Главная / Актуально / Низконапорная плотина: сплотит ли бизнес, власть и общество?
logo

Низконапорная плотина: сплотит ли бизнес, власть и общество?

Споры о возведении низконапорной плотины не утихают последние полтора десятка лет. За это время вопрос строительства не раз обсуждался как различными компетентными органами, так и общественными организациями. В какой-то момент к жаркой дискуссии подключились обычные граждане, почувствовавшие в низконапорной плотине угрозу своим домам и экологии региона. Чиновники же и представители судоходного бизнеса стремились убедить народ в необходимости данного объекта, аргументируя это весомыми плюсами для экономического развития области.

Но прежде чем выделять аргументы «за» и «против» возведения низконапорной плотины, важно понять причины, по которым данная проблема заявила о себе в полный голос. А для этого предлагаем углубиться в историю вопроса, ведь проблема волжского мелководья возникла не в один день, а постепенно складывалась в течении более чем пятидесяти лет.

Ещё во времена СССР с целью получения электроэнергии были возведены два больших водохранилища: Горьковское и Чебоксарское.

Горьковскую (ныне Нижегородскую) ГЭС построили в один этап. Чебоксарскую же было решено построить в два этапа: первая очередь предполагала поднятие уровня воды до 63-й отметки (было выполнено к весне 1981 года), а вторая – до 68-й отметки (выполнено не было).

Таким образом, Чебоксарское водохранилище до настоящего времени остаётся не заполненным до проектной отметки, в результате чего Волга сохранила естественное течение на участке от Городца до Нижнего Новгорода.

Однако река подвержена естественному природному процессу – обмелению, которое привело к уменьшению уровня глубин судоходного хода. Их стало недостаточно для комфортного перемещения теплоходов, а судоходство на данном участке речного пути затруднилось.

Помимо этого, в ходе русловых процессов, уровень дна Волги «просел» на глубину около метра, что вызвало снижение глубины на порогах шлюзов. Из-за этого глубина, равная 4 метрам, которая была установлена для единой глубоководной системы, не выдерживается на порогах шлюзов Нижегородской ГЭС. Её приходится искусственно поднимать путём повышенных сбросов с Нижегородской ГЭС. Однако даже с применением подобных мер, глубина достигает отметки всего лишь в 3,5 метра и удерживается в течение 2-3 часов в сутки. Подобное приводит к недогрузу речных судов и их простою в очередях на шлюзование.

Для решения проблемы применялись различные меры: проводились дноуглубительные работы; повышалось использование водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ, однако ни один из этих методов не дал эффективных результатов.

Также предлагались различные варианты решений проблемы мелководья на городецком участке Волги: подъём уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки, строительство низконапорного гидроузла, строительство полузапруд в нижнем бьефе, строительство третьей нитки шлюзов…Всё это выносилось на обсуждения для принятия наилучшего решения, которое удовлетворило бы все стороны: речников, чиновников и обычных людей.

И вот, наконец, было принято решение разработать проект возведения низконапорной плотины на территории Балахнинского муниципального района и Сормовского района Нижнего Новгорода.
Процесс пошёл.

В 2017 году был заключен государственный контракт на разработку проектной документации на строительство Нижегородского низконапорного гидроузла. Он состоял из двух этапов, оба из которых проводились в 2018 году. На первом этапе была составлена документация на строительство объектов подготовительного периода и реализацию мероприятий по инвентаризации земельных участков. На втором ─ разработана документация на строительство основных объектов и инженерной защиты территорий.

В июне Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на основную часть проекта, а Нижегородский гидроузел был включен в перечень крупных проектов с государственным участием.
К концу 2018 года все проектировочные работы находись в завершающей стадии, а 16 и 17 октября в Нижнем Новгороде прошли экспертные обсуждения с выездом на место будущего строительства. Это было сделано для внесения всех необходимых корректировок и учета замечаний.

Работы по строительству низконапорной плотины около Нижнего Новгорода планируют начать в 2020-м году, а завершить ─ в 2021-м. И кажется, что все идёт по плану. Но нижегородская общественность забила тревогу, ставя под сомнение целесообразность и эффективность возведения плотины для экономики региона.

Попробуем разобраться. Безусловно, главный положительный момент ─ то, что строительство низконапорного гидроузла сможет восстановить судоходство на проблемном участке реки Волги, что повлечёт за собой рост грузо- и пассажирских потоков и как следствие ─ инвестиций.

Также для возведения плотины потребуется около миллиона кубометров бетона. Поэтому в Сормове планируется строительство нового бетонного завода ─ специально под этот проект. Кроме того, предложено использовать и водный транспорт для доставки строительных материалов. Подобное обеспечит большое количество нижегородцев рабочими местами и поспособствует улучшению их материального положения.

Волга должна быть судоходной, и это действительно важно для будущего многих транспортных и судостроительных предприятий. Низконапорный узел способен ликвидировать «узкое» место на карте внутренних водных путей, решив проблему городецкого мелководья. С его постройкой суда смогут проходить с Балтики по Волге в Черное и Средиземное моря. Транспортный коридор «Север-Юг» сохранит свое геополитическое значение. Кроме всего прочего, можно ожидать приток инвестиций в транспортную отрасль, развитие соответствующей инфраструктуры.

Так отчего общественность бьет тревогу? Попробуем разобраться.

Один из аргументов, взятых на вооружение противниками плотины, ─ экономическая нецелесообразность. Да-да! И даже надуманность самой проблемы. Существуют мнения, что срочности и объективной необходимости в реализации проекта нет, и это напрямую связано с тем, что объемы грузовых и пассажирских перевозок по Волге из года в год продолжают сокращаться. Дескать, зачем решать проблемы частного бизнеса, если объемы перевозок по Волге снижаются... Авось прекратятся совсем?.. Но помилуйте! Здесь начинается какая-то челночная игра с причинами и следствиями. Они тасуются между собой, переставляются с ног на голову. По-другому оценить это сложно.

Дальше в дискуссию вступают экологи. Гидротехническое сооружение, которое планируют построить, повысит уровень воды в Волге, и вследствие этого будут затоплены земельные участки, находящиеся выше плотины. Берегообрушение, усиление рисков образования карстовых провалов, вода в погребе… Обещают, что будет компенсирован ущерб. Но действительно ли помощь будет адекватной издержкам?

Говорится и о возможном ухудшении качества питьевой воды, так как поднимутся грунтовые скважины, а вместе с ними и горизонты скважин для забора питьевой воды… И о возможном затоплении памятников археологии.

Экологов и археологов понять несложно. Как и опасения местных жителей. Но давайте будем справедливы. Кто сказал, что другие варианты решения проблемы не имеют издержек? Неужели подъем уровня Чебоксарской ГЭС до проектной отметки чреват меньшими бедами? Ученые, занимавшиеся решением проблемы городецкого мелководья, и среди них ─ профессор Ростислав Данилович Фролов ─ в свое время с цифрами в руках доказали, что низконапорный гидроузел ─ это своего рода компромиссный вариант между необходимостью сохранения единства Волги и ее же экологического благополучия. Прочие варианты решения проблемы чреваты куда более серьезными испытаниями для экосистем Нижегородской и смежных областей.

Вспомним и о том, что водный транспорт ─ самый экологичный. В противовес железнодорожному и автомобильному. Так разве мы не заботимся об экологии, развивая его? А об экономике региона?.. И не только региона, а всей страны!

И тем не менее. Интересы власти, бизнеса и общества должны быть сбалансированы. Общественность ─ услышана. Последствия строительства ─ минимизированы. Выход только один ─ тщательная проработка проекта и адекватная компенсация.

Мария СЕДОЙКИНА, Анастасия СТУРОВА.

 

20:07