Главная / Актуально / Драйверы отрасли: кадры, флот, инфраструктура
logo

Драйверы отрасли: кадры, флот, инфраструктура

Рынок круизных перевозок, ежегодно растущий на внушительные 15%, в этом году достиг допандемийного уровня. По оценкам экспертов, объемы перевозок догнали результаты пятилетней давности. И хотя круизная навигация-2025 еще продолжается и итоги ее подводить пока рано, тем не менее становится очевидным ― интерес к речным круизам в России растет, равно как и к внутреннему туризму в целом.

Насколько долгосрочен этот рост и что нужно, чтобы он продолжился? Об этом и не только размышляли собравшиеся в Нижнем Новгороде профессионалы круизного рынка. На Третьей Всероссийской конференции «Реки. Круизы. Маршруты» 9―10 октября 2025 года собрались туристические операторы, руководители регионов, профильных вузов и общественных организаций. В центре дискуссий ― перспективы развития отрасли. Разговор важный, нужный и своевременный.

 Вокруг света ― 65 раз

Именно столько условных километров, по оценке директора по развитию компании «Мостурфлот» Светланы Гончаровой, проходят за навигацию 110 круизных теплоходов, работающих сегодня на российском рынке.

― Суммарно они перевозят порядка полумиллиона туристов. Это вроде бы немного по сравнению с железнодорожным и авиатранспортом. Но вот несколько цифр. Средняя продолжительность круиза 6―7 дней, протяженность ― 1000 километров. За навигацию 110 теплоходов проходят около 3 млн километров, что примерно равняется 65 оборотам по экватору вокруг Земли. И это почти 7 расстояний от Земли до Луны.

За навигацию российский круизный флот совершает более 5000 рейсов. Теплоходы посещают 37 субъектов Российской Федерации, туристам предлагается более ста разнообразных маршрутов продолжительностью от 1 до 31 дня.

Представители круизных компаний единодушны ― новые направления круизного туризма крайне интересны. Это касается как освоения новых маршрутов и пунктов для захода судов, так и развития причальной инфраструктуры. 

― Вот, например, открылся порт в Завидово, что в Тверской области. И мы с удовольствием поставили его в расписание, ― делится Светлана Гончарова. ― Плюсы очевидны: расположенный недалеко от Твери, это курорт, где туристы могут искупаться на пляже, посетить парки с аттракционами.

Однако в первый год работы порта стало очевидно, что береговая инфраструктура не готова к приему крупных круизных судов. Так ожидания не совпали с возможностями.

Другой пример привели представители компании «Созвездие». Генеральный директор СК «Созвездие» Михаил Алямовский поделился опытом организации стоянок в Обь-Иртышском бассейне.

― С причалами там туго. И в 2022 году мы впервые попробовали высадку туристов на лодках. Для этого оборудовали работающий в Сибири круизный теплоход «Северная сказка» моторными лодками на 13 пассажиров. И начали осваивать новые стоянки, куда на теплоходе не подойдешь. А в 2023 году поставили такие лодки на теплоход «Россия». И осуществили первую высадку у замка Шереметьева в Юрино (Марий Эл), куда круизные теплоходы не могли подойти из-за недостаточной глубины. 

Михаил Алямовский также отметил, что сегодня моторные лодки есть также на борту теплохода «Н.А. Некрасов», благодаря чему стали доступны интересные стоянки для туристов.

Однако, говоря об инфраструктуре, представители круизного бизнеса рассматривают проблему комплексно, не ограничиваясь лишь наличием и состоянием причальных сооружений. Качество оказанной услуги определяет и состояние парка экскурсионных автобусов, и наличие специальных съездов для инвалидов-колясочников (а развитие инклюзивного туризма сегодня ― один из важных трендов), и профессионализм гидов, проводящих экскурсии на месте стоянки…

И все чаще звучит важный вопрос: а кто работает в индустрии? И насколько их компетенции соответствуют требованиям рынка и отрасли и запросам искушенных туристов?

Кадры решают по-прежнему

Если не всё, то очень многое. Потому и вопрос обеспечения водного транспорта профессиональными кадрами занял важное место в круизной повестке. Ректор ВГУВТ, профессор Игорь Кузьмичёв рассказал об инициативах вуза в интересах отрасли.

Система подготовки кадров для круизных судов должна опираться на государственные профессиональные стандарты, разработка которых ведется самым активным образом. Эта важная методическая задача лежит в основе организации учебного процесса и, как следствие, ― практического насыщения отрасли кадрами.

― Подготовка судоводителя сегодня стоит 380 тысяч рублей в год, что сопоставимо со стоимостью обучения в Нижнем Новгороде по специальности «Стоматология», ― отметил Игорь Константинович. ― В нашем университете  традиционно высокий спрос на инженерные и плавспециальности, что подтвердили результаты приемной кампании в этом году.

Важную роль в подготовке плавсостава для круизного флота играет практическая подготовка на пассажирских судах (плавпрактика). Ежегодно наши студенты проходят практику в оплачиваемых должностях на судах круизных компаний «ВодоходЪ», «Созвездие», «Мостурфлот», «ГАМА» и других туроператоров.

Говоря о подготовке кадров для круизной отрасли, ректор ВГУВТ отметил, что элементы «Туризм и сервис» включают в себя многие направления подготовки в университете. Такие, как, к примеру, «Информационная безопасность», «Техника и технология наземного транспорта» и другие. Это касается как программ высшего образования, так и среднего профессионального (СПО). Помимо прочего, у ВГУВТ есть 133 программы дополнительного профессионального образования, формирующие важные профессиональные компетенции в рамках повышения квалификации или переподготовки.

― Безусловно, повышение квалификации крайне необходимо, ― согласился заместитель гендиректора по персоналу компании «ВодоходЪ» Юрий Костин. ― Если мы говорим о специальностях судоводителя, механика, то представители плавсостава регулярно проходят переподготовки с определенной периодичностью, которые являются обязательными.

Но вот что касается сотрудников, которые обслуживают пассажиров на борту и также входят в число судовых экипажей (например, администраторы, отель-менеджеры), то нормы, регламентирующие их квалификацию, сегодня отсутствуют. Обучение таких сотрудников мы организуем самостоятельно, переводя, к примеру, старшего администратора на должность помощника отель-менеджера в рамках стажировки. А в межнавигационный период проводим различные обучающие курсы и семинары. К примеру, те, что касаются качества обслуживания в отельном бизнесе. Судно ― тот же отель, но на воде. Хочется, чтобы обучающие курсы учитывали специфику именно круизного бизнеса, чего сегодня как раз не хватает.

― Порядка 250 студентов из различных учебных заведений работают в навигацию на наших судах, ― рассказал генеральный директор СК «Созвездие» Михаил Алямовский. ― Поскольку сегодня каждая компания готовит кадры под свои стандарты, мы считаем, что основная переподготовка должна проходить внутри компании. Что, собственно, мы и делаем. В своей компании мы объявили Год экипажа. Было решено, что на пассажирских судах нашей компании мы модернизируем не только помещения для туристов, но и для экипажа: каюты, общественные помещения. В результате условия проживания на борту стали гораздо лучше.   

Что касается подготовки кадров, то в своей компании мы создаем все условия для профессионального роста. Предпочитаем не брать людей со стороны, а вырастить в своем коллективе, дать шанс молодым. Так, мы задались целью уделить внимание подготовке младшего комсостава (вторые и третьи механики, вторые и третьи штурманы).

Кроме того, вот уже несколько лет совместно с «макаровкой» мы проводим всероссийскую олимпиаду электромехаников, участвуют в которой перспективные ребята из средних учебных заведений. По окончании конкурса мы этих ребят «берем на карандаш» и зачисляем к себе на суда на должность моториста либо матроса. А дальше даем им штатную зарплату второго помощника электромеханика, освобождаем от вахты моториста и ставим полностью в помощь электромеханику.

И вот молодой человек за навигацию осваивает профессию электромеханика «от и до». И на будущий год приходит к нам уже в должность электромеханика, которых на флоте не хватает. Эта программа уже показала свою эффективность, поэтому подобный опыт планируем распространить и на специальности рефмеханика, третьего помощника механика и некоторые другие.  

Новый флот ― новые возможности

Обновление пассажирского флота ― еще одна точка роста на круизной карте России. Основной костяк пассажирского флота, эксплуатируемого сегодня на внутренних водных путях РФ, был построен за рубежом в 60―80 годы прошлого века. В советское время в Германии, Австрии, Чехословакии и Венгрии были заказаны 254 единицы пассажирского флота. Сегодня эти теплоходы совокупно обеспечивают 25 тысяч пассажирских мест, количество которых стало меньше проектного почти на 30% после проведенных модернизаций.

  Необходимость строительства нового флота диктуется ростом спроса на круизный туризм на фоне дефицита современных судов, не отвечающих требованиям к комфорту пассажиров. Как отметила Светлана Гончарова, за последние пять лет было построено три новых теплохода (плюс 700 пассажирских мест). В течение ближайших двух лет ожидается постройка и ввод в эксплуатацию еще пяти теплоходов общей пассажировместимостью 1000 мест.

Доля нового круизного флота на рынке составляет сегодня скромные 6%, которые вырастут до 10% после получения ожидаемых теплоходов. В их числе ― «Владимир Жириновский», «Николай Жарков» и другие суда.

Первым круизным судном, построенным в нашей стране с 1960 года, стал теплоход проекта PV300 «Мустай Карим». Напомним, четырехпалубный лайнер построен корабелами завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород) в 2020 году.

Сегодня на судостроительном предприятии реализуется программа строительства трех круизных судов проекта «Карелия». Головное судно проекта ― «Николай Жарков» ― должно быть сдано заказчику ― ООО «ВодоходЪ» ― в 2026 году. Два других судна этого проекта ― «Михаил Жванецкий» и «Расул Гамзатов» ― строятся к навигациям 2027-го и 2028-го годов соответственно.

Как рассказал Юрий Костин, «ВодоходЪ» также начал строительство инновационного судна «Байкал», которое будет эксплуатироваться на легендарном озере. Инновационное оно потому, что снабжено гибридной силовой судовой установкой (электрическая «батарейка» плюс классический двигатель внутреннего сгорания) и может эксплуатироваться как на ДВС, так и на экологически безопасной электроустановке.  

Среди реализованных и реализуемых «Водоходом» и дочерней компанией ― «ВодоходЪ. Пассажирский порт» проектов ― строительство катамаранов «ЭкоходЪ» (сегодня в России эксплуатируются три единицы ― в Красноярске, Нижнем Новгороде и Перми), электросудов ледового класса «Экобас» (сегодня в Москве работает 31 электросудно, но до 2030 года их количество составит предположительно 60). В Ярославле второй сезон работает электросудно другого проекта ― «Белояр».

Наконец, в 2025 году, во время Петербургского экономического форума «ВодоходЪ. Пассажирский порт» представил обновленное судно проекта «Москва 2.0» под названием «Стрельна». Суда этого проекта призваны заменить серию судов типа «Москва», построенную в советское время. «Москва 2.0» при этом имеет увеличенную пассажировместимость и может перемещаться на электродвижении.   

Знаковое событие для отрасли состоялось осенью текущего года в Санкт-Петербурге. В рамках выставки и форума «Нева 2025» СК «Созвездие» совместно с ОСК представила проект нового теплохода «Сириус» пассажировместимостью 287 человек. Подробнее о проекте смотри здесь.

― Отличительная особенность проекта «Сириус» ― большое количество прогулочных зон на открытых палубах, современный открытый бассейн, спа-центр и тренажёрный зал с панорамным остеклением, разнообразный выбор кают, ― рассказал Михаил Алямовский. ― Проектанты не забыли и о экипаже. Рядовой состав будет размещен преимущественно в 2-х местных каютах. Для экипажа имеется сауна и тренажерный зал. Предусмотрено и достаточное количество складских помещений.

Сравнивая два перспективных проекта смешанного «река-море» плавания ― «Карелия» и «Сириус» ― хочется сопоставить их стоимость. По данным Флагман-ньюс, строительство теплоходов обойдется заказчику предположительно в 7,4 и 9,1 млрд рублей соответственно. 

Чтобы реализовать планы по постройке современных круизных судов, российские компании надеются на поддержку государства.

В частности, обсуждается вопрос разработки серии, которая устроит большинство круизных компаний и ― при участии мер господдержки ― повлияет на стоимость строительства. Возможно, тем самым удастся повторить успех тех судов, которые были построены в конце прошлого века и сегодня являются основой круизного флота России. Во всяком случае, представители отрасли готовы к качественным переменам. Как скоро и в каком объеме они будут реализованы, покажет время.

Анна ЛЬВОВА. Фото автора. В оформлении использованы слайды из презентации И.К. Кузьмичева и иллюстрации, предоставленные СК "Созвездие".

08:03
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Открыть в Telegram