Главная / Личность / За штурвалом легенды
logo

За штурвалом легенды

Прославленный волжский капитан, кавалер звания Героя соцтруда Владимир Андреевич Кириллов родился на Волге. С ней же связал свою профессиональную биографию. Его путь – образец служения реке, флоту, пассажирам и своей стране.

Владимир Андреевич Кириллов родился 28 августа 1925 года в селе Пришиб Енотаевского района Астраханской области. Его отец Андрей Иванович до и после Октябрьской революции крестьянствовал, в 1929 г. вступил в колхоз, воевал в Великую Отечественную войну, домой вернулся инвалидом (умер в 1989 г.). Мать Христина Семеновна тоже происходила из крестьян, трудилась в колхозе (умерла в 1946 г.).

В семилетнем возрасте Владимир, средний из трех сыновей, впервые увидел буксирный пароход с караваном барж, идущий против течения. Он не знал тогда, что это был знаменитый «Степан Разин», которым управлял Николай Иванович Чадаев ─ живая легенда волжского речного флота. Этот буксир мог тащить вверх по течению сразу семь барж, а в них ─ 42 тыс. тонн нефти. Вид буксира, его мощь произвели на сельского школьника столь сильное впечатление, что он твердо решил стать капитаном.

В 1939 году, окончив Пришибскую семилетку, Владимир Кириллов поступил в Астраханский речной техникум, который досрочно окончил в 1942-м. Флот остро нуждался в кадрах. Направленный в Нижне-Волжское речное пароходство, где получил назначение на пароход «Орджоникидзе», молодой III штурман приступил к работе.

Во время битвы за Сталинград «Орджоникидзе» водил караваны судов по заминированным участкам Волги, под непрерывными налетами немецкой авиации перевозил с левого берега на правый пополнения, оружие, боеприпасы и прочие военные грузы, а обратно забирал из полуразрушенного, пылающего города раненых и беженцев. В те недели и даже дни исход всей битвы зависел от того, кто сумеет быстрее доставить пополнения на передовую… Пройдет время, и экипаж «Орджоникидзе» узнает, что переправил тогда на своем борту на правый берег всю 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию генерал-майора Александра Ильича Родимцева, сыгравшую исключительную роль в защите города.

22 сентября 1942 г., во время очередного рейса, пароход «Орджоникидзе» был потоплен врагом. Вместе с судном геройски погиб и его капитан, посмертно награжденный орденом Красного Знамени. А 17-летний штурман Владимир Кириллов, раненый осколками бомбы, «за выполнение боевых заданий» был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

С 1943 по 1944 годы он трудился на пассажирских пароходах «Тургенев» и «25 октября». А следующие пять лет ─ с 1944 по 1949 год ─ служил на Балтийском и Северном флотах.

Демобилизовавшись, фронтовик-североморец Владимир Кириллов получил назначение IV штурманом на колесный грузопассажирский пароход «Володарский». Новый IV штурман сразу же обратил на себя внимание и экипажа, и начальства пароходства, и, конечно же, пассажиров. Не только любовью к реке и флоту, безупречной выправкой, но и дружелюбием, умением общаться с людьми. Уже через полгода его назначили III штурманом. В ноябре 1951 г. его приняли в члены партии.

За семь лет Владимир Кириллов прошел все штурманские должности, и в 1956 г. его назначили капитаном «Володарского». Так в 31 год он стал самым молодым волжским капитаном.

Начало 1960-х гг. стало знаменательным для Владимира Андреевича ─ в 1961-м его назначили капитаном теплохода «Добрыня Никитич». Как и другие трехпалубные теплоходы типа «Родина» (проект 588), он были построены в ГДР. Важно отметить, что этот теплоход считался одним из лучших во всём СССР, так что именно он был выбран для поездки первого секретаря ЦК КПСС ─ Никиты Сергеевича Хрущёва ─ на пуск Волжской ГЭС в 1961 году. В этом же году экипаж судна получил звание «экипажа коммунистического труда», а сам теплоход был занесён в Книгу почёта Министерства речного флота РСФСР.

Вообще знатные гости любили «Добрыню Никитича» и его капитана и нередко баловали своим вниманием. Так, 7 мая 1963 года на борту теплохода был принят и остался очень доволен поездкой лидер Кубы Фидель Кастро.

В январе 1964 г. Владимир Кириллов получил назначение капитаном пассажирского дизель-электрохода «Ленин». На капитанском мостике этого судна он сменил легендарного Сергея Алексеевича Напитухина, проплававшего на Волге 48 навигаций.

В 1966 году Владимир Андреевич заочно окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта (ныне ─ Волжский государственный университет водного транспорта). Темой его выпускной работы стала проблема повышения рентабельности пассажирского флота за счёт продлённой навигации.

Владимир Андреевич, будучи человеком дела, вскоре применил знания на практике. Под его руководством была продлена навигация «Ленина». И экономические расчеты оправдались! В навигацию 1968 года дизель-электроход показал рекордный экономический результат, самый высокий за 10 лет эксплуатации судна.

Под командованием капитана Кириллова дизель-электроход «Ленин» стал флагманом волжского пассажирского флота. Тогда и родилась новая традиция: 22 апреля ─ в день рождения основателя и первого вождя Советского государства ─ «Ленин» открывал навигацию на Волге.

Экипаж «Ленина» и его капитан Кириллов стали зачинателями движения «Каждому пассажиру – волжское гостеприимство». Сейчас, когда на круизных теплоходах и «теплоходах-пансионатах» работают хорошо подготовленные специалисты по туризму и анимации, удивить кого-либо разнообразным набором экскурсий и развлечений на борту трудно. А в те годы капитану и его помощникам приходилось самим заботиться об организации досуга пассажиров. Судовая радиотрансляция использовалась постоянно: пассажиры приглашались на физзарядку и на завтрак, обед и ужин, им сообщали о времени прихода в очередной порт и о порядке экскурсий, о демонстрации кинофильмов на кормовой части верхней палубы и концертах в музыкальном салоне, о поступлении телеграмм от родственников и знакомых. Пассажиров поздравляли с днем рождения.

Своим повседневным трудом Кириллов создавал новый тип волжского капитана, в котором сочетаются высокий профессионализм судоводителя, экономическая грамотность и постоянная забота о пассажирах. Причем иногда разделить эти стороны капитанской службы было просто невозможно.

Яркий и поучительный случай ─ начало навигации 1976 года ─ описан в книге Ф.З. Зинько «Капитан»:
«В апреле 1976 года, как всегда, открыли навигацию, а в Куйбышевском водохранилище встретили лед... Да какой! Образовался целый караван ─ 19 теплоходов, среди них даже ледокол “Терек”. Капитаны совещались по радиотелефону, как быть.

─ Надо идти вперед! ─ сказал Кириллов. ─ А то с Камы еще поднапрет льда, тогда вовсе караул кричать будем. Я иду ─ кто со мной?

Двинулись всем караваном, помогая друг другу. Всю ночь шли в тяжелой ледовой обстановке. Корпуса-то у речных судов тонкие, а льдины на вид только хрупкие, могут вскрыть обшивку, что твою консервную банку!

На рассвете подошли к шлюзу. По радио им сообщили, что глубина на входе всего два метра. Это слишком мало для больших судов. Пришлось ждать, пока солнышко не натопит побольше воды. Наконец со шлюза сообщили, что глубина 2.30... Это уже подходяще. Но нужно было создать дифферент на нос. Кириллов взял микрофон и включил общесудовую трансляцию:

─ Товарищи туристы, ─ зазвучал в динамике голос капитана, ─ приглашаю вас всех полюбоваться, как мы будем входить в шлюз... Учтите, на вашу долю досталось редкое зрелище ─ льды и солнце! Кроме того, своим присутствием на носу вы поможете дизель-электроходу.

Повалили туристы на нос.
Что вы думаете: четыре сотни человек – это без малого тридцать тонн. Судно, получив нужный дифферент, благополучно вошло в шлюз».

13 мая 1977 года Владимиру Андреевичу указом Президиума Верховного Совета СССР было присуждено высокое звания Героя Социалистического Труда, а также были вручены Орден Ленина и медаль «Серп и Молот» за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении плановых заданий на 1976 год и принятых социалистических обязательств. А спустя три года, в 1979-м, ему в числе первых присвоили звание «Почётный работник речного транспорта».

Дизель-электроход «Ленин» был именитым кораблём, настоящей легендой, которую, к несчастью, ждал ужасный конец ─ судно в 1984 году сгорело при пожаре на судоремонтном заводе имени 40-й годовщины Октября… После его гибели, в июне 1985-го, Кириллов был назначен капитаном четырехпалубного теплохода «Семён Будённый», построенного в Чехословакии для СССР в 1981 г. и вмещавшего 400 пассажиров.

С 1992 года Владимир Андреевич продолжал трудиться в судоходном деле уже на территории города Калининграда.

Кириллов Владимир Андреевич ушёл из жизни 20 августа 1999 года и был похоронен на кладбище посёлка Октябрьский, в Борском районе Нижегородской области.

…Работая в Калининграде, капитан Кириллов не раз говорил: «Живу одной мечтой: привести теплоход с Балтики на Волгу, пройти по ней пару-тройку рейсов. Пожелать ей быть вечной трудягой, чтобы работали на реке добрые, сильные люди, а потом сказать: «До свидания, Волга-матушка! Был и остаюсь твоим верным сыном».

Подготовила Анастасия СТУРОВА. Использованы материалы книги Зинько Ф.З. «Капитан».
Фото из открытых источников.

14:31