В Мурманске завершился VI международный арктический форум "Арктика - территория диалога". Этот регион был выбран местом проведения форума по многим причинам. В частности, область обладает колоссальными инфраструктурными и природными ресурсами для развития и освоения Арктики. В целом же на Арктическую зону РФ приходится свыше четверти территории страны, здесь живут и работают почти 2,5 млн россиян, формируется 7% ВВП и около 11% экспорта.
Инфраструктура и флот просят поддержки
Как известно, Северный морской путь (СМП) ― главная морская коммуникация в российской Арктике. Этот судоходный маршрут проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана, соединяя европейские и дальневосточные порты страны, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Его длина от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5,.6 тыс. км.
Говоря о его перспективах, нельзя не отметить основополагающие направления. Это, прежде всего, развитие инфраструктуры, усиление флота, способного работать на СМП, текущая и плановая загруженность этого транспортного коридора, тарифы на перевозки и международный интерес к проекту.
Как сказал первый заместитель главы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов, развитие Северного морского пути требует опережающих предложений по созданию инфраструктуры, при этом оно невозможно без государственного участия. "Традиционные маршруты, такие, как Суэцкий канал, ограничены по своей пропускной способности. И здесь мы "обречены на успех". Только нам нужно опережающим спросом давать предложения по инфраструктуре. Безусловно, нужно государственное участие. Без этого бизнес не придет", ― добавил он, отметив, что именно государство должно взять на себя риски.
О поддержке государства, но в вопросах строительства ледокольного флота, говорил и советник президента РФ, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин. В частности, он считает, что государство должно поддерживать строительство ледоколов, так как суда этого типа не используются для перевозки грузов, а являются инфраструктурой Северного морского пути. "План развития СМП не может не быть некомплексным. Ледокол ― это инфраструктура, ледокол не возит грузы. Инфраструктура должна быть поддержана государством, а вот торговый флот - это бизнес", ― высказался советник.
Продолжая тему, генеральный директор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев заявил, что удовлетворить спрос на грузовые суда для перевозок по Севморпути сможет международная кооперация. "Нам нужно перейти на следующий уровень - планировать грузопоток по СМП в 100-150 млн тонн, и уже будет нужно не 10-11, а 15-17 ледоколов, и значит, их нужно строить. Но ледоколы груз не возят, ледоколы пробивают каналы. Значит, нужен грузовой флот. Я понимаю, что у нас не хватит мощностей, чтобы опережающим образом удовлетворить спрос на грузовые суда. Нам нужна международная кооперация. Мы умеем работать на международном рынке. У нас есть доверие", ― подчеркнул он.
В этом смысле Лихачев отметил Китай, не менее интенсивно развивается диалог с Индией, с целым рядом других стран, которые компетентны в судостроении. Он считает, что под руководством правительства и Минпромторга страна должна выстроить политику создания грузовых мощностей как на отечественных верфях, так и с использованием инструментов международной кооперации.
По грузопотоку ― амбициозные планы
При этом Лихачев подчеркнул, что по итогам нынешнего года объем перевозок по СМП может не выйти на рекордные показатели, как в 2024-м (без малого 38 млн тонн). И на это есть объективные причины: четвертая часть всех санкционных ограничений связана с СМП. Поэтому развитие некоторых проектов идет чуть сдержаннее. Однако пока в целом грузооборот сохраняется на уровне прошлого года.
"Мы уверенно можем прогнозировать, что в ближайшие годы от десятков миллионов тонн перейдем к сотням", ― резюмировал ньюсмейкер. И эта цель вполне достижима. Во-первых, реализуемые проекты по развитию СМП постепенно "разгоняются", несмотря на санкции. Во-вторых, те природные ресурсы, на которые эти проекты нацелены, имеют спрос, они нужны на растущих рынках Юго-Восточной Азии, в Китае, в других дружественных РФ странах. То есть активная работа по продвижению отечественных товаров на мировые рынки не останавливается. "Россия, конечно же, сохранит свое лидерство в углеводородах, а это значит, что будут новые рекорды и на СМП", ― подчеркнул глава Росатома.
Ранее глава Минвостокразвития Алексей Чекунков на полях форума в Мурманске заявлял, что прогноз по объемам грузопотока по СМП к 2030 году находится в диапазоне от 70 млн до 109 млн тонн.
Как бы иллюстрируя слова Лихачева о будущем СМП, глава "Газпром нефти" Александр Дюков заверил, что в 2025 году компания планирует продолжить перевозку углеводородов по Северному морскому пути в летнюю навигацию, так как это доказало свою эффективность. Он напомнил, что компания активно использует СМП для транспортировки углеводородов на рынки Азии, являясь одним из крупнейших грузоотправителей на этом маршруте. Примечательно, что бизнес не забывает и об экологической составляющей, заботясь о сохранении уникальной экосистемы Арктики.
Формула конкурентоспособности
Безусловно, говоря о СМП, нельзя обойти такую важную составляющую, как тарифы на перевозки. Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский высказал мнение, что Северный морской путь сможет стать конкурентным маршрутом только при снижении тарифов в 1,5―2 раза: чтобы перевозки стали дешевле, чем по Восточному полигону. "Нам надо сделать Севморпуть конкурентным. А для этого нужно на какой-то экономический период ввести субсидирование тарифов. Это должно быть примерно в полтора―два раза дешевле, чем сегодня, чтобы конкурировать с железной дорогой и Восточным полигоном", ― сказал он. Цыбульский также отметил, что поставки грузов на Восток ― долгосрочный тренд. И надо искать оптимальные решения для перевозок.
А первый заместитель главы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов предположил, что Северный морской путь может работать по тем же принципам, что и платные автомобильные дороги, причем стоимость перевозки будет обратно пропорциональна количеству перевозимых грузов. При такой модели работы чем больше грузов будет идти по СМП, тем ниже будет стоимость их перевозки. "В сегодняшних моделях мы определяем транзит в 10 млн тонн. А транзит мы должны увеличивать до 50, 100 и более млн тонн на перспективу. Эта идея о платности Севморпути сейчас, может быть, у некоторых вызывает отторжение. Но в развитии такого большого проекта нет смысла без того, что потом он будет, как платная дорога. Это лично мое мнение", ― пояснил чиновник.
Международный вектор
Что касается международного участия в проекте, то все больше внимания ему уделяет, в частности, такой партнер России, как Индия. Высокопоставленный представитель Совета по национальной безопасности Индии Венкант Нага Прасанна Телидевара считает, что Северный морской путь обеспечит доступ товаров из России и Индии на мировые рынки, при этом развитие транспортного коридора будет выгодно для всех участников. Он отметил, что в Индии разработан транзитный проект из Мумбаи в Санкт-Петербург, который внесет вклад в развитие СМП. "Этот маршрут обеспечивает доступ Индии и России на мировые рынки ― от Санкт-Петербурга до Насар, пересекая страны, находящиеся между этими двумя крайними точками. Это выгодно для России, Индии и других стран на маршруте", ― указал эксперт.
То есть предложенный маршрут подойдет для мультимодальных перевозок и обеспечит движение товаров из Индии в Иран с разветвлением в Азербайджан, Каспийское море, Туркменистан, Казахстан и далее в Москву и Санкт-Петербург. "Движение товаров будет осуществляться в обоих направлениях: в Центральную Азию и Европу", ― добавил индийский эксперт.
Арктика и СМП: нужны инвестиции
Еще в конце прошлого года глава Мурманской области Андрей Чибис заявил о необходимости разработки и запуска национального проекта "Северный морской путь и Арктика". Такой проект долгосрочного плана позволил бы обеспечить консолидацию управленческих и финансовых инструментов для ускоренного роста и развития Арктической зоны РФ и СМП. Тему нацпроекта активно обсуждали и на этом форуме. Его создание может стать следующим шагом в стратегическом развитии макрорегиона. Чибис считает, что комплексный проект развития Арктики и СМП национального масштаба необходим для привлечения инвестиций и людей на Крайний Север, а также повышения качества их жизни. "Нужно преодолеть ситуацию, когда снижается численность населения. К примеру, темп снижения численности в Мурманской области удалось сократить в 2 раза за 5 лет", ― подчеркнул глава региона.
По его словам, финансирование мероприятий нацпроекта может осуществляться за счет реинвестирования налоговых поступлений от реализуемых проектов. "Совершенно очевидно, что сегодня надо инвестировать в Арктику и государственные деньги, и частные. Есть понятный источник, его легко посчитать ― запускаются новые проекты в Арктике. Давайте сделаем так, чтобы налоги, которые пойдут в федеральный бюджет, реинвестировались в Арктику", ― уточнил губернатор.
По информации главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, общий объем реализуемых в Арктике инвестиционных проектов превышает 35 трлн рублей. Создается более 44 тыс. рабочих мест, около 18 тыс. рабочих мест уже создано.
Точку зрения коллеги из Мурманска разделяет и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Он также считает, что необходимо создать организационно-правовую структуру, которая станет единым оператором реализации мероприятий развития Арктической зоны. Цыбульский отметил, что не согласен с теми, кто говорит: создание новой структуры всегда приводит к бюрократизации и низкой эффективности. В данном случае, по его мнению, слишком масштабна задача. Это соизмеримо с развитием Дальнего Востока или задачами по освоению космоса.
Советник президента РФ Игорь Левитин тоже согласился, что развитие Арктической зоны РФ и добычи в ней, а также социальной сферы невозможно без единого комплексного проекта. "По-другому это все не развить. В Арктике должен быть свой бюджет, внутри арктических программ", ― добавил он.
Турпоток ― в рост!
Еще одним гостем форума стал глава Карелии Артур Парфенчиков. По его мнению, всю транспортную систему России необходимо связать с перспективным развитием Севморпути. И речь идет не только о водных маршрутах, но и о железных и автомобильных дорогах. Например, только в развитие Кемско-Беломорской агломерации компания РЖД вложила более 5 млрд рублей. Подобные инвестиции способствуют активному развитию туризма. Уже сейчас 95% желающих посетить Соловецкий архипелаг отправляются на острова через карельские города Кемь и Беломорск, заявил глава Карелии.
"Мы с надеждой и оптимизмом смотрим в будущее с точки зрения развития национального проекта "Арктика и Северный морской путь", ― сказал Парфенчиков.
Уточним, что Кемско-Беломорская агломерация входит в перечень опорных территорий Арктической зоны РФ. Местные власти планируют увеличение турпотока сюда за 3 года с 120 тыс. до 200 тыс. человек.
Если обратиться к статистике, то туристический поток в Арктическую зону РФ в 2024 году составил 1,2 млн человек и вырос по сравнению с 2023 годом на 20%. Как говорят эксперты, сейчас каждый шестой инвестиционный проект, реализуемый в Арктической зоне РФ, связан с туризмом.
Как СМП стать Трансарктическим коридором
Под занавес форума в Мурманск прибыл президент России Владимир Путин. Он сказал, что Северный морской путь должен стать ключевым участком Трансарктического транспортного коридора, который пройдет от Петербурга через Мурманск до Владивостока. То есть СМП призван соединить мировые потребительские рынки более коротким, безопасным и экономически выгодным маршрутом. А его грузовая база будет расти за счет добычи и глубокой переработки ресурсов именно в Арктике, а также за счет увеличения международного транзита.
В докладе В.В. Путин коснулся и вопроса конкурентоспособности, подчеркнув, что в целом стоимость перевозки грузов должна быть приемлемой для рынка. Также президент поддержал идею об отечественном торговом флоте в Арктике. Для чего нужно не только строить, но и покупать готовые суда.
Еще одно направление работы ― создание условий для отечественных операторов, которые займутся перевозкой контейнеров, угля, сыпучих и других грузов через Арктику. Россия намерена опережающими темпами увеличивать мощности и оборот своих северных портов, создавать крупные мультимодальные хабы, на новом технологическом уровне раскрыть потенциал внутренних водных путей Арктики: рек Лена, Енисей, Обь.
Завершая разговор непосредственно о СМП, глава государства подчеркнул, что до 1 августа просит правительство РФ утвердить финансово-экономическую и организационную модель развития Трансарктического транспортного коридора.
Марина ВАСИЛЕНКО. Источники фото: Фонд «Росконгресс» и ФГУП «Атомфлот».