Главная / Авторитетно / Планируем увеличить долю гражданского судостроения до 35% ─ Евгений Норенко
logo

Планируем увеличить долю гражданского судостроения до 35% ─ Евгений Норенко

Май для рыбинского ССЗ «Вымпел» выдался активным. Буквально с разницей в несколько недель появились важные новости: 12 мая – о закладке инновационного пассажирского катамарана проекта HSC150B, а 25 мая – о спуске на воду малого гидрографического судна «Яков Лапушкин». Мы встретились с генеральным директором АО «ССЗ «Вымпел» Евгением Ивановичем Норенко, чтобы поговорить, чем живет предприятие сегодня и какие перспективы выстраивает на будущее.   

─ Евгений Иванович, одной из значимых производственных новостей ССЗ «Вымпел», появившихся в последнее время, стало начало строительства пассажирских катамаранов на подводных крыльях проекта HSC150B. Каковы особенности этого проекта? Необходимо ли будет заводу освоить новые компетенции для выполнения этого заказа?

─ Для предприятия закладка катамарана на подводных крыльях проекта HSC150B ─ значимое событие. Это первый опыт строительства таких судов в Российской Федерации. Катамараны эксплуатируются на разных морях нашей страны, в том числе на Чёрном море, но отличие катамаранов, которые будет строить «Вымпел» (в планах два судна)  в том, что они с динамической разгрузкой подводными крыльями.

У судна улучшенные мореходные характеристики, более благоприятная экономика, связанная с уменьшенным расходом топлива. Катамаран в отличие от других скоростных судов более комфортабельный, у судна плавный ход и пониженное волнообразование. Его салон сформирован так, что поездки для пассажиров будут максимально комфортными. Катамаран может вместить 148 пассажиров, предусмотрены места для маломобильных граждан.

Важная особенность ─ судно может подойти к необорудованному берегу, а сегодня имеет место и обмеление, и ветхость или отсутствие речной пассажирской инфраструктуры, что нужно учитывать при строительстве пассажирских судов. Не менее 90% оборудования, материалов и комплектующих для этих судов – российского производства. Катамараны будут строиться в кооперации с судостроительными предприятиями Иркутска. Есть уверенность, что катамаран будет востребован, как по своим технико-экономическим, так и по мореходным показателям.

─ Какие регионы могут иметь потребность в таких судах?

─ Этими судами заинтересовались несколько регионов. Мы ведём переговоры о строительстве пассажирских катамаранов на подводных крыльях для Росморпорта для организации пассажирских перевозок на Онежском озере, в Приморском крае, в Иркутске.

Во время визита на предприятие Министра промышленности и торговли РФ Дениса Валентиновича Мантурова и врио губернатора Ярославской области Михаила Яковлевича Евраева обсуждалась возможность строительства таких судов для Ярославской области, и глава Минпромторга предложил руководителю региона схемы льготного лизинга для обновления пассажирского флота и обеспечения транспортной доступности. Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов считает, что катамараны будут интересны и заказчикам Юго-Восточной Азии.

…Что касается компетенций, то у нас их достаточно: «Вымпел» - один из лидеров по строительству судов из алюминиево-магниевого сплава, есть опыт изготовления крыльевых устройств, мы не только поддерживаем, но и развиваем эти компетенции.

─ Кто сегодня является основным заказчиком ССЗ «Вымпел»? Какова доля оборонных и гражданских заказов?

─ Основные заказчики предприятия сегодня – Министерство обороны РФ и Пограничная служба ФСБ России. Ранее предприятие построило четыре катера специального назначения проекта 21980 «Грачонок» для морских частей Росгвардии. 

Что касается гражданских заказов. Сейчас мы строим три единицы скоростных пассажирских судов на подводных крыльях «Комета 120М», два катамарана с динамической разгрузкой подводными крыльями HSC150B. На данный момент доля гражданского судостроения у нас составляет 20%, планируем увеличить её до 35%.  

─ Как развивается такое направление работы, как строительство гидрографического флота?

─ 25 мая состоялся торжественный спуск на воду малого гидрографическое судна водоизмещением 1000 тонн проекта 19910 заводской № 01802 «Яков Лапушкин», это второе МГС, построенное предприятием.  Ранее «Вымпел» уже передал Управлению навигации и океанографии Министерства обороны РФ пять больших гидрографических катеров проекта 19920.

─ Сказался ли на вашей работе курс на импортозамещение, ставший особенно актуальным в последнее время? Приходится ли вносить коррективы в проекты, производимые ССЗ «Вымпел»?  

─ Мы чувствуем себя в нынешних условиях нормально, значительная часть заказов у нас в высокой степени готовности, и сейчас на предприятии нет кораблей и катеров, где мы испытывали бы проблемную потребность в иностранных комплектующих. По тем кораблям, которые мы заложили в прошлом году, ведём работу с конструкторскими бюро по замене импортных комплектующих на отечественные аналоги, чтобы нивелировать негативное влияние санкций на сроки строительства.

─ Если затронуть такое направление вашей деятельности, как кораблестроение, какие наиболее интересные оборонные проекты вы реализуете в последние годы? Что сегодня в портфеле заказов ССЗ «Вымпел»?

─ Мы строим два судна обеспечения ─ морские транспорты вооружения проекта 20360М «Геннадий Дмитриев» и «Владимир Пялов» ─ это самые большие суда в истории «Вымпела», их водоизмещение более 3 700 тонн, длина 77 м, ширина 15 метров.

Предприятие достраивает малое гидрографическое судно проекта 19910, оно в ближайшее время должно выйти на испытания, осенью мы должны его сдать заказчику. Ведём строительство двух ракетных катеров проекта 12418 «Молния» для Военно-Морского флота. Завод строит катер специального назначения проекта 21980 «Грачонок» для Военно-Морского флота, пограничный сторожевой корабль проекта 03050 «Гюйс» для Береговой охраны ПС ФСБ России.

─ Что вы можете сказать о кадровом потенциале предприятия? Какой средний возраст сотрудников ССЗ «Вымпел»?

─ Средний возраст сотрудников на «Вымпеле» 45 лет. Мы понимаем, что ситуация с кадрами в судостроении сейчас очень непростая, на многие предприятия требуются квалифицированные специалисты. Мы стараемся растить кадры сами. У нас есть опытные специалисты, которые проработали на заводе много лет, и многие из них становятся наставниками.

У «Вымпела» с Рыбинским профессионально-педагогическим колледжем заключен договор о дуальном образовании. Будущие судостроители: сборщики корпусов металлических судов, трубопроводчики, сборщики-достройщики судовые, техники теорию изучают в колледже, практическую часть обучения проходят на заводе. Так мы сразу интегрируем студентов в рабочую среду, они узнают о возможностях, требованиях, вливаются в коллектив, и мы на выходе получаем специалиста, уже имеющего первоначальные навыки и знающего специфику работы предприятия.  

Сотрудничаем с Рыбинским филиалом Волжского государственного университета водного транспорта, который также обучает курсантов по специальности «Судостроение» с дополнительной рабочей профессией сборщик корпусов металлических судов. В ближайшее время студенты ВГУВТ придут к нам на учебную практику.

Работники предприятия получают высшее и второе высшее образование судостроительного профиля в Нижегородском государственном техническом университете.

Также мы обучаем уже опытных работников второй профессии, близкой по профилю основной. Они расширяют свои профессиональные компетенции, получают возможность загрузки в периоды уменьшения объёмов производства.

─ Какие задачи вы ставите перед коллективом на ближайшее будущее? Расскажите о перспективах развития предприятия.  

Наша главная задача ─ строить гражданские суда и военные корабли с отличным качеством, сдавать их в срок. Ведём работу по наполнению портфеля заказов, чтобы иметь перспективу на несколько лет. Мы продолжаем совершенствовать производственную систему предприятия.

В прошлом году «Вымпел» стал участником федерального проекта “Повышение производительности труда». Мы единственное предприятие в Ярославской области, получившее расширенную квоту: год активной работы экспертов проекта и три года поддержки. Участие в программе помогает коллективу пересмотреть подходы к работе, ускорить многие производственные процессы, что должно способствовать повышению производительности труда. А что касается перспектив, то они у нас будут такими, какими мы их сформируем.  

Справка. АО «Судостроительный завод «Вымпел» ─ динамично развивающаяся судостроительная компания, специализирующаяся на выпуске средне- и малотоннажных морских и речных судов и катеров военного и гражданского назначения из стали и алюминиево-магниевых сплавов. Продукция поставляется на внутренний рынок и на экспорт. 

С момента основания в 1930 году на предприятии выпущено свыше 30 тысяч кораблей различных типов. За последние 40 лет более 1800 катеров было поставлено в 29 стран Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки.

Беседовала Анна КОДАНИНА. Фото предоставлено ССЗ «Вымпел».

15:45