С каждым годом растет привлекательность Санкт-Петербурга – одного из главных туристических центров России. В сезон навигации на Неве и Финском заливе миллионы наших соотечественников и иностранных граждан стремятся посетить Северную столицу и полюбоваться ее красотами. За навигацию 2024 года перевезено, по информации Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, более 3,8 млн туристов на всех маршрутах, из них более 1, 13 млн – скоростными судами.
Главной «точкой притяжения» для путешествия по воде остаётся город фонтанов Петергоф. А с недавнего времени, после открытия Музейно-исторических парков «Патриот» и «Остров Фортов», значительно увеличился поток туристов на скоростных и экскурсионных судах и в Кронштадт.
Правительство Санкт-Петербурга уделяет большое внимание развитию внутригородского водного туризма. Реализация новых проектов проходит по инициативе и с участием руководителей профильных комитетов Правительства Санкт-Петербурга, представителей бизнеса и контролирующих органов, с учётом предложений и интересов граждан. При этом в основе отдельных проектов лежат исторические традиции. Так, в прошедшую навигацию «метеоры» вновь стали отправляться в Петергоф от набережной Макарова.
31 мая исторический маршрут с Васильевского острова возобновился от нового городского причала №5 на Малой Неве, напротив дома 34 по набережной Макарова. А в сентябре и октябре «метеоры» уже ходили в Нижний парк Петергофа и от причала №2 в устье реки Смоленки.
Удобство этих маршрутов оценили и петербуржцы, и гости нашего города. Время в пути от причалов до музейного комплекса «Петергоф» составляет всего 30 минут в сравнении с 50 минутами от причалов на Большой Неве. Это самые быстрые и выгодные по цене билетов маршруты. Стоимость билета на 40% ниже в сравнении со стоимостью поездки от причалов вблизи Дворцового моста. К удобству пассажиров, оба причала находятся в шаговой доступности от выхода станции м. «Спортивная» на набережной Макарова. А к тому же причал №2, – в пяти минутах ходьбы, что особо отмечают пассажиры. Отмечают они и отсутствие привычной городской суеты и шума вблизи этих причалов, в отличие от их «братьев» на Большой Неве.
Возрождение маршрутов от набережной Макарова – знаковое историческое событие. В конце пятидесятых годов прошлого столетия у причала №2 была основана Ленинградская пассажирская морская пристань Северо-Западного речного пароходства. Петербуржцы старшего поколения помнят те времена, когда от этой пристани отправлялись «речные трамвайчики» по Неве, в Петергоф и Кронштадт стартовали теплоходы «Кремль» и «Совет», а в начале 60-х годов – сначала первые скоростные суда «Ракета», а затем – «Метеоры». На пришвартованном красивом деревянном дебаркадере размещался вокзал с залом ожидания и кафе. Гуляющие по набережной люди любовались видом на Малую Неву с проплывающими судами, заходили на причал выпить «чашечку кофе» и порой сразу решались купить билет на ближайший теплоход. «Морская пристань» в те годы была одной из главных достопримечательностей Васильевского острова.
«Метеоры» отправлялись в рейсы от «Морской пристани» до 1995 года. Затем причал №2 использовался по другому назначению.
Почти тридцать лет скоростные суда совершали регулярные рейсы в знаменитые пригороды Санкт-Петербурга только от причалов, расположенных на Неве, у «Медного всадника», Адмиралтейства, Эрмитажа.
С открытием двух новых причалов выбор у туристов расширился. Теперь они могут строить самые удобные для себя маршруты.
Всего на сегодняшний день в городе на Неве, по информации Ассоциации владельцев пассажирских судов, 13 мест для швартовки скоростного флота, откуда «метеоры» и скоростные катамараны отправляются в Кронштадт, Петергоф, Крепость Орешек. У некоторых причалов швартовки размещены дебаркадеры современного дизайна, оборудованные всеми необходимыми удобствами для пассажиров: кассами, залами ожидания и кафе. Но в историческом центре Санкт-Петербурга, где большинство архитектурных ансамблей создавались в прошлые века, было бы целесообразно разместить дебаркадер – вокзал в ретро-стиле со всеми «благами цивилизации». Идеальным местом размещения этого объекта может стать причал №2 на набережной Макарова. Реализация данного проекта привлечет дополнительный пассажиропоток и послужит на благо развития водного туризма в Морской столице России.
К сведению. Кстати, внутригородской водный транспорт ведет свою историю с 3 ноября 1815 года, когда по Неве впервые прошёл пароход «Елизавета», построенный на литейно-механическом заводе Карла Берда. В этот день он совершил первый рейс в Кронштадт. В 2025 году исполняется 210 лет со дня этого знаменательного события!
Спустя три десятилетия после первого рейса «Елизаветы», в Санкт-Петербурге, первом из городов России, стали на регулярной основе курсировать «речные трамваи» - небольшие пароходы судовладельцев «Лёгкого Невского пароходства», «Общества Ладожского пароходства», «Финляндского общества лёгкого пароходства», пароходного предприятия купца А.Я. Щитова. В Москве «речные трамваи» начали работать только в конце двадцатых годов ХХ века, и позднее – в других городах нашей страны.
Галина ОВЕЧКИНА. При подготовке материала использовались данные Ассоциации владельцев пассажирских судов, страницы книги «Северо-Западное пароходство. История. События. Люди». 2007 г.