Когда в 2019 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде спустили на воду круизник «Мустай Карим», только ленивый не повторял эхом за судостроителями, что это первое пассажирское судно, построенное на российской верфи за последние 60 лет. С тех пор утекло много воды. Но главное – дело сдвинулось с мертвой точки!
Немного статистики
По информации Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), за последние 20 лет было списано 60 морских и 373 речных пассажирских судов. При этом введено в эксплуатацию, то есть включено в Российский речной (с 2022 года - Российское классификационное общество, РКО) и морской регистры (РМРС), 47 морских и 485 речных судов. Правда, это с учетом судов, бывших в употреблении.
Эксперты отмечают, что в регионах пассажирский флот в основном пополнялся за счет новых теплоходов, предназначенных для прогулочных рейсов в черте города, а также малых пассажирских судов. К примеру, в 2022 году российскими верфями было сдано 11 единиц пассажирских и грузопассажирских судов, в том числе 4 судна водоизмещением более 100 тонн. Однако уже в следующем, в 2023-м отечественные корабелы сдали рекордное за последние несколько лет количество – сразу 33 пассажирских судна, 29 из которых оказались водоизмещением более 50 тонн.
Если говорить конкретно, то по итогам 2023 года только предприятия Объединенной судостроительной корпорации отчитались сразу за несколько проектов. К примеру, переданные корабелами СНСЗ скоростные пассажирские катамараны проекта 04580 «Котлин» «Форт «Кроншлот» и «Форт «Петр I» уже летом 2023-го начали бороздить воды в Северной столице.
На другом конце страны амурские специалисты пополнили гражданский флот автомобильно-железнодорожным паромом «Александр Деев» (проект CNF11CPD). Его сейчас эксплуатируют на Дальнем Востоке. А Нижний Новгород получил от судостроительного завода «Лотос» трехпалубный пассажирский круизный речной колесный дизель-электрический теплоход проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» – самое крупное пассажирское судно, построенное в прошлом году.
На заводе «Ушаковские верфи» (Калининградская область) спустили на воду пассажирское судно «Иния». Оно возводилось по программе организации речных пассажирских перевозок и экскурсионных маршрутов, как и его «старшая сестра», построенная по заказу ОСК на том же калининградском предприятии, – судно «Соталия». Напомним, пассажирская «Соталия» стала изюминкой навигации-2023 в Нижнем Новгороде: новый экскурсионно-прогулочный маршрут в акватории города работал все лето.
Экология и скорость
Не будем забывать и про такую новинку, как электросуда. Верфь «Эмпериум» в 2023 году построила 4 пассажирских судна типа Ecobus для Москвы-реки, а также электрокатамаран «Экоходъ-2» (а годом ранее - «Экоходъ») – в навигацию-2023 водные прогулки на «Экоходах» были доступны гостям и жителям Красноярска и Нижнего Новгорода.
Обзор прошлого года был бы неполным без упоминания скоростных судов – «Метеоров». Это «Конструктор Алексеев» и «Капитан Полуэктов», сданные нижегородским АО «ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева» (они пополнили скоростной флот региона), а также 4 «Метеора-2020», построенные на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане. Два из них отправились на работу на север - в Ханты-Мансийский автономный округ, два других остались в республике, их передали местной компании «Флот РТ».
По информации всей той же ГТЛК, средний возраст пассажирских речных судов в 2023 году был равен почти 40 годам. При этом наиболее старыми признаны круизные суда, их средний возраст – 50 плюс. В целом же нормативные сроки эксплуатации превышены у более чем 65% судов российского пассажирского речного флота. Что касается пассажирского морского флота России, то он немного моложе: средний возраст к концу прошлого года составил 27 лет. При этом более 40% судов трудятся по 28–40 лет.
Какими же пассажирскими новинками запомнился год 2024-й?
В Петербурге СНСЗ традиционно к пассажирской навигации передал судоходной компании «Нева Тревел» катамараны для перевозок на водных маршрутах Санкт-Петербурга и окрестностей. Среди них два судна проекта 04580 «Котлин», а также первый катамаран проекта 04710 «Соммерс», спроектированный для работы на экскурсионном маршруте вокруг фортов Кронштадта. Еще две единицы «Нева Тревел» получила от судостроительного завода «РОСТР» (Новая Ладога): это пассажирский экскурсионный теплоход «Сити Круиз» типа «Фонтанка» и пассажирский причал «Зимняя канавка». К слову, компания уже отчиталась за итоги сезона: ее флот в этом году в общей сложности перевез более 1,3 млн пассажиров.
А чтобы компании было что получить в ближайшем будущем, в том же 2023-м в Петербурге заложили вторую пару скоростных пассажирских катамаранов проекта «Котлин» («Форт «Александр Первый» и «Форт «Тотлебен») и первую пару экскурсионно-прогулочных судов проекта «Соммерс» («Бастион» и «Равелин»).
В Ярославле 29 мая началась навигация катамарана-электрохода «Белояр», который был построен в 2023 году по заказу компании «Водоходъ. Пассажирский порт» на местной судостроительной верфи «Паритет-Центр». Это современное двухпалубное комфортное и вместительное судно, рассчитанное на 130 человек, оно выглядит как яхта премиум-класса. Весной заявлялось, что катамаран на электродвижении проекта Looker 1100H будет ежедневно осуществлять до шести речных прогулок в акватории Ярославля. В планах на сезон говорилось о 800 рейсах по Волге и желании принять на борт более 50 тысяч туристов. По итогам навигации-2024 правительство Ярославской области сообщило о 42 тысячах перевезенных "Белояром" пассажирах.
Нижний Новгород, проводив в Пермский край «Экоходъ-2», предоставил свою акваторию под обкатку очередной новинки: электросудна «Экоходъ-3». Судно было построено на уже известной верфи «Эмпериум» в рамках программы лизинга морских и речных гражданских судов АО «ОСК» по заказу АО «Машпромлизинг».
Нижний Новгород - яркая точка на карте круизного туризма
АО «Судостроительный завод «Лотос» в 2024 году передал в Нижний Новгород второй круизник – судно «Аурум». Трехпалубный теплоход проекта ПКС-180, как и его предшественник – теплоход «Золотое кольцо», сразу же встал на маршрут «Московской кругосветки», связывающий Нижний Новгород и Москву – через Оку, Москву-реку, Канал имени Москвы и Волгу.
12 июня, в день, когда на судне был поднят Государственный флаг РФ, губернатор Глеб Никитин сказал: «Нижний Новгород можно назвать столицей круизного туризма и флота – более 40 круизных судов базируется именно у нас. Новые суда – это уверенность в том, что наша Волга живет. Каждое новое судно – это огромный вклад в развитие круизного туризма. Большой популярностью сегодня пользуется и туризм на скоростных речных судах как внутри Нижегородской области, так и в близлежащие регионы: Чувашию, Марий Эл».
Не будем забывать и о том, что годом ранее, в 2023-м, нижегородский завод «Красное Сормово» по программе по обновлению речного флота приступил к строительству серии круизных лайнеров проекта 00840 «Карелия». Все три судна строятся по заказу компании «Водоходъ» в рамках госпрограммы по обновлению речного флота.
Головное судно, названное «Николай Жарков», заложили 28 апреля 2023 года, второе (ему дали имя «Михаил Жванецкий») – 26 мая 2023 года и третье (его решено назвать «Расул Гамзатов») – 22 июня 2023 года. Круизная компания обещает, что теплоход «Николай Жарков», рассчитанный на 183 пассажира и 97 членов экипажа, отправится в первый круиз уже 1 августа 2025 года. Планируется, что в начале августа следующего года он выполнит из Москвы сначала два коротких круиза в Тверь и Плес, а затем отправится по новому двухнедельному маршруту «Поморское кольцо», который пройдет по акватории Белого моря через Архангельск, Соловецкий архипелаг и Кандалакшу. Класс лайнера будет соответствовать пяти «звездам».
В августе 2024 года Объединенная судостроительная корпорация презентовала дизайн кают, ресторана и SPA проекта «Карелия». Для гостей будет предложено 88 кают в семи категориях. Большая часть из них предполагает наличие полноценных открытых индивидуальных балконов, а гранд-люксы – даже персональных веранд. Также обещают, что на судне будет самый просторный на речном флоте ресторан с панорамным остеклением на оба борта. Еще одна эксклюзивная особенность будущих теплоходов: открытый подогреваемый бассейн на солнечной палубе с лаунж-зоной и барной стойкой 360 градусов.
«Петр Великий» превращается…
Другой, гораздо более давно ожидаемый по времени круизный проект – теплоход «Петр Великий», переименованный во «Владимир Жириновский». Его достраивают на верфи Южного центра судостроения и судоремонта в Астрахани. Когда в ноябре 2024 года на предприятии побывал помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев, то выслушав доклад генерального директора центра Сергея Карачкова, московский гость сказал: «Главное, чтобы вовремя достроили».
Строится этот лайнер с 2016 года и, как предполагается, будет строиться еще до ноября 2025 года. Строительство четырехпалубного лайнера ведется по заказу Московского речного пароходства, старт его строительству на астраханском судостроительном заводе "Лотос" в августе 2016 года дал президент России Владимир Путин. В мае 2019 года судно спустили на воду для достройки, оснащения и внутренней отделки помещений, осенью 2021 года специалисты завода совершили технологический запуск судна в фарватере реки Волга. Стоимость лайнера по контракту превысит 4 млрд рублей.
Концепт проекта PV300VD спроектирован как «плавучая гостиница» с полноценными балконами и террасами, носовым обзорным салоном и солнечной палубой. Само судно рассчитано на 310 пассажиров, которых разместят в 155 комфортабельных каютах различного класса. Однако о том, в какие круизы отправится лайнер, все же говорить пока рано. Ранее называлось и Черное море, и Каспийское, озвучивались планы по расширению круизных горизонтов «Жириновского» до Петербурга. Как говорится, поживем – увидим.
Самара обновляет флот
Тем временем об обновлении своего пассажирского флота задумались и в Самарской области. Уже в следующую навигацию на маршруты из областного центра в Ширяево и Рождествено выйдут новички: малые пассажирские круизные суда «Гавриил Романович Державин» и «МПКС.02». Они сконструированы в России и предназначены для пригородных водных линий.
В плане комфорта и безопасности отвечают современным требованиям, а также рассчитаны на перевозку маломобильных пассажиров. У этих теплоходов небольшие габариты, но при этом достаточная пассажировместимость – они способны принять на борт до 240 человек. Судно «Гавриил Романович Державин» строилось в Нижегородской области (на мощностях судостроительного комплекса ГК «Р-Флот»), а «МПКС.02» (у него пока нет какого-то специального имени) – «Р-Флотом» совместно с самарским ЗАО «Нефтефлот». Заказчиком выступила Государственная транспортная лизинговая компания. Заметим, что на этом местные власти останавливаться не собираются и планируют закупить еще 4 судна такого типа. Их поставка ожидается в 2026-27 годах.
Уже упомянутый самарский завод «Нефтефлот» сейчас занят серией морских судов проекта PV20S. В ноябре уже прошли спуски первого и второго стального самоходного двухвинтового судна для регулярных пассажирских перевозок на внутригородских и прибрежных линиях. Проектную документацию разработали в «Морском инженерном бюро – дизайн СПб». Заказчиком, как и в случае с МПКС, выступила Государственная транспортная лизинговая компания.
Судно рассчитано на 200 пассажиров, развивает скорость до 10 узлов, предназначено для научно-производственного предприятия «Авиационная и морская электроника». После того, как их достроят, останется дело за малым: суда отправят на швартовные испытания. В ближайшее время, как обещают, спустят на воду и третье аналогичное круизное судно. По словам разработчиков, серию отличает система электродвижения, призванная улучшить маневренность, ходовые и мореходные качества судна.
Катамараны «встанут на крыло» в Приморье и на Байкале
Но вернемся к теме пассажирских катамаранов. Их планируют использовать не только в Петербурге, но также на Байкале и в Приморье.
В середине ноября 2024-го стало известно, что подписаны акты приема-передачи двух скоростных пассажирских судов «Сарма» и «Селенга» по проекту HSC150B. ПАО «Судостроительный завод «Вымпел» и АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (в партнерстве с АО «Машпромлизинг») построили катамараны, названные в честь ветров на Байкале. Так же называются и реки, впадающие в Байкал. Секции судов и крыльевые устройства были изготовлены на заводе в Рыбинске, а окончательная сборка производилась уже на базе пароходства в Иркутске.
Суда, рассчитанные на 148 пассажиров, проектировались специально для озера Байкал. Они предназначены для скоростных перевозок на магистральных речных и озерных линиях. Катамаран отличает корпус волнопронизывающего типа, одноярусная надстройка и разгружающее крыльевое устройство. Кроме того, он может эксплуатироваться на меньших глубинах, нежели традиционное судно со стационарными подводными крыльями, меньше зависит от перегрузки. К тому же катамаран расходует на 40% меньше топлива и несет на 8% больше полезной нагрузки, а небольшая осадка позволяет ему причаливать даже к необорудованному берегу. Планируется, что «Сарма» и «Селенга» обеспечат скоростные пассажирские перевозки в акватории озера Байкал и в истоке реки Ангары. Для удобства пассажиров в салоне имеется панорамное остекление и комфортабельные откидывающиеся кресла.
В Приморье же на Ливадийском ремонтно-судостроительном заводе по проекту HSC200 сейчас строится скоростной морской двухпалубный катамаран с динамической разгрузкой подводными крыльями. В будущем он соединит Владивосток и Большой Камень. Заказчиком выступила ГТЛК, которая затем передаст судно краевому министерству транспорта. Торжественная церемония закладки прошла в мае 2024 года, а спустить на воду должны в 2025 году. На борт катамаран сможет принять 200 пассажиров и 4 члена экипажа. Судно оборудуют современными системами навигации, связи и безопасности. Проектанты – Sea Tech и Icarus Marine – и судостроители обещают, что катамаран будет надежным и комфортным как для пассажиров, так и для команды.
О том, что в крае необходимо развивать прибрежное сообщение и строить новые катамараны, неоднократно говорил и местный губернатор Олег Кожемяко. «После того как в регионе высвободятся мощности по строительству краболовов, мы приступим к строительству быстроходных пассажирских судов – катамаранов, которые могут перевозить пассажиров, туристов на более дальние расстояния, связывать острова с материком», – сказал он.
Красноярский пасфлот ждет новые суда
Обновить свой пассажирский флот готовятся и в Красноярском крае. Там с нетерпением ждут новые суда «Виктор Астафьев» и «Андрей Дубенский», которые достраивает Средне-Невский судостроительный завод. Напомним, «Виктор Астафьева» спустили на воду в июне 2024 года, сейчас на судне идет установка оборудования, наладка механизмов и приборов, ведутся электромонтажные работы, продолжается обустройство помещений, монтируются лифты и грузоподъемное оборудование. После этого предстоят ходовые испытания. В 2025 году лайнер будет сдан и доставлен в регион Северным морским путем.
Специалисты завершили основные корпусные работы и на втором судне, установили подруливающие устройства, загрузили станции водоподготовки и очистки сточных вод, санитарные блоки кают экипажа. Строители монтируют ярусы надстройки внутри судна, иллюминаторы. Обновленный флот краю требуется на социально значимую линию Красноярск – Дудинка протяженностью 1992 км. Сейчас на маршруте эксплуатируются теплоходы «Валерий Чкалов» (построен в 1953 году) и «Александр Матросов» (построен в 1954 году), которые ежегодно перевозят в среднем от 9,5 тыс. до 11 тыс. пассажиров.
Добро пожаловать в Архангельск!
Новые пассажирские суда с нетерпением ждут в Архангельске: там на судоремонтном заводе «Красная кузница» идет строительство четырех единиц по проекту РЕГК.126. Это будут суда с ледовым усилением, которые выйдут на работу в Архангельске и Онеге. Три из них (пассажировместимостью 100 мест) обеспечат безопасное сообщение с островными территориями Архангельска, четвертое, рассчитанное на 65 пассажиров, предназначено для левобережья Онеги.
Первую пару серии спустили на воду в июле 2024 года. Это суда «Онега» и «Сольвычегодск». Планируется, что их введут в эксплуатацию в конце 2024 года, ждать осталось недолго. Следующие же два судна передадут заказчику в следующем, 2025 году.
Это строительство, безусловно, и не началось бы, если бы не поддержка Минпромторга РФ и правительства региона. Решение о старте столь нужного области проекта приняли после визита в Архангельскую область в 2020 году тогдашнего министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Контракты подписали аккурат накануне 2022 года (30 декабря 2021 года).
Примечательно и то, что к серийному строительству судов предприятие вернулось впервые за последние 30 лет. Первое судно, нареченное «Онегой», заложили в другой праздник – День кораблестроителя (29 июня 2022 года). На торжественной церемонии спуска «Онеги» и «Сольвычегодска» губернатор Александр Цыбульский заявил, что эти суда сделают жизнь людей, проживающих на северных территориях, более комфортной, а своими характеристиками и возможностями могут заинтересовать и другие регионы. И если на суда этого проекта будет спрос, архангельские корабелы уже сейчас готовы строить их большой серией.
Марина ЛАЙД. Источники фото и иллюстраций: ОСК, "ВодоходЪ", правительство Нижегородской области, АО «Машпромлизинг», «Нева Тревел», ГТЛК, ПАО «Северсталь».