Капитан дальнего плавания

Имя Анны Щетининой прогремело на весь мир в 1935 году. Газеты взорвались сенсацией: «Молодая советская женщина провела корабль сквозь полярные льды!» Анне Ивановне было только двадцать семь лет, и она стала первой женщиной-капитаном дальнего плавания не только в СССР, но и в мире.

Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года, на станции Океанской под городом Владивостоком. Говорящее название места рождения, в каком-то смысле, предопределило всю её дальнейшую судьбу, прочно связанную с мореплаванием.

Семья Анны Ивановны была далека от речного или морского ремесла. Так, отец ─ Иван Иванович за свою жизнь успел потрудиться во многих должностях: он был и стрелочником, и лесником, и рабочим, служащим на рыбных промыслах, а также плотником и комендантом дач в областном отделе НКВД. Мать Анны Ивановны ─ Мария Философовна ─ посвятила себя воспитанию детей и поддержанию домашнего хозяйства, а младший брат Владимир работал мастером цеха авиационного завода «Прогресс», расположенного на станции Варфоломеевка Приморского края.

Сама же Анна Ивановна чувствовала глубокую связь с морем, но своё желание посвятить себя мореходству впервые осознала в возрасте 16 лет, когда она впервые оказалась на палубе парохода – тогда они с матерью отправилась в низовья Амура, где отец трудился сезонным рабочим на рыбном промысле. Эта поездка стала для неё в каком-то смысле решающей: тогда ещё юная девушка Анна тщательно исследовала всё судно: от машинного отделения до капитанского мостика. Её интересовало абсолютно все: постановка судна на якорь, подходы катеров к борту судна, швартовка к причалу. Таким образом, Анна Ивановна самостоятельно приняла решение пойти в такую сложную и отнюдь не женскую профессию, как капитан корабля, и стала женщиной-первопроходцем в данной области.

В 1925 году Анна Щетинина окончила единую трудовую школу на станции Седанка. И сразу же поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума (в наши дни ─ Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского).

Стоит отметить, что изначально начальник техникума отговаривал её от поступления, аргументируя это тем, моряк ─ исключительно мужская профессия и женщине в ней не место, но Анна Ивановна настояла на своём. Таким образом, она стала единственной девушкой на курсе. Из-за глупых предрассудков, несмотря на хорошую успеваемость, она сразу же была включена в «список бесперспективных» учащихся и стипендию не получала. Из-за этого, помимо учёбы, она была вынуждена подрабатывать: по ночам, вместе с остальными студентами, разгружать баржи в порту, работать санитаркой и уборщицей.

Во время практики на судах Анна Ивановна подвергалась насмешкам со стороны моряков, но старалась не реагировать на них. Вместо этого направляла всю энергию в работу, понимая, что делом можно доказать куда больше, чем словами. Потому даже когда ей давали самую грязную и тяжелую работу, она от неё не отказывалась.

Благодаря своей целеустремлённости и упорному труду она постигала традиционно мужскую науку и успешно окончила техникум весной 1929 года. Сразу после этого по распределению была направлена на Камчатку, в Акционерное Камчатское общество (АКО), где прошла долгий служебный путь от обычного матроса до капитана судна.

Диплом штурмана дальнего плавания Анна Ивановна получила в 1932 году, в возрасте 24 лет. Однако всё из-за тех же предрассудков молодого штурмана-женщину никто из капитанов не спешил брать в свою команду. Тогда Анна Ивановна стала трудиться на должности третьего помощника на рыболовном траулере «Топорок», а затем старпомом на пароходе «Эскимос», под руководством капитана Георгия Ивановича Александрова. Это был умный, образованный и спокойный человек, который увидел в Анне Ивановне упорного труженика и истинного моряка. Именно под его началом она в итоге прошла капитанскую школу. Таким образом, диплом морского капитана дальнего плавания Анна Ивановна получила 25 января 1935 года, ей тогда было 27 лет.

Щетинина Анна Ивановна приобрела известность как первая в мире женщина-капитан в 1935 году, когда провела закупленный корабль «Чавыча» из Гамбурга на Дальний Восток. Важно отметить, что назначение на данное задание было неожиданным даже для неё самой Анны Ивановны. Её вызвали к начальству прямо посредине отпуска и предложили доставить из Германии судно – пароход «Чавыча».

Кандидатура капитана поначалу казалась начальству спорной, но, тем не менее, они решили довериться женщине, и та не подвела их. Разумеется, в должности капитана Анна Ивановна впервые приступала к такой серьёзной миссии, однако определённый опыт у неё уже имелся – в 1931 году она в роли старпома участвовала в доставке судна из Гамбурга на Камчатку.

В итоге всё прошло так, как и должно быть – Анна Ивановна хорошо проявила себя с профессиональной точки зрения, и «Чавыча» была доставлена к родным берегам точно в срок. А коллектив корабля впоследствии завоевал первое место в социалистическом соревновании судов Камчатского пароходства, и Анна Ивановна получила свою первую награду – орден Трудового Красного Знамени.

Этот визит в Германию породил целый феномен: вся мировая пресса рассказывала на своих страницах о русской женщине-капитане – невиданном явлении в то время. Таким образом, Анна Ивановна стала тем человеком, который успешно разрушил несостоятельное суеверие о том, что «женщина на борту – к беде», и доказал, что умение и профессионализм не зависит от пола, потому что капитан – это состояние души.

После этого ажиотажа фигура Анны Ивановны стала более заметной. Её пригласили в элитный морской клуб, где она впервые оказалась в компании заслуженных моряков, которые относились к ней как к своему коллеге и уважительно обращались: «Леди капитан Анна».

26 ноября 1937 года было опубликовано постановление правительства СССР об организации во Владивостоке рыбного порта первой категории, первым начальником которого стала капитан Анна Щетинина. Она была назначена на эту должность 20 марта 1938 года, и в том же году поступила в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет.

К сожалению, мирный уклад жизни уничтожила Великая Отечественная война, которую Анна Ивановна встретила на Балтике. В тот момент она училась на четвертом курсе института.

В Анне Ивановне горело желание помочь своей стране в столь тяжёлое время, а потому в июне 1941 года она вступила в командование судном «Сауле», на котором в Выборг и прибалтийские порты перевозилось вооружение, воинские части и продовольствие. Обратными же рейсами на корабле вывозились раненые бойцы и эвакуированное население. Пути пролегали по неспокойным водам, корабль не раз подвергался бомбардировкам вражеской авиации.

В августе 1941 «Сауле» вместе с другим пароходом совершали рейс из Ленинграда в Таллин. На пути оба судна были атакованы, в итоге чего пароход полностью потоплен, а судно под командованием Анны Ивановны получило критические повреждения.

Несмотря на ужасно складывавшиеся обстоятельства капитан сохранила выдержку и отдала приказ поставить судно у ближайшего острова Гогланд, куда на вельботах были вывезены раненые и убитые. Сразу после этого команда и пассажиры приступили к тушению пожара и устранению повреждений корабля. На ремонт ушло восемь суток, во время которых было необходимо имитировать пожар дымовыми шашками, чтобы обмануть неприятеля и тем самым спастись от новых бомбежек. В итоге общими усилиями судно было починено и смогло малым ходом, в ночи, добраться до Ленинграда.

За грамотное командование и сильную волю, поднявшую людей на подвиг, Щетинина Анна Ивановна была награждена Медалью «За оборону Ленинграда».

Вскоре из-за усиления интенсивности военных действий операции торгового флота на Балтике прекратились. Морской персонал перенаправили в такие города, как Мурманск и Владивосток.

Анна Ивановна Щетинина в это время распоряжением Наркомморфлота СССР была направлена на службу в Дальневосточное морское пароходство для выполнения специального правительственного задания. Так 30 декабря 1941 года Анна Ивановна была назначена на пароход «Карл Либкнехт», построенный практически полвека назад. Судно было необходимо довести в один из портов западного побережья Канады для ремонта, при этом приходилось заменить весь штурманский состав команды. Капитан была не в восторге от этого, но в итоге судно, несмотря на все суровые испытания природы в виде зимних штормов благополучно прибыло в Ванкувер.

Следом Анна Ивановна приняла командование пароходом «Родина», которым управляла почти год, а в начале 1943 года ее назначили капитаном дальнего плавания на купленный в США новый крупнотоннажный пароход «Жан Жорес». На судне было установлено вооружение, а в состав экипажа входила военная команда, регулярно проходили учения. В первый же год «Жан Жорес» совершил три рейса в Америку за импортом и сделал один рейс с экспортным грузом. Годовой план перевозок был выполнен на 130,8%. До самого окончания войны «Жан Жорес» находился под командованием Анны Ивановны и участвовал в перевозках стратегических грузов из портов Канады и США во Владивосток. Во время войны с Японией обеспечивал десантные операции и высаживал десант у берегов Сахалина и на острове Парамушир, который находится в группе Курильских островов.

За этот период, полный непростых заданий и тяжёлого труда, Анна Ивановна Щетинина была удостоена такими наградами, как Орден Ленина и Орден Отечественной войны II степени.

После окончания войны Анна Ивановна вернулась в Ленинград, где стала работать в Балтийском морском пароходстве. Под её командованием находились суда «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Баскунчак», «Менделеев» и ряд других. Помимо этого она активно участвовала в восстановлении города и являлась депутатом ленинградского Совета депутатов трудящихся.

С 1949 года Анна Ивановна начала преподавать в Ленинградском высшем инженерном морском училище (в наши входит в состав ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова). Как и ко всему в своей работе, она очень серьёзно подходила к этому процессу и со всей самоотдачей передавала свои глубокие знания подрастающему поколению. Так, в 1951 году она получила должность старшего преподавателя, а следом и декана судоводительского факультета училища. Через пять лет – в 1956 году – Анне Щетининой было присвоено звание доцента.

А ещё через четыре года – В 1960-м – она была переведена во Владивостокское высшее инженерное морское училище (в наши дни – Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского), где заняла должность доцента кафедры «Морское дело».

За всю свою жизнь Анна Ивановна Щетинина получила множество наград и званий. Она посвятила всю себя работе, и та не могла не быть отмечена правительством. Так, Анна Ивановна являлась Почетным работником Морского флота, Почетным гражданином Владивостока, Почетным членом Академии наук, Почетным членом Географического общества СССР, активным членом Комитета советских женщин, Почетным членом Дальневосточной ассоциации морских капитанов в Лондоне.

Помимо прочего, Анна Ивановна обладала писательским талантом и была членом Союза писателей России. Она является автором книги «На морях и за морями».

В 1978 году она стала Героем Социалистического Труда, а также была отмечена рядом других правительственных и международных наград.

В 1968 году на экраны страны вышел документальный фильм, посвящённый первой женщине-капитану, который носил название «Анна Ивановна» и был снят на студии «Дальтелефильм».
Анна Ивановна Щетинина ушла из жизни 25 сентября 1999 года, в возрасте 91 года и была похоронена на Морском кладбище во Владивостоке.

Она была сильной, ответственной и целеустремлённой, свободной от штампов и предрассудков. Анна Ивановна стала первой женщиной, освоившей и успешно занятой в такой тяжёлой сфере, как мореплавание. Её опыт и пример был неоценимым вкладом в историю развития мореходства. И не в последнюю очередь благодаря ей в современном мире существуют женщины-капитаны.

Она оставила после себя добрую память. Так, 20 октября 2006 года имя Анны Ивановной Щетининой было присвоено мысу побережья Амурского залива Японского моря; а с 2008 года – школе № 16, располагающейся во Владивостоке. В 2010 году в честь Анны Щетининой была названа одна из новых улиц Владивостока в микрорайоне «Снеговая падь». А спустя три года – 21 октября 2013 года – был открыт сквер на улице Крыгина, в котором установлен памятник, посвящённый Анне Ивановной Щетининой. Помимо этого, её образ навеки запечатлён на барельефе стелы «Город воинской славы».

1 февраля 2017 года распоряжением Председателя Правительства РФ имя первой в мире женщины-капитана дальнего плавания Анны Щетининой было присвоено одному из безымянных островов Курильской гряды.

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

13:29 9 марта 2020