В дни работы выставки «Нева-2025» состоялась сессия «Цифровизация и САПР в российском судостроении». О целях и задачах использования автоматизации и цифровых технологий при строительстве судов и результатах этих нововведений поделился с аудиторией сессии в своём докладе «Опыт внедрения сквозной цифровой платформы для судостроительного производства на основе программных продуктов ГК «СиСофт» в ПАО «Завод «Красное Сормово» Сергей Михайлович ЛЯШЕНКО, генеральный директор предприятия.

― В ПАО «Завод «Красное Сормово» полным ходом идёт процесс внедрения сквозной цифровой платформы для судостроительного производства на основе программных продуктов ГК «СиСофт». Отмечу, что опыт применения таких систем пока незначителен как в судостроительной отрасли, так и в тяжёлом машиностроении. Поэтому мы здесь «пионеры».
Главная цель данного проекта ― формирование базы для внедрения современных технологий управления строительством объектов морской техники (ОМТ), судостроительным производством с учётом требований информационной безопасности.
Сквозная цифровая платформа обеспечивает постоянную взаимосвязь между всеми участниками постройки ОМТ, сокращает суммарное время этапа производства ОМТ за счёт преемственности цифровых решений проектирования и конструкторско-технологичной подготовки производства (КТПП), прозрачности процесса постройки и повышения эффективности управления ресурсами и программами, контроля себестоимости, способствует повышению качества результатов постройки ОМТ и снижению числа несоответствий и отклонений.
Но надо понимать, что цифровая платформа ― это инструмент, и если им не пользоваться грамотно, то это будет просто «игрушка», внедрение которой не имеет смысла.

Поэтому основные задачи внедрения проекта на нашем предприятии ― сокращение сроков КТПП, пооперационное планирование, повышение эффективности снабжения производства за счет синхронизации планов производства и закупок, актуализация производственного плана на основе фактических поставок, повышение прозрачности учёта по производственной, складской, хозяйственной деятельности, оптимизация затрат за счёт минимизации непроизводственных расходов, управление энергоэффективностью на основе информационной модели верфи.
Во главе идеологии системы автоматизированного проектирования (САПР) и цифрового судостроительного производства стоит создание цифровой модели изделия (проектирование). Затем создаются технологические процессы, проводится расчёт материальных и трудовых норм, расчёт производственных планов и их оптимизация, планирование поставок материалов и комплектующих, управление производством и складами, мониторинг работы оборудования, управление качеством, техническое обслуживание и ремонты оборудования, и наконец, эксплуатация изделия.
Девяносто процентов составляющей данного проекта отлично «ложится» на специфику нашего производства. С небольшими доработками, процесс идёт успешно. А первоочередная задача, решаемая нашей командой на сегодняшний день, ― уход от «котлового» метода», когда все производимые заказы отправлялись в «один котёл». Этот метод применялся на производстве несколько десятков лет и привёл к полной «вакханалии» в учётной политике.

С началом внедрения сквозной цифровой платформы, весной этого года, мы уже частично оптимизировали отдельные этапы деятельности. Формируем составы изделий, cвязываем чертежи, производственные операции с трудовыми нормативами параллельно выполняя экспертизу проекта строительства судна проекта RSD59. Провели серьезную оценку работы кладовщиков. Внедряем «позаказной» учет, позволяющий оценить всю цепочку: складской учёт, получение товарно-материальных ценностей в цехах, межцеховое перемещение. К примеру, до автоматизации (март 2025 г.) электронные данные можно было получить только по центральному складу, выдача ТМЦ и согласование требований ― только на бумажном носителе, контроль использования ТМЦ ― по бумажным журналам, большинство покупных позиций в цифровой системе не распределялись по заказам, а учитывались «в котле», входной контроль ― по бумажным журналам, локальные справочники НСИ (нормативно-справочная информация) на складе отличались от конструкторско-технологических.
В процессе внедрения автоматизации, в сентябре 2025 года, создается единый справочник НСИ, приём на склад ТМЦ производится только с привязкой к заказам, электронное согласование требований проводится с контролем сроков, ТМЦ выдаются только по электронным требованиям и только в привязке к заказу, проведено обучение специалистов всех цеховых производственно-диспетчерских бюро (ПДБ), материальных и инструментальных кладовых, центрального склада.
Эти первые шаги дали хорошие результаты в системе складского и бухгалтерского учёта. Сейчас база выравнивается, идёт правильное распределение. В ближайшее время мы должны добиться полного позаказного соответствия системе: товарно-материальных ценностей, складского учёта, бухгалтерского учёта, а также формирования объективной информации о выдаче ТМЦ в цехе. В ноябре запускаем модель-учёт движения материальной части в производстве, сейчас отрабатываем алгоритмы его работы между исполнителями, так называемая ролевая модель.

С 1 ноября сменно-суточные задания (наряды) будут выдаваться в электронном виде. За 2 месяца постараемся «вычистить» нормативы. Теперь невозможно будет «рисовать» пустую трудоёмкость. Управление трудоёмкостью будет осуществляться через систему, оплаты по дополнительным работам будут «прозрачны». Пока ещё, к сожалению, есть примеры, когда платят за чел/часы, что не повышает производительность труда.
Запуск проекта уже на первых этапах показал высокую эффективность внедрения сквозной цифровой платформы и востребованность.
В ноябре должна заработать PDM-система (Product Data Management), включающая внесение составов изделий, выверку материалов, трудовых нормативов и технологий. С января 2026 г. планируем начать реализацию в системе номенклатурных планов, планов материального обеспечения, далее налаживаем позаказной учёт.
Надеемся, что процесс по максимальной оптимизации всех этапов производства, идущий на заводе «Красное Сормово» с помощью сквозной цифровой платформы на основе программных продуктов ГК «СиСофт», выведет наше предприятие на новый уровень судостроения и позволит сдавать заказчикам ежегодно до 15―18 грузовых судов.
Подготовила Галина ОВЕЧКИНА. Фото автора и ПАО "Завод "Красное Сормово". Использованы слайды из презентации С. Ляшенко.
