Главная / Личность / Речники в годы войны
logo

Речники в годы войны

Великая Отечественная война 1991-1945 годов стала одной из самых трагических и вместе с тем героических страниц в российской истории. В этом году празднуется 75-летие Победы над фашистской Германией. В канун праздничной даты мы вспоминаем имена тех, кто пожертвовал во имя Победы самым дорогим - своей жизнью.

Заслуги работников речного влота в годы войны

В годы Великой Отечественной войны речники и моряки не только активно участвовали в сражениях, но и в условиях крайней опасности ─ под обстрелами вражеских орудий и по путям, пролегающим в зоне военных действий ─ доставляли жизненно важные грузы и оборудование, вывозили раненых из разрушенных городов, переправляли солдат на поле боя ─ то есть делали всё, чтобы защитить свою страну от неприятеля и помочь ей пережить тяжёлые годы.

Годы Великой Отечественной войны обозначились ростом патриотизма ─ многие речники уходили на фронт добровольно. В условиях военного времени знания в сфере судоходства и судостроения были жизненно необходимыми, а опыт и навыки представителей профессии ─ бесценными, спасавшими жизни и помогавшими вести борьбу с врагом.

В этот тяжёлый период речной флот некоторых бассейнов работал  непосредственно в зоне боевых действий, под обстрелом врага. Из-за этого не раз приходилось участвовать в боях, но смертельная опасность не останавливала речников от выполнения своего профессионального долга. Из-за военных нужд многие речные суда изменяли свой привычный мирный облик: переоборудовались, обрастая вооружением, и выполняли функции десантных кораблей.

Всё делалось ради Победы, и данные за тот период потрясают. Так, особенно интенсивно речники работали на территории западных областей СССР, где активно выполнялись эвакуационные перевозки. Благодаря их упорному труду в первый год войны было вывезено более 870 тысяч тонн грузов и более 2-х миллионов человек (без учёта перевозок на переправах).

Отечественный флот сыграл важную роль и во время такого мрачного периода в истории России, как блокада Ленинграда. Многие суда занимались жизнеобеспечением осаждённого города, осуществляли массовые речные перевозки через Ладожское озеро, доставляя в город необходимое продовольствие, боеприпасы и оружие ─ за период работы речного флота в этих опасных условиях в Ленинград было завезено более 700 тысяч тонн грузов, а вывезено около 270 тысяч тонн. Помимо доставки необходимого снаряжения и провианта, корабли также эвакуировали население блокадного города. Так, из Ленинграда было эвакуировано около 500 тысяч человек.

 

Особо тяжёлый период в работе речного флота пришёлся на 1942 год, когда фашисты взяли под контроль огромные территории СССР, на которых находились бассейны таких рек как Днепр, Кубань и Дон. Неприятель перекрыл пути, полностью отрезав водное сообщение для советских солдат.

Однако врагу этого было мало и он бросил значительные ресурсы ─ как человеческие так и технические ─ на перекрытие сообщения по реке Волге, однако никто не собирался позволить ему это, а потому на территории реки (особенно в её нижней части) вспыхнули ожесточённые бои. Важно отметить, что этот водный путь был крайне важным для страны, ведь именно по нему осуществлялась эвакуация населения, переправа военных отрядов и их своевременное снабжение боеприпасами и топливом. Более того, именно по Волге осуществлялись перевозки стратегических резервов для генерального наступления Советской Армии.

Для выполнения всех запросов и беспрерывного снабжения фронта и хозяйств необходимыми ресурсами для реализации обороны, речной флот Волги работал практически без перерывов, по крайне жёсткому графику. Так что, несмотря на все усилия захватчиков, сообщение по реке перекрыть не удалось.

Ключевую роль водный путь по Волге сыграл и во время Сталинградской битвы (длилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года). Тогда  речники переправляли через реку необходимые военным грузы, суммарный объём которых оказался больше 3800 тысяч тонн. Без своевременных поставок вооружения, провизии и топлива победа советских войск была бы практически невозможна. Помимо прочего в эти же дни осуществлялась эвакуация мирного населения – из мест боевых действий удалось вывезти около 200 тысяч человек.

Не менее важные задачи выполняло и Московское речное пароходство, чьи работники в героические дни обороны своего города поспособствовали разгрузке Московского железнодорожного узла, который работал на пределе своих возможностей. Так, именно речными путями осуществлялась эвакуация населения, а также производилась переправа важнейших оборонных предприятий в тыл страны и доставка необходимых ресурсов для обороны столицы.

Московские речники напрямую оказывали поддержку Советской Армии, и не только посредством доставки. Так, речной путь Москва-Волга в зимнее время использовался в качестве натурального природного препятствия продвижению вражеских танков и войск. Речники реализовывали внезапные пропуски воды из водохранилищ, а так же ломали лёд, мешая наступлению захватчиков.

Речники — герои Советского Союза

Невозможно перечислить всех представителей речных профессий, которые проявили недюжинную храбрость, выдержку и силу воли во время войны. Их было очень много, и каждый сделал неоценимый вклад в общую Победу. Многие заплатили собственной жизнью. Вспомним Николая Александровича Вилкова (Восточно-Сибирское речное пароходство), Николая Васильевича Грибанова и Григория Семеновича Овчинникова (Волжское объединённое речное пароходство), Клавдия Карповича Красноярова (Ленское объединенное речное пароходство), Александра Федоровича Типанова (Московское речное пароходство), повторивших знаменитый подвиг Александра Матвеевича Матросова.  Они закрыли своими телами амбразуры дотов ради выполнения военной задачи и освобождения родной земли от захватчиков. Благодаря их жертве  боевые товарищи получали возможность блокировать и уничтожать вражеские силы.

 Дмитрий Семёнович Калинин — «Речник» с большой буквы

Нельзя не упомянуть ещё одного выдающегося речника по профессии и героя по призванию ─ Дмитрия Семёновича Калинина, подвиг которого навеки увековечен в истории. Это был целеустремлённый и храбрый человек,  на жизненном пути которого встречалось много трудностей, но он с достоинством преодолевал их, закаляя свой характер. Уже в четырнадцатилетнем возрасте Дмитрий Семёнович самостоятельно решил освоить профессию слесаря, и стал учеником на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, а позже начал трудиться на судоремонтном заводе «Память Парижской коммуны» в Борском районе, Нижегородской области. Упорный труд и полученные знания помогли ему занять должность ответственного исполнителя по рабочему изобретательству.

В 1932 году Дмитрия Семёновича призвали в Военно-Морской Флот, где он получил назначение на должность инструктора по комсомолу политотдела Второго Черноморского высшего военно-морского училища в Севастополе, а в апреле 1940 года получил звание старшего политрука и был направлен в Дунайскую военную флотилию. В военные  годы Дмитрий Семёнович Калинин был назначен командиром разведывательного отряда Черноморского флота.

Подвиг, навсегда внёсший имя героя в историю, произошёл на территории Краснодарского края, близ села Варваровка, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1943 года. Тогда со сторожевого катера на берег были высажены три группы разведчиков, которыми командовал лично капитан Дмитрий Семёнович Калинин. Высадка была осуществлена в тылу врага с целью отвлечения гитлеровцев от Малой Земли. Однако противник быстро обнаружил два отряда советских солдат и обрушил на них мощь своих орудий.

В ожесточенном бою Дмитрий Семёнович, оказавшись в полном окружении вражеских солдат, подорвал противотанковой гранатой их и себя. Последний, необнаруженный отряд разведчиков, в итоге выполнил боевое задание, не в последнюю очередь благодаря жертве капитана, мужеством и несгибаемостью которого был поражён даже неприятель.

Так, командир румынского отряда, который оборонял побережье, дал распоряжение похоронить черноморского моряка с воинскими почестями. На могиле Дмитрия Семёновича был воздвигнут железный крест с датой и надписью на румынском языке: «Capitan de marina rus Dmitri Kalinin», что означает: «Храбрый русский морской офицер Дмитрий Калинин».

Дмитрию Семёновичу Калинину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А на курорте Анапа, где и происходили трагические события, установлен мемориальный комплекс в виде четырёхметровой фигуры матроса и надписью на постаменте: «Здесь в ночь на 1 мая 1943 года разведчики под командованием капитана Д. С. Калинина приняли неравный бой с фашистскими захватчиками. Они отдали жизнь за нашу Советскую Родину. Вечная слава Героям!».

На родине – в Нижегородской области ─ тоже чтят память капитана: в музее завода «Память Парижской Коммуны» существует раздел, рассказывающий о жизненном пути и подвиге Героя Советского Союза, а его имя золотыми буквами выбито и на гранитной стеле Нижегородского кремля в память об отважных защитниках Отечества.

Николай Николаевич Дудка

 Ещё одно выдающееся имя  в летописи военной истории – речник Николай Николаевич Дудка, который в 1941 году участвовал в обороне Киева, а затем – в защите Сталинграда, а осенью 1943 года, в составе 2-го гвардейского моторизованного понтонно-мостового батальона, обеспечивал переправу пехоты через Днепр в районе Днепровской ГЭС. В ночь на 26 октября 1943 года под ураганным артиллерийским огнем противника, младший сержант Дудка принял на понтон бойцов и, умело маневрируя, в числе первых достиг правого берега. Тогда за три ночи он совершил 20 рейсов.

Не все речники изначально участвовали в боевых действиях на воде или занимались переправкой грузов и эвакуацией людей. Многие из них били врага в авиации, в составе танковых дивизионов или будучи участниками партизанского движения.

Так, например, в предвоенные годы по путевкам комсомола в авиацию пришло немало речников, многие из которых в военные годы удостоились наградами. Так, 25 из них стали Героями Советского Союза, а пятеро выделились особенно, заслужив звание летчиков-истребителей. Этих людей звали: Алексей Иванович Балясников (работал рулевым пассажирского теплохода Московского речного пароходства), Николай Сергеевич Конышев (учился в Горьковском техникуме речного флота, работал на Шиморском судоремонтном заводе, был пропагандистом в политотделе Московско-Окского речного пароходства), Андрей Иванович Гирич (окончил Киевское речное училище, работал помощником капитана парохода «Ленинград» Днепровского речного пароходства), Пылаев Евгений Алексеевич (окончил школу фабрично-заводского ученичества «Юный водник», получил специальность судового механика и работал в Северо-Западном речном пароходстве помощником механика Ленинградской пристани), и Николай Михайлович Скоморохов (работал слесарем и токарем на астраханском судостроительном заводе имени III-го Интернационала).  В общей сложности они совершили 2424 боевых вылета, провели 531 воздушный бой, сбив при этом 148 вражеских самолетов.

Николай Александрович Лебедев

Выдающиеся речники встречались и на полях танковых сражений. Отличным примером может послужить Николай Александрович Лебедев – выпускник Ленинградского института инженеров водного транспорта. У него была насыщенный и выдающийся послужной список. Так, он участвовал в великой битве на Волге; в составе 152-го танкового батальона Сталинградского фронта громил вражеские войска у города Калач-на-Дону.

Занимая должность старшего адъютанта батальона, Николай Александрович всегда шел впереди атакующей танковой группы и стремительно нападал на неприятеля, сея в рядах гитлеровцев панику. За время боев с 19 по 23 ноября 1942 года он лично уничтожил значительную часть вооружения и живой силы противника. На счету Николая Александровича Лебедева было 28 танков, 16 орудий, 3 миномета, 8 пулеметов, 4 склада с боеприпасами, и около 1500 солдат и офицеров вражеской стороны.

Он погиб 23 ноября 1942 года, когда со своим батальоном ворвался в хутор Платонов. Населённый пункт удалось отбить, однако при преследовании силами неприятеля его танк был серьёзно подбит, и, не желая попасть в плен, Николай Александрович принял решение завершить свой жизненный путь с помощью своего же боевого оружия. Ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а имени героя удостоились грузовой теплоход Северо-Западного речного пароходства и малая планета.

Подвиги совершались во имя Родины, а не наград, но государство не могло не отметить чести и доблести своих воинов. Так, 15 речников стали кавалерами ордена Славы, а 117 ─ Героями Советского Союза. Многие речники за свой труд и бесстрашие были отмечены орденами и медалями на государственном уровне.

Наш долг, как нового поколения, сохранить память о великих предках и чтить те жертвы, которые были принесены во имя Родины. И современная Россия с этим прекрасно справляется, воспитывая в юном поколении дух патриотизма и устанавливая памятники воинам-речникам, трудившимся на благо своей страны.  

Анастасия СТУРОВА. В статье использованы данные и фото из открытых источников.

18:46