Главная / Актуально / ВЭФ: вектор развития судоходства повернулся на восток
logo

ВЭФ: вектор развития судоходства повернулся на восток

VII Восточный экономический форум завершил свою работу во Владивостоке 8 сентября. Он был призван содействовать ускоренному развитию экономики Дальнего Востока и расширению международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 

Форум доказал, что в мире достаточно стран, которые продолжают наращивать деловые связи с Россией. Участниками форума стали более 7 тыс. человек, в том числе 1700 представителей бизнеса из 700 компаний. Самые многочисленные иностранные делегации - из Китая, Мьянмы, Монголии, Индии, Армении, Республики Корея. В работе Форума приняли участие более 50 российских официальных лиц.

Как отметил полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, на форуме подписано более 290 соглашений на общую сумму 3,27 трлн рублей. По его словам, это рекорд, как и количество гостей на первом постковидном мероприятии такого масштаба.

Главная тема форума была сформулирована так: «На пути к многополярному миру». В рамках основной программы состоялось свыше 100 мероприятий и более 70 были организованы на тематических площадках.

Что стало главным на форуме в области судоходства и судостроения – в итоговом материале Флагман ньюс.

В фокусе – судоходство по Севморпути

В рамках работы Восточного экономического форума состоялось первое заседание совета участников судоходства по Северному морскому пути (СМП). Было отмечено, что арктическое судоходство в последние 5 лет демонстрирует устойчивую динамику. Круглогодичная навигация в западном секторе - уже факт. Поэтому сейчас основной акцент делается на готовность к круглогодичной навигации в восточном направлении СМП.

О стратегических задачах и планах по развитию инфраструктуры Севморпути до 2030 года участникам совета рассказал специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

Он, в частности, отметил, что в условиях внешнего санкционного давления переориентация грузовых потоков на восток стала очевидной. Нужно учитывать, что на востоке сконцентрированы как потребители российской продукции, так и потенциальные инвесторы в развитие Арктики. Поэтому крайне важно обеспечить круглогодичную навигацию, начиная уже с декабря 2024 года.

Именно на это направлена работа над планом развития Севморпути до 2035 года. По расчетам, сделанным Миндальвостока, Минэкономразвития и госкорпорацией «Росатом», до 2035 года новые проекты создадут 31,5 трлн ВВП и принесут в бюджет более 13 трлн рублей налогов.

Логично, что для развития судоходства по Северному морскому пути нужно большое количестиво судов ледового класса. Как сказал генеральный директор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев, потребуется строительство в России около 80 таких судов. И речь идет не только об атомных и неатомных ледоколах, но и о контейнеровозах и других судах.

Именно поэтому "Росатом" и Объединенная судостроительная корпорация выступили с инициативой создания в России нового крупного судостроительного центра, который предложено построить в Ленинградской области на острове Котлин.

К слову, уже сейчас создается серия атомных ледоколов проекта 22220. И госкорпорация "Росатом" рассчитывает, что контракт на строительство в России еще двух, пятого и шестого универсальных атомных ледоколов этого же проекта, будет подписан в ближайшее время.

Владимир Панов пояснил, что сейчас строятся четыре ледокола. Он выразил уверенность, что по пятому и шестому в самое ближайшее время будет принято окончательное решение, произойдет контрактация и начнется строительство.

Согласно плану развития Севморпути до 2035 года, строительство со второго по шестой универсальных атомных ледоколов проекта 22220 в РФ намечено завершить, соответственно, в 2022, 2024, 2026, 2028 и 2030 годах.

Также в рамках совета участников судоходства по СМП была озвучена информация, что первую очередь завода "Арктик СПГ 2", собранную в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в Мурманске, отбуксируют в Обскую губу в августе 2023 года.

Как пояснил зампред правления "Новатэка" Евгений Амбросов, затем останется только подключить готовый завод к береговой инфраструктуре.

ЦСКМС был специально построен для строительства заводов по производству сжиженного природного газа, которые в будущем будут обеспечивать грузовую базу для перевозки по Северному морскому пути. В двух сухих доках центра производятся основания гравитационного типа (ОГТ), осуществляется интеграция СПГ-оборудования, строительство крупнотоннажных модулей сжижения и сборка на ОГТ.

Наконец, выступая на пленарной сессии форума, президент России Владимир Путин не мог обойти вниманием тему судоходства по СМП. По его словам, необходимо создать возможности для обслуживания судов на всей протяженности Севморпути. Он подчеркнул, что дело не только в том, чтобы соединить две конечные точки между собой, а в том, чтобы в каждом порту на пути следования производились обслуживание судов и обработка грузов, а  график движения был бы ритмичным и предсказуемым. Лишь в этом случае все пункты маршрута и все регионы Севморпути получат выгоду от работы логистического коридора.

Судостроение по-восточному

Другим значимым в области судоходства событием стала сессия «Будущее отраслей: что купить, а что произвести? Судостроение».

Особое внимание было уделено Хабаровскому краю, на территории которого находятся Амурский и Хабаровский судостроительные заводы, на площадках которых строятся как боевые корабли, так и гражданские суда.

К примеру, было отмечено, что АСЗ успешно освоил строительство корветов проекта 20380, пополнив Тихоокеанский флот тремя сторожевиками: «Совершенный», «Громкий» и «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов». До конца года к ним присоединится корвет «Резкий». Затем эту линию продолжат корветы «Грозный» и «Бравый».

Хабаровский судостроительный завод тоже не стоит без дела. Сейчас там ведутся работы по двум краболовным судам и  несамоходному земснаряду.

В свою очередь, участник этой же сессии глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов призвал коллег разрабатывать отраслевые программы с расчетом на 2050 год.

По его словам, горизонт до 2035 года в судостроении – это мелковато, надо смотреть на горизонт 2050 года и дальше. Рахманов считает, что нужно выстраивать меры господдержки отрасли таким образом, чтобы производимое потом нашло свое место на внешнем рынке.

Точка притяжения - Сахалин

Если говорить о значимых для водотранспортной отрасли событиях, то нельзя не отметить факт соглашения о сотрудничестве между правительством Сахалинской области с ООО «УК «Дело», которое подразумевает развитие транспортной инфраструктуры в морских портах Холмск и Корсаков, грузоперевозок на паромной переправе Ванино - Холмск, каботажных перевозок и в целом транспортно-логистических услуг, в том числе с помощью проектов цифровой трансформации.

Кроме того, на полях форума во Владивостоке губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко подписал соглашение с компанией «Юматекс», которая рассчитывает вложить 6,5 млрд рублей в проект создания верфи и на базе портовых сооружений бывшего рыбоконсервного завода в Корсакове развернуть строительство морских судов малой категории из композитных материалов. Правительство Сахалинской области со своей стороны поможет получить земельный участок. Планируется, что до 2026 года островная верфь выпустит до 100 судов.

Равнение на флаг России!

Ну, и, пожалуй, одно из самых важных событий форума – поднятие государственного флага России на грузопассажирском автомобильно-железнодорожном пароме проекта CNF11CPD «Александр Деев». В церемонии поднятия государственного флага по видеосвязи принял участие президент России Владимир Путин.

Паром будет работать на линии "Ванино-Холмск", соединяющей остров Сахалин с континентом. Судно сможет перевозить 32 железнодорожных вагона, 12 грузовых автомобилей и до 200 пассажиров, что по сравнению с предшественниками советской постройки в два раза превышает объем грузов и почти в три раза – количество пассажиров. Важно и то, что высокий ледовый класс Arc5 позволит парому работать на линии круглый год.

Подготовила Марина ЛАЙД.

Фото: photo.roscongress.org

 

23:32