Главная / Актуально / Новая транспортная формула: «Север – Юг» плюс Дальний Восток
logo

Новая транспортная формула: «Север – Юг» плюс Дальний Восток

Международный форум и выставка «Транспорт России» проводились в Москве в рамках Транспортной недели 15-17 ноября. В 2022 году главной темой форума стала стратегия роста транспортного комплекса страны в новых условиях.

Значительное внимание было уделено вопросам преодоления вызовов, связанных с санкционным давлением, содействия импортозамещению и технологическому суверенитету российского транспорта.

На выставке «Транспорт России» свои проекты в этом году представили порядка 70 компаний и организаций. Особый акцент был сделан на инновационные разработки в области транспорта и инфраструктуры, а центральное место экспозиции занял объединенный стенд приоритетных проектов.

Программа форума была разделена на три основных блока: стратегия, перевозки и инфраструктура, международные транспортные коридоры. Особое место в повестке занимают вопросы преодоления санкционного давления, импортозамещения и технологического суверенитета российского транспорта.

Какие основные проблемы обсуждались и к каким выводам пришли – в итоговом материале «Флагман ньюс».

Приоритетное направление ─ «Север – Юг»

Одной из центральных тем обсуждения стала тема развития международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг». Так, первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов на пленарной сессии форума заявил, что создание и развитие этого коридора позволит включиться и в другие транзитные транспортные потоки, в том числе идущие в обход России.

«Почему коридор «Север – Юг» очень важен? Потому что он пересекает с севера на юг целый ряд транзитных коридоров «Восток – Запад», в том числе, которые идут в обход России. И поэтому это пересечение дает возможность "затянуть" туда целый ряд транзитных потоков, транзитных грузов. И в перспективе это может вообще поменять всю мировую логистику глобальных транспортных потоков», - считает он.

По его оценке, этого следует ждать «не завтра», но у транспортного коридора огромный потенциал. «Коридор «Север – Юг» имеет исключительно важное значение. Это 5 тыс. км, сегодня по нему провозятся порядка 14 млн тонн грузов», - подчеркнул Белоусов.

К развитию этого же транспортного коридора призвал российских партнеров и принявший участие в работе форума министр транспорта и коммуникаций Республики Союз Мьянма адмирал Тин Аун Сан. По его словам, МТК «Север-Юг» связывает страны-члены АСЕАН и Россию. Эффективные логистические цепочки будут способствовать экономическому развитию стран-участниц МТК.

Дальний Восток – хаб в новой логистике международных контейнерных перевозок

А как этот непростой год прошел для рынка контейнерных перевозок? Если посмотреть на статистику с января по октябрь 2022 года, то увидим, что объемы перевозок остались практически аналогичными прошлому году ─ рост составил символический 0,1%.  Такие цифры были озвучены на панельной дискуссии «Контейнерный поток в эпоху глобальных шоков. Актуальные траектории развития рынка».

Участники встречи пришли к выводу, что одним из перспективных векторов развития транспортного рынка должна стать контейнерная логистика. Будучи мультимодальной и универсальной по сути, она мобильно перестраивается вслед за изменением конъюнктуры рынка. Когда западные партнеры фактически прекратили работу в России, что привело к спаду перевозок на Балтике и в Азово-Черноморском бассейне, отечественные производители перенаправили экспорт в азиатском направлении. И сегодня освоение Азиатско-Тихоокеанского региона находится в числе приоритеных направлений грузоперевозок. 

Уход крупнейших международных морских перевозчиков привел к сокращению судозаходов, емкости флота и выводу линейных контейнеров с территории России. И даже в этих условиях эксперты наблюдают пусть и небольшую, но положительную динамику роста на 0,1%. Одной из причин оптимистичнх прогнозов можно назвать рост импортных перевозок в сообщении с Китаем. Существенный прирост демонстрируют транзитные перевозки ─ на 14% к аналогичному периоду прошлого года. Что касается перевозок внутри страны, то рост здесь составил 3,5%.

Фонд «Центр стратегических разработок» совместно с Центром экономики инфраструктуры и Евразийским Союзом участников железнодорожных грузовых перевозок изучили роль контейнерных перевозок в экономике. И пришли к выводу, что компенсировать спад контейнерной торговли в западном направлении сможет наращивание контейнерного импорта в восточные регионы в размере  около 11,5 млн тонн. 

В этих условиях укрепляется тренд на перенастройку логистических цепочек в сторону Дальнего Востока, который становится важным транспортным узлом в обслуживании новых морских линих грузоперевозок. И уже сегодня мы видим существенный рост ─ свыше 90% ─ загрузки терминалов этого региона.

Это приводит, в свою очередь, к снижению экспортных потоков, что влечет за собой концентрацию импорта как на сухопутных погранпереходах, так и в портах Дальнего Востока. Чтобы отладить грузовое сообщение, очевидно, что развитию подлежит не только инфраструктура общего пользования, но и  пограничные переходы, играющие заметную роль в продвижении потоков в экспортно-импортном направлении. Отмечена также важность внедрения механизма долгосрочных договоров и признания приоритета контейнерных перевозок.

Новые «Метеоры» ─ через договоры с ГТЛК

Если с темы контейнерных перевозок переключиться на обновление гражданского флота, то здесь в фокусе ─ Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

В рамках работы форума сразу два российских региона подписали соглашения с ГТЛК на приобретение судов на подводных крыльях «Метеор 120Р». Это Нижегородская область и Якутия.

От Нижегородской области соглашение подписал руководитель нижегородского ООО «Водолет» Никита Итальянцев. Лизинг предоставлен на льготных условиях со ставкой 2,5% на 20 лет. Стоимость «Метеора» — около 450 млн рублей.

Кроме того, заключен договор лизинга на поставку скоростного судна на подводных крыльях «Метеор 120Р» для ПАО «ЛОРП» (Якутия). Контракт подписан в рамках программы по развитию лизинга отечественных судов с государственным финансированием.

Как сказал генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих, компания — ключевой заказчик гражданских судов в России с долей рынка 63% в сегменте лизинга водного транспорта по итогам I полугодия 2022 года.

«В настоящее время в портфеле заказов компании ─ 16 скоростных судов: две «Кометы», четыре «Валдая», три «Метеора», семь скеговых пассажирских судов на воздушной подушке. Мы считаем этот сегмент перспективным и видим большой интерес к скоростным судам у заказчиков, в том числе в отдаленных регионах России, где они способны обеспечить новую мобильность и повысить уровень качества жизни», — добавил он.

Будущее ─ за беспилотными технологиями?

И вновь на таких важных для отрасли мероприятиях поднималась тема беспилотных технологий. Предполагается, что они будут активно использоваться и в сфере речного и морского транспорта. Автономное судовождение ─ один из новых технологических трендов. Так, в прошлом году в России было осуществлено 28 рейсов, в которых испытывались беспилотные технологии, доказавшие возможность их применения сегодня. По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, цифровизация сейчас представлена практически в любой современной компании. «Если вы пройдётесь по выставке, то увидите, что нет ни одной компании, где не была бы представлена цифровизации. Вся транспортная отрасль изменила свой ландшафт, потому что она полностью оцифрована,» – заявил глава минтранса.

Он также упомянул о ряде значимых отечественных разработок. Например, о разработанном в 1966 году экраноплане КМ ─ судне на воздушной подушке, которое за рубежом прозвали «Каспийским монстром» за его размеры и впечатляющие возможности. Современные модели экранопланов сегодня разрабатываются конструкторским бюро имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород).

Экопаром Росморпорта ─ опять лучший

Наконец, в рамках мероприятия были награждены лауреаты национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения». Премия призвана содействовать развитию транспортной инфраструктуры, повышению уровня оказания транспортных услуг, а также стимулированию государственных и коммерческих структур к решению значимых проблем транспортной сферы. В конкурсе участвуют только реализованные проекты или услуги, получившие практическое применение в сфере транспорта.

Так, престижной премией в номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники» за новейший «зеленый» паром «Генерал Черняховский» отмечено ФГУП «Росморпорт».

Крупнейшее госпредприятие морской транспортной отрасли ─ Росморпорт ─ получает заслуженное признание второй год подряд. В 2021 году предприятию была присуждена победа в той же номинации за современный многофункциональный ледокол с самой высокой степенью автоматизации «Виктор Черномырдин», самый мощный дизель-электрический ледокол мира.

Построенные по заказу Росморпорта двухтопливные автомобильно-железнодорожные паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» стали первыми в России паромами, отвечающими очень жестким нормам «зеленого судоходства» по уровню вредных выбросов. Инновационные суда предназначены для перевозки железнодорожных составов с шириной колеи российского стандарта и других накатных грузов. Паром «Генерал Черняховский» встал на линию «Морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград» совсем недавно ─ 6 октября. Его задача, как и многих других, работающих на этом направлении судов, ─ обеспечить стабильную транспортную коммуникацию Калининградской области с основной территорией России.

Марина ЛАЙД. Фото с сайта Министерства транспорта РФ.

14:19