Главная / Актуально / Векторы развития круизного туризма
logo

Векторы развития круизного туризма

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал «Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». Соответствующее распоряжение от 20 сентября 2019 года №2129-р вступит в силу с 1 января 2020 года.

Стратегия должна решить две основные задачи – создать конкурентоспособный турпродукт и сделать его востребованным и доступным. Для этого предполагаются инвестиции во все виды туристической инфраструктуры, субсидирование успешных проектов в сфере туризма за счет льготных кредитов и налоговых льгот, упрощение визовых формальностей, улучшение подготовки кадров для туризма, передает РАТА-ньюс.

По итогам реализации стратегии доходы от иностранного туризма должны достичь $25 млрд к 2035 году, вклад туризма в ВВП – 7%, а сама Россия занять десятое место в списке самых популярных у туристов зарубежных стран.

В стратегии отмечается, что существуют отдельные виды туризма, требующие гибкого подхода в развитии, формирующего специальные меры государственной поддержки, снятие административных и социально-экономических ограничений развития. К таким видам туризма относится, среди прочих, круизный.

В разделе, посвященном круизному туризму, отмечается, что «с учетом высоких темпов роста круизного туризма в мире предполагается разработка концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года (далее – концепция развития круизного туризма).

Наиболее перспективными направлениями развития круизного туризма в России будут комбинированные речные и морские круизы в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийском бассейнах, развитие экспедиционного туризма, прежде всего в Арктической зоне, а также развитие международных морских круизов в дальневосточных бассейнах. Значительным потенциалом для развития комбинированных туристских продуктов, включающих круизы, яхтенный туризм, пляжный отдых и пешеходные маршруты, обладает Республика Крым.

Одним из приоритетных направлений называется круизный туризм на Каспийском море. Каспийская акватория является одной из немногих в мире, где в настоящее время нет круизов, поэтому с учетом отсутствия конкуренции крупных мировых круизных компаний у российских ведущих круизных операторов есть шанс занять существенную долю рынка. С учетом особенностей профиля мирового потребителя круизного туристского продукта (возвращающиеся туристы, постоянный поиск новых круизных маршрутов) развитие круизов на Каспийском море является возможностью предложить на глобальном рынке уникальный тип круизного продукта - совмещенный морской круиз по Каспийскому морю и речной - по реке Волге. Развитие круизного туризма на Каспийском море позволит стимулировать рост круизов в низовьях реки Волги, обеспечив новые возможности для роста туристского потока в Прикаспийском регионе.

Вместе с тем объемные показатели круизного судоходства на внутренних водных путях России на протяжении последних лет имеют стабильно невысокие значения без существенной положительной динамики. По данным общероссийского отраслевого объединения работодателей "Российская палата судоходства", эксплуатируется менее 100 судов, средний возраст которых более 40 лет. Одним из условий конкуренции на глобальном рынке круизов является именно качество флота и наличие привлекательного для потребителя туристского продукта.

Рентабельность деятельности судоходных компаний – туроператоров с 2008 по 2018 год уменьшилась с 9 процентов до 2,4 процента, что сокращает возможности спроса на реконструкцию и строительство новых судов.

Уровень текущего заказа не позволяет организовать серийное производство и снизить стоимость судов (в России в ближайшие годы планируется сдать 2 судна современного проекта PV300 и 2 судна проекта ПКС-180 с колесными движителями для использования на мелководье).

В связи с этим в концепции развития круизного туризма должно быть уделено особое внимание:
созданию условий для синхронизации интенсивного обновления флота и обновления инфраструктуры (порты, причальные стенки, дноуглубления, принимающие сервисы на земле);
развитию наземной инфраструктуры, необходимой для организации круизного туризма (в том числе автомобильной и железнодорожной инфраструктуры);
приоритетному решению вопросов развития туризма в акватории Каспийского моря (в том числе вопросов создания необходимой инфраструктуры), в Арктической зоне, а также международных морских круизов в дальневосточных бассейнах.

Задачами развития круизного туризма на период реализации концепции развития круизного туризма являются:
увеличение рынка круизного туризма в 2 раза к 2035 году;
создание условий для интенсивного обновления флота круизными операторами.

Дополнительный материал по статье можно скачать здесь.
14:50