Главная / Авторитетно / Бортовые комплексы оценят ледовую обстановку
logo

Бортовые комплексы оценят ледовую обстановку

В ходе конференции выставки «Нева-2025» на сессии «Актуальные цифровые решения в обеспечении безопасности мореплавания» специалисты АО «ЦНИИМФ» делились своими разработками и опытом по созданию цифровой экосистемы Северного морского пути. Заместитель генерального директора Александр Сергеевич БУЯНОВ выступил с докладом «Опыт использования бортовых автоматизированных информационно-измерительных комплексов оценки ледовой обстановки».

Проект разработки бортовых информационно-измерительных комплексов для оценки ледовой обстановки стартовал в 2022 году в рамках Федерального проекта «Развитие Северного морского пути», а именно создания цифровой экосистемы Северного морского пути, включающей в себя единую платформу цифровых сервисов (ЕПЦС), предоставляемых в акватории СМП. Разработка инициирована Дирекцией Северного морского пути и выполнялась за счёт средств Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». В реализации проекта также участвовали АО «ЦКБ «Айсберг», АО «СПО «Арктика» и ООО «БИК-Информ».

Бортовой автоматизированный информационно-измерительной комплекс оценки ледовой обстановки (БИК ЛО) позволяет получать информацию о толщине льда и снега, его сплоченности, ледовом сжатии и торосистости. Помимо этого, комплекс получает данные метеорологические данные с судовой метеостанции и данные о движении судна с судовых навигационных систем.

Всепогодные измерительные блоки, состоящие, в том числе, из лидара и видеокамеры, устанавливаются по бортам судна, в носу и в корме. Возможность работы при низких температурах, снеге, ветре, условиях обледенения достигается за счет использования интеллектуальной системы поддержания положительной температуры внутри термокожуха (нагревательный элемент, вентилятор, обогреваемые стекла). Разработчиком и производителем термокожухов является компания ООО «БИК-Информ».

Данные измерительных блоков передаются на судовой сегмент БИК, а далее после обработки по судовым спутниковым каналам связи на береговой сегмент в Мурманск и в ЕПЦС СМП.

Предварительные проработки применимости лидаров (LIDAR – Light Detection and Ranging) для измерения параметров морского льда с борта выполнялись специалистами нашего института в период с ноября 2021 г. по январь 2022 г. Основным «сенсором» в составе измерительного блока является сканирующий авиационный лидар Livox Avia, который сочетает в себе компактную конструкцию с достаточно высокой дальностью обнаружения и эффективностью, обеспечивая угол зрения более 70°. Дальность обнаружения до 450 м в условиях низкой освещённости (полярной ночи, туманов) обеспечивает детальную регистрацию удалённых объектов в диапазоне до 300 м. К сожалению, пока таких российских аналогов не существует.

В марте 2022 года ФГУП «Атомфлот» объявил конкурс на выполнение опытно-конструкторской работы по теме «Разработка бортового автоматизированного информационно-измерительного комплекса для оперативного сбора и обработки локальной информации об обстановке в районе местонахождения судна». По окончанию работы заказчику была представлена рабочая конструкторская документация для организации мелкосерийного производства и опытный образец БИК ЛО.

С декабря 2023 г. по июнь 2024 г. опытный БИК ЛО успешно прошел тестовую эксплуатацию на универсальном атомном ледоколе пр. 22220 «Урал» в Карском море и Енисейском заливе. В ходе испытаний был получен уникальный банк данных измерений ледовой обстановки для оптимизации программного обеспечения и модернизации конструкции комплекса.

В настоящее время 5 комплектов БИК ЛО установлены на ледоколах ФГУП «Атомфлот» («Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «50 лет Победы»). Первая навигация 2024/2025 гг. прошла штатно и показала хорошие результаты.

Данные уникальные комплексы помогают судоводителям принимать оперативные решения о корректировке курса судна в соответствии с ледовой обстановкой. На основе большого объема полученных данных о параметрах движения судов и ледовых условий можно сделать постанализ выполненных рейсов, проанализировать информацию за несколько навигаций и выявить локальные особенности ледовых условий на отдельных участках судоходства.

Галина ОВЕЧКИНА. Фото автора и предоставлены АО «ЦНИИМФ». 

20:21
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Открыть в Telegram