставлявшиеся через Архангельск.

Кое-что иноземцы покупали и у нас. Особо заморскими гостями были востребованы русские кожи, воск, пенька, холсты, щетина, свечи, лес.

Разрушитель император и маркиз созидатель
Торговля на Архангелогородской ярмарке развивалась весьма бурными темпами. К примеру, если в 1653 году ее товарооборот составил чуть более миллиона рублей, в 1710 году он превысил 4,5 миллиона. Несомненно, такой рост продолжался бы и дальше, если бы не Петр Первый.

Самодержец не захотел, чтобы город стал конкурентом его детищу Санкт-Петербургу. Своим указом от 4 апреля 1722 года император разрешил привозить в Архангельск из разных мест России лишь такое количество хлеба и других товаров, «какое потребно для нужд местных жителей губернии, а не для отпуска за море».

После такого царского повеления ярмарка пришла в полный упадок. Она хоть и не исчезла, но влачила довольно жалкое существование. Так, в 1725 году в город-порт прибыло всего 19 судов, доставивших товаров на сумму в 2646 рублей. Архангельские Гостиные дворы – главное место торгов – опустели и стали разрушаться. Особенно пострадал Немецкий Гостиный двор, обветшавший к концу XVIII века настолько, что его потребовалось срочно разбирать. Иначе он грозил развалиться сам, задавив попутно кого-нибудь из горожан.

Некоторое оживление наступило после 1762 года, когда Екатерина II, отменив «драконовское» постановление своего великого предшественника, уравняла Архангельск и Санкт-Петербург в правах. Это равенство вновь открыло город для торговли.

К 1785 году товарооборот Архангельского порта увеличился почти до двух миллионов рублей. Главную роль в торговле Архангельска в то время играло иностранное купечество и несколько крупных торговых компаний, скупавших у поморов их улов по крайне заниженным ценам. И поморы, не имея другой возможности сбыта своей продукции, были вынуждены на это соглашаться. Лишь в 1835 году, с соизволения императора Николая I, они получили право прямой меновой торговли с Норвегией. Обменяв в соседнем государстве рыбу на другой товар, они везли его в Архангельск, где и продавали.

Особенно активно такая продажа шла в столице Поморья, в августе-сентябре. Постепенно этот период народ в Архангельске стал называть «ярмаркой». Опасаясь, что местные чиновники могут в любой момент запретить эту, не совсем легальную, торговлю, зимой 1843 года поморы отправляют на имя военного губернатора Архангельской губернии, вице-адмирала маркиза де-Траверсе, прошение об официальном признании ярмарки. Понимая всю важность момента, маркиз откликается на прошение и в 1844 году «соизволяет» ярмарку учредить.

Кто такая Маргарита?
По распоряжению маркиза де-Траверсе от 04.10.1844 года, ярмарка «наименована ярмаркою святой Маргариты, так как память сея святые празднуется церковию в день начатия этой ярмарки, то есть 1 сентября.

Интересную версию появления имени «Маргарита» в названии ярмарки предложил архангельский краевед Геннадий Попов, обнаруживший в областном архиве доклад местного общественного деятеля М. Вальнёва, который был зачитан им на заседании Архангельской Городской думы 7 марта 1884 года в честь 300-летия Архангельска. В сносках этого доклада было записано следующее: «Ярмарка названа Маргаритинскою в честь Маргариты – жены бывшего архангельского военного губернатора маркиза де-Траверсе. Упоминание о том, что ее звали именно так, можно найти в «Справочной книжке Архангельской губернии на 1850 год». В справочном документе сказано, что супруга вице-адмирала, маркиза Маргарита Карловна де-Траверсе является председательницей-попечительницей Архангельского училища для образования девиц.

Данная версия вполне может иметь место, но до конца её принимать всё же не стоит. Ведь кроме «думской» речи М. Вальнёва, других данных, прямо указывающих на происхождение названия ярмарки от имени губернаторской супруги, найти не удалось.

Первые выставки
Официально ярмарка длилась ровно месяц, начинаясь 1 сентября (по старому стилю). Это время считалось в Архангельске одним из самых благоприятных. Тёплое «бабье лето» и поспевающий урожай как нельзя лучше подходили для посещения города купцами.

Со второй половины XIX века на ярмарке не только торговали. Здесь проводились экзамены учеников шкиперских курсов и мореходных классов. Судовладельцы устраивали собрания по вопросам промысловой деятельности, приобретали в «навигационной камере» мореходные инструменты и судовое снаряжение.

Кроме того, городские власти стали приурочивать к её открытию различные общественные мероприятия. К примеру, в 1862 году, вместе с ярмаркой начала свою работу экономическая выставка, открывшаяся «во вновь отделанном доме, назначаемом для помещения бедных, «призреваемых» местным благотворительным обществом».

На выставке посетители могли ознакомиться с образцами различных отраслей местной промышленности – от традиционных северных изделий до модели «паровой машины работы Гернета». Кроме того, на выставку для показа доставили холмогорских коров и пинежских лошадей, размещенных в «нарочно выстроенном на дворе» большом сарае.

Одной из самых грандиозных стала сельскохозяйственная выставка 1867 года. Как написала тогда местная газета, «1 сентября состоялось двойное торжество». Помимо открытия ярмарки к этой дате приурочили освящение и открытие перенесённого с Соборной площади на Главную (где сейчас располагается Обелиск Севера) памятника М.В. Ломоносову. Для многих сотен съехавшихся гостей это было незабываемое зрелище. Город выглядел праздничным. Место вокруг памятника, площадь и Троицкий проспект до Собора были украшены многочисленными торговыми флагами.

От заката до рассвета
С началом Первой мировой войны ярмарка начинает катиться к закату. Уже первый военный сезон 1914 года говорит о вялом характере торгов. Промучившись в агонии несколько лет, в 1917 году ярмарка прошла в последний раз. В 1920-е и 1990-е годы, конечно, проводились попытки ее возрождения, но ничем так и не закончившиеся.

Окончательно ярмарку удалось возродить в 2002 году. К сожалению, ярмарочный торг сейчас проходит не столь масштабно, как до революции. «Маргаритинка» торгует также в начале осени. Но всё действо длится не весь месяц, а всего лишь 3-4 дня. Для современной торговли этого оказалось вполне достаточно.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото из фондов Архангельского краеведческого музея.

На фото: набережная Северной Двины во время Маргаритинской ярмарки.

17:48