В Москве завершились очередные, ХVIII международные форум и выставка «Транспорт России». Позади три дня дискуссий, презентаций и встреч. На этот раз организаторы подготовили свыше 30 деловых форматов, пригласили к участию более 300 экспертов. Обсуждалось все, что составляет экономику отрасли: перевозки, инфраструктура, ценообразование, логистика. Особый акцент постарались сделать на развитии международных транспортных коридоров, а также вопросах безопасности.
Что касается именно водного транспорта, то нынешний форум прошел под знаком развития портовых мощностей.
Три региона
Одной из главных новостей в этом направлении, пожалуй, стало то, что Росморречфлот закрепил сотрудничество с рядом регионов, где планируется создание мультимодальных логистических центров на базе речных портов. Такие перегрузочные комплексы позволят более активно использовать транзитный потенциал речных артерий, ведь их планируется объединить с автомобильным и железнодорожным транспортом. Использование инфраструктуры речных портов и логистических возможностей регионов позволит достичь максимального объема перевалки грузов с наземного на водный транспорт. Прямо на форуме соглашения были подписаны с правительствами Пермского края, Иркутской и Московской областей. Этому предшествовала большая работа: сначала Росморречфлот совместно с субъектами РФ определил перечень таких портов.
Как сказал глава Росморречфлота Андрей Тарасенко, определяется номенклатура грузов, направления логистических потоков, оценивается необходимость дополнительной инфраструктуры. Проекты планируется реализовать, привлекая разные источники финансирования, поэтому нужна и оценка общего объема инвестиций, а также сроков реализации проекта в каждом регионе.
Эксперты дали первые прогнозы: за счет создания перегрузочных комплексов на базе речных портов объем перевалки в портах должен увеличиться на 20% к 2027 году.
«Первая ласточка» – Татарстан
Здесь создали логистический центр на реке на основе грузового порта. Это Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр. Он заработал уже в августе 2024 года. А в ноябре на главном форуме транспортников были презентованы первые результаты. По словам замминистра транспорта республики Айрата Садыкова, объем тестовой перевалки грузов с использованием водного и железнодорожного транспорта в Свияжске в 2024 году превысил 190 тыс. тонн. Это зерно, строительные и инертные материалы. Основные направления отгрузок за это время – Санкт-Петербург, порт Высоцк, порт Кавказ с дальнейшей отправкой грузов на экспорт.
Специалисты посчитали опыт Татарстана удачным и теперь готовы использовать его при формировании «дорожных карт» развития перегрузочных комплексов в других регионах.
Но сам Татарстан не собирается останавливаться на достигнутом. Уже сейчас Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр хотят сделать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всего Поволжья, а также узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам.
Пермский край
Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, оценивая заключенное с Росморречфлотом соглашение, подчеркнул, что власти заинтересованы в развитии мультимодального логистического центра, призванного обеспечить погрузку и разгрузку, хранение и таможенное оформление грузов предприятий.
По его словам, проведенное среди предприятий-грузоотправителей исследование показало, что те все чаще отдают предпочтение именно водному транспорту как одному из основных способов доставки. Махонин добавил, что сейчас прорабатываются технические характеристики портового узла и возможность его размещения на территории Камского бассейна.
Астраханская область
Тему портов региона в контексте развития международного транспортного коридора «Север-Юг» обсуждали и губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин с советником президента РФ Игорем Левитиным. Как заметил глава субъекта, от функционирования Волго-Каспийского морского судоходного канала напрямую зависит рост грузооборота, идущий через регион. Достижение проходной осадки в канале на уровне 4,5 метра дало свои результаты: перевалка только в этом году выросла на 40%. По словам заместителя председателя правительства Астраханской области Ильи Волынского, в рамках Транспортной недели-2024 довелось услышать от коллег просьбы нарастить объем перевалки белорусских грузов, а также грузов из Китая.
«Инфраструктура наших портов должна быть готова, чтобы эффективно отрабатывать эти дополнительные грузы», – подчеркнул Волынский.
Краснодарский край
Еще один регион, «засветившийся» на Транспортной неделе в Москве по теме портов, - Краснодарский край. ФГУП «Росморпорт» и ООО «Новая пристань» (совместное предприятие «Деметра-Холдинга» и Объединенной зерновой компании) подписали соглашение о строительстве объектов федеральной собственности в морском порту Новороссийск. Речь идет о возведении причалов №22А и №23А на пристани 3А. Это позволит принимать суда класса Panamaх. А второй этап строительства предполагает проведение дноуглубительных работ. Реализация проекта стоимость более 3,2 млрд рублей должна увеличить годовую мощность перевалки зерновых культур с 13,6 млн до 25 млн тонн, а мощность единовременного хранения – с 370 тыс. до 870 тыс. тонн.
Чувашия
Чувашия презентовала на форуме «Транспорт России» проект предстоящей масштабной модернизации АО «Чебоксарский речной порт». В 2025-2028 годах в порту рассчитывают внедрить инвестпроект на сумму более 4,7 млрд рублей. Прежде всего, он включает в себя увеличение длины пассажирской причальной стенки на 390 погонных метров, то есть до 816 погонных метров. Это положительно скажется на пропускной способности порта – она удвоится. Кроме того, параллельно новой причальной линии вырастет многофункциональный комплекс зданий и сооружений для приема и обслуживания пассажиров.
Якутия
Якутия также не осталась в стороне от портовой темы. Глава республики Айсен Николаев рассказал об инфраструктурных проектах, которые необходимо реализовать в регионе для обеспечения транспортной связности Восточной Сибири, Дальнего Востока и Арктической зоны России. Среди прочего он назвал и модернизацию морского порта Тикси. Эта модернизация предполагает сразу три направления: реконструкцию существующего порта, создание нового глубоководного терминала в Найбе и строительство пассажирского терминала в районе Неелово для социально значимых перевозок и развития круизного туризма. К слову, новый глубоководный порт позволит принимать любые суда, работающие на Северном морском пути. Однако на реализацию проекта, по предварительной оценке, необходимо 85 млрд рублей.
Кроме того, в рамках Транспортной недели стало известно, что Росморречфлот станет партнером проекта по созданию в Якутии мультимодального логистического центра, который соединит в Нижнем Бестяхе железнодорожный, автомобильный и речной транспорт. Власти рассчитывают, что это поможет оптимизировать логистику доставки и транзита грузов, то есть кардинально повлияет на скорость, цены и качество доставляемой в республику продукции. Перспективой этого центра называется выход на Северный морской путь.
В поселке уже создается грузовой терминал, включающий три причала, площадки переработки и хранения грузов, а также склад ГСМ и подъездные железнодорожные пути. В начале года был завершен первый этап проекта: построен причал №1, установлены два портальных крана и перегрузочные механизмы, построен железнодорожный подъезд длиной более 8 км. Полностью сдать объект планируется до 2030 года.
Марина ЛАЙД. Источники фото: фотобанк ХVIII международного форума и выставки «Транспорт России», минтранс Якутии.