Главная / Актуально / Багаевский гидроузел: «горячая точка» на водной карте России
logo

Багаевский гидроузел: «горячая точка» на водной карте России

Багаевский гидроузел, так же, как и Нижегородский, планировалось сдать в эксплуатацию в следующем году. Пока же, как мы знаем, строительство и того, и другого объекта отодвинуто на неопределенный срок.

Формальной причиной послужило предложение Росморречфлота перенаправить бюджетные суммы, выделенные на возведение Багаевского и Нижегородского гидроузлов, на финансирование программы «Безопасные и качественные автодороги». В результате 12,6 млрд рублей отправились к дорожникам.

Между тем, в стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года черным по белому говорится о значимости строительства Багаевского гидроузла, призванного решить не только проблему донского мелководья, но и обеспечения населения водой. Но именно местное население протестует против возведения гидроузла. Попробуем разобраться, почему.

Согласно проекту, низконапорный узел на реке Дон в Ростовской области будет располагаться на 3089 км Единой глубоководной системы, вблизи хутора Арпачин и острова Арпачинский. Планируется, что он станет четвертым низконапорным гидроузлом после уже существующих Кочетовского, Николаевского и Константиновского.

Благодаря данному сооружению глубина Дона увеличится до четырех метров, что обеспечит безопасность судоходства и повысит пропускную способность Волго-Донского канала. Таким образом, строительство данного сооружения ставит своей целью устранение инфраструктурных ограничений на Единой глубоководной системе европейской части России. Гидроузел поможет обезопасить судоходство, когда начинается период маловодья, ведь если хотя бы один танкер сядет на мель, может начаться экологическая катастрофа. К сожалению, в истории достаточно печальных случаев, например, вспомним катастрофу на танкере «Надежда» в 2015 году…

Эксперты утверждают, что проект гидроузла создан так, чтобы работать в безнапорном открытом режиме, не оказывая влияние на гидрологические процессы и миграцию рыбы. Также важным аргументом в пользу строительства Багаевского гидроузла является то, что его возведение значится на первом месте в утвержденном плане мероприятий по оздоровлению Цимлянского водохранилища, от которого зависят как и осуществление судоходства по Волго-Донскому пути, так и программы мелиорации и водоснабжения обширных вододефицитных территорий Ростовской и Волгоградской областей. Также будут построены рыбопропускной шлюз и рыбоходно-нерестовый канал, которые помогут минимизировать техногенное воздействие на экосистему реки. Казалось бы, польза очевидна.

Однако даже после начала строительства Багаевского гидроузла споры не утихают. Основной проблемой, которая может возникнуть вследствие строительства, является то, что изменится уклад жизни местного населения. Могут уйти под воду плодородные земли и сады, а местность превратится в болото. Заболачивание местности с большой вероятностью может привести к активному размножению кровососущих насекомых. На восстановление зеленой зоны (если это окажется возможным) уйдет не один десяток лет.

Экологи предупреждают и о риске повышения бактериального и вирусного загрязнения, что может стать источником различных заболеваний. Увеличение площади зеркала воды может привести к активному росту сине-зеленых водорослей и изменению их видового состава, что в значительной степени повлияет на привкус и запах питьевой воды…

Об экологических последствиях можно говорить очень долго. Ведь Багаевский гидроузел, так же, как и Нижегородский ─ иллюстрация того, как борются экология с экономикой, эмоции со здравым смыслом.

Но давайте обратимся к цифрам. Сегодня через лимитирующий участок на Нижнем Дону проходит грузопоток экспортно-импортных грузов (порядка 12 млн. тонн в год), идущий через Волго-Донской судоходный канал с Волги, Каспия в направлении Азово-Черноморского бассейна. Недозагрузка флота из-за отсутствия необходимых глубин для крупнотоннажных судов, которые составляют более 75% единиц флота и обеспечивают около 85% объема перевозок экспортно-импортных грузов, в настоящее время приводит к потере грузооборота по расчетным данным порядка 2 млн. тонн в год.

По оценке специалистов, в ближайшие 10 лет ожидается значительный рост перевозок на Волго-Донском водном пути, при этом проведенные маркетинговые исследования перспектив развития грузовых перевозок по Нижнему Дону показали, что их объемы могут составить к 2020 г. около 19 млн. тонн.
Говоря о том, что стратегически важным является обеспечение гарантированных глубин судового хода 4 м на лимитирующем (по осадке эксплуатируемых судов) участке Волго-Донского пути на реке Дон ниже Кочетовского гидроузла, мы подразумеваем следующее. Во-первых, то, что будет создана благоприятная среда для перевозчиков (а водный транспорт – самых экологически чистый) и судостроения, во-вторых, увеличатся поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, в-третьих, снизится стоимость товаров и услуг за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукта. Думается, что и экологический ущерб вполне измерим в цифрах. И если он будет возмещен, а природные негативные последствия компенсированы, аргументов у ярых противников гидроузла не останется.

…Напомним, что после долгих споров и обсуждений и даже прямого обращения противников строительства к президенту страны проект строительства Багаевского гидроузла в начале августа 2016 года был включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Расчетные затраты на реализацию проекта тогда составили без малого 22 млрд рублей. Финансировать строительство предполагалось за счет бюджетных средств. Сроком окончания работ назывался декабрь 2020 года. Каким будет следующий срок и когда его назовут, и назовут ли вообще ─ неизвестно…

Мария СЕДОЙКИНА.

00:19