Программа развития межрегиональных скоростных перевозок стартовала несколько лет назад. Ее запуск состоялся в 2019 году в Нижегородской области. Речь о программе «Речные магистрали», цель которой ― объединить регионы России, связав их скоростными маршрутами по воде.
О том, как сегодня развивается межрегиональное речное сообщение, какие перспективы имеет и на какие вызовы отвечает, обсудили участники Третьей Всероссийской конференции «Реки. Круизы. Маршруты», состоявшейся в Нижнем Новгороде 9―10 октября 2025 года.

Наша справка. Цель программы «Речные магистрали» — повысить мобильность населения, путем улучшения транспортного обслуживания и развития туристических маршрутов. Помимо Нижегородской области, в настоящее время в проекте задействованы Чувашия, Татарстан, Марий Эл, Удмуртия и Пермский край.
В 2024 году Минтранс России начал субсидирование из федерального бюджета судовладельцев, развивающих скоростные пассажирские перевозки. В рамках первого этапа федерального проекта «Речные магистрали» определили 12 субсидируемых маршрутов по внутренним водным путям.
По итогам отбора господдержку в 2024 году получили 3 организации, работающие в Нижегородской области, Татарстане и Чувашии. Это компании «Водолёт», «Флот Республики Татарстан» и Чебоксарский речной порт. На указанные цели в 2024 году перевозчикам из бюджета выделено 48,8 млн рублей субсидии.
Проект «Речные магистрали» рассчитан до 2030 года. Он также предусматривает решение инфраструктурных вопросов, в частности, работы по углублению Волги, строительство Багаевского гидроузла на Дону, Городецких шлюзов на Волге.
«Водолёт»: вокруг Земли ― восемнадцать раз
Именно столько условных километров преодолели за шесть лет работы скоростные суда компании «Водолёт». Как рассказал гендиректор компании Никита Итальянцев, начиная с 2019 года суда на подводных крыльях осуществили 15 тысяч рейсов, перевезли более 430 тысяч пассажиров.
― Начинали мы с одного СПК «Валдай 45Р», потом их стало четыре, в этом году уже пять, ― делится Никита Сергеевич. ― В 2024 году парк судов пополнили также «Метеоры 120Р», которые осуществляют сегодня межрегиональные рейсы. В текущем году мы эксплуатируем два «Метеора», на следующий год рассчитываем получить третье законтрактованное судно. Также в марте 2025 года компания получила два судна на воздушной подушке. Они позволят обеспечить скоростную навигацию в зимний период в Лысковском и Воротынском районах Нижегородской области.

Согласно предварительным данным, в навигацию 2025 года судами компании «Водолёт» осуществлено более 4000 рейсов, перевезено почти 121 тыс. пассажиров. В навигацию 2025 года компания «Водолёт» значительно расширила географию перевозок — маршрутная сеть нижегородского крылатого флота охватила уже 16 регионов. Впервые в этом году «Метеоры» отправились в составные рейсы до Перми и Твери.
― Сейчас скоростной флот компании «Водолёт» обслуживает более 45 маршрутов, как внутриобластных, так и межрегиональных, ― отмечает Никита Итальянцев. ― Мы давно прорабатывали возможность организации составного рейса в Пермский край, и в этом году его осуществили. Рейс трехдневный, состоящий из участков: Нижний Новгород ― Казань, Казань ― Чайковский и Чайковский ― Пермь. Планировали остановку в Сарапуле вместо Чайковского, но в этом году возникли сложности с причалом, и сделать остановку в Удмуртии не удалось. Надеемся, на будущий год инфраструктурный вопрос будет решен.
Никита Сергеевич рассказал также о тестовых рейсах из Нижнего Новгорода до Волгограда и обратно, которые совершил «Водолёт» в этом году. Составной рейс длился четыре дня и включал в себя участки: Нижний Новгород ― Казань, Казань ― Самара, Самара ― Саратов и Саратов ― Волгоград. Никита Итальянцев подчеркнул, что расписание составлено таким образом, что у пассажиров есть возможность познакомиться с городами на остановках. Крылатое судно на преодоление участка пути тратит порядка 8 часов.
― К примеру, «Метеор» уходит из Нижнего Новгорода в шесть утра и уже днем СПК в Казани, ― рассказал он. ― А на следующее утро начинается следующий рейс, затрагивающий очередной участок пути. Мы не бронируем пассажирам гостиницу и не обеспечиваем их обедами. Однако на будущий год планируем на дальних рейсах предоставить питание на борту.

Навигация 2025 года ознаменовалась запуском еще одного межрегионального маршрута, в верховья Волги, состоявшего из двух частей: Нижний Новгород ― Ярославль и Ярославль ― Тверь с промежуточными остановками в Рыбинске, Угличе, Калязине и Дубне. Первый составной рейс по маршруту «Нижний Новгород ― Ярославль ― Тверь» состоялся на СПК «Капитан Полуэктов».
30 августа «Капитан Полуэктов» отправится в Ярославль с остановками в Чкаловске, Юрьевце, Кинешме и Костроме. В Ярославле судно остановилось на ночевку, а утром 31 августа продолжило путь до Твери с остановками в Рыбинске, Угличе, Калязине и Дубне.
Обратный рейс стартовал из Твери 1 сентября, в этот же день СПК прибыло в Ярославль, а 2 сентября «Метеор» пришвартовался в Нижнем Новгороде. За четыре дня (туда и обратно) «Капитан Полуэктов» прошел 1696 км, перевез 531 пассажира. А Тверская и Московская области стали 15-м и 16-м по счету регионами в маршрутной сети нижегородского скоростного флота.

― На будущий год планируем добраться до Астрахани, добавить дополнительные остановки и вверх по Волге, и по Каме, ― сообщил Никита Итальянцев. ― Внутрирегиональные перевозки также будем развивать. И по Оке, и по Волге планируем установку новых инфраструктурных объектов и запуск новых маршрутов.
Кстати сказать, на балансе ООО «Водолёт» семь дебаркадеров. В планах ― обновление и расширение причальной инфраструктуры. Чкаловская судоверфь (Нижегородская область) изготовила для компании семь модульных понтонов, главные достоинства которых ― мобильность и функциональность.
Выполняя социально значимые перевозки, компания «Водолёт» получает компенсацию из регионального бюджета в виде субсидии на хозяйственную деятельность и лизинговые платежи.
― Также с 2024 года мы участвуем в проекте «Речные магистрали» и получаем федеральную субсидию на межрегиональные рейсы, ― рассказал Никита Итальянцев. ― Есть ряд условий для получения субсидии из федерального бюджета. В частности, заполняемость маршрутов должна быть не менее 60 с лишним процентов. Это не всегда легко достичь, когда речь идет о новых маршрутах, еще не получивших популярности. Чтобы претендовать на субсидию, также необходимо четко соблюдать расписание, не допуская отмен рейсов.
Таким образом, заключил Никита Сергеевич, межрегиональные рейсы на треть субсидируются из федерального бюджета, еще на треть ― из бюджета регионов, между которыми ведется транспортное сообщение. И оставшуюся треть компенсирует тариф.

Вот такая арифметика
Участие в научно-методической работе по тарифообразованию и субсидированию перевозок скоростным флотом принимали ученые Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ). Доцент кафедры логистики и маркетинга Дмитрий Коршунов рассказал о том, чем обусловлены выводы ученых. Подробнее о разработках ВГУВТ относительно субсидий и тарифов читайте здесь.
― Сетка маршрутов, которые прорабатывал университет, включает участки Волги от Рыбинска до Самары (но «Водолёт» проследовал еще дальше, до Волгограда) и Камы от Казани до Перми. Всего мы разработали 18 маршрутов, большинство из которых предложили сами компании на основе своего опыта.
Наша задача заключалась в том, чтобы представить картину по себестоимости перевозки, оценить реальные затраты судоходных компаний на реализацию маршрутов. Отсюда мы, видя структуру и зная расходы, определили стоимость перевозки пассажира при маршрутах дальностью от 50 до 650 км. А зная формулу субсидии (треть федеральная, треть ― регионы и треть ― выручка судоходной компании), можно уже подходить к определению тарифной политики.

Мы также сравнивали речные перевозки скоростным флотом с альтернативными видами транспорта: автомобильным и железнодорожным. Принцип такой: если время в пути СПК сопоставимо с другими видами сообщений, то этот маршрут имеет хорошие шансы на востребованность и популярность.
Также есть требования министерства о заполняемости рейса. Важный критерий для получения субсидии ― суда не должны ходить пустыми. Процент от паспортной наполняемости судна, который мы называем пассажиронаселенностью, согласно расчетам, составляет в среднем 63%.
Варианты субсидирования мы рассматривали два. Это действующий, когда субсидия предоставляется из федеральных средств и региона. Также нам поручили продумать схему, когда федеральные средства будут доводиться до регионов, и регион будет дальше средства осваивать, компенсируя затраты судоходной компании.

Дмитрий Александрович сообщил, что в 2024 году по факту перевезенных пассажиров совокупный размер субсидии для участников проекта «Речные магистрали» составил более 48 млн рублей. В этом году планировалось уже 80 млн рублей, но не все планы удалось реализовать, многие маршруты новые, не предполагающие частого сообщения. Поэтому суммарно, по расчетам ученых ВГУВТ, размер субсидии составит порядка 55 млн рублей, которые будут распределены между перевозчиками ― участниками проекта «Речные магистрали». Напомним, что на сегодня это компании «Водолёт», «Флот РТ» и Чебоксарский речной порт.
Субсидия ― это не прибыль
― Замечательно, что государство обращает внимание на скоростные перевозки и делает их более доступными для граждан, ― считает генеральный директор АО «Флот Республики Татарстан» («Флот РТ») Роман Лизалин. ― Но это история не про прибыль и развитие. Это всего лишь нивелирование наших недополученных доходов. Но развиваться на эти деньги судоходная компания не сможет.
АО «Флот РТ» было учреждено в мае 2023 года как 100%-ное дочернее предприятие правительства Татарстана. Права учредителя осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений РТ. Нынешняя навигация для судоходной компании ― третья.
― Изначально наша компания создавалась как социально значимая, для работы на востребованных населением направлениях, ― отмечает Роман Евгеньевич. ― Сегодня таких направлений мы обслуживаем девять.

В 2023 году АО «Флот РТ» оперировало тремя единицами флота, в 2024-м ― девятью судами, к концу года их число выросло до пятнадцати. В 2025 году под управлением судоходной компании эксплуатировалось уже 19 единиц флота. Согласно планам, на следующий год их число вырастет до 21.
― В 2024 году мы перевезли 344 тысячи пассажиров, ― сообщил Роман Лизалин. ― В этом году к началу октября их количество уже превысило 340 тысяч человек. Планируем к концу навигации выйти на цифру 350 тысяч перевезенных пассажиров.
Мы прекрасно понимаем: чтобы развиваться, нужно развивать коммерческое направление работы. Около 60% перевезенных пассажиров ― те, кто воспользовался услугами коммерческих линий. И это позволило нам на 98% увеличить выручку по этому году.

«Флот РТ» на своем балансе имеет также пять пассажирских причалов и одиннадцать дебаркадеров. По словам Романа Лизалина, в этом году компания приняла на свой баланс новый причал, построенный по заказу республики в Чистополе. Также успешно эксплуатируются туристические причалы в Казани, Болгаре, Свияжске. Судя по количеству судозаходов, пассажиропоток в этом году вырос практически на 20―30%. В планах на будущий год ― обновление причальной инфраструктуры на Камско-Устьинском направлении.
― Есть маршруты и участки интересные, а есть нужные, которые нуждаются в поддержке из бюджета, ― считает Роман Евгеньевич. ― Мы готовы работать и на тех, и на других. В 2024 году мы обеспечивали перевозки по маршруту Казань ― Ульяновск. Скоростные суда на этой линии работали 23 года назад. Естественно, люди отвыкли. Поэтому, когда наши суда отправились в Ульяновск, средняя заполняемость была невысока, порядка 23%. В результате мы отработали себе в убыток. Поэтому в этом году решили развивать коммерчески успешные направления Казань ― Болгар и Казань ― Свияжск. Здесь математика очень хорошая, мы даже поставили на линии дополнительно еще два судна.
Также в перспективе судоходная компания намерена продолжить строительство нового флота. АО «Флот РТ» уже получило четыре скоростных судна проекта «Метеор 2020», построенных Зеленодольским заводом имени Горького. А всего при поддержке руководства республики в управление компании поступило уже шесть новых судов, два из них ― ледового класса ― проекта А-217.
― К сожалению, субсидии из федерального бюджета не берут в расчет лизинговые платежи, которые хотя и льготные, но, учитывая стоимость самого судна и его эксплуатации, даже 3% получается очень немало, ― отметил Роман Лизалин.

Среди возможных мер государственной поддержки Роман Евгеньевич называет введение льготного лизинга со ставкой 1% и увеличение утилизационного гранта до 50% от стоимости нового судна. Также глава «Флот РТ» предлагает предоставлять льготный кредит на реновацию и модернизацию пассажирского флота и другие меры господдержки.
― Мы должны идти в ногу со временем и предоставлять пассажиру услугу надлежащего качества. Работать над повышением качества продукта мы готовы, но при поддержке государства процесс ускорится. В результате в выигрыше останутся все: и пассажиры, и судовладельцы, и территории, которые при условии повышения транспортной доступности получат импульс для дальнейшего развития.
Анна ЛЬВОВА. Фото предоставлены ООО "Водолёт", АО "Флот Республики Татарстан". В оформлении использованы слайды презентаций, предоставленных пресс-службой ВГУВТ, АО "Флот РТ".
