Новые экономические вызовы, стоящие перед судостроительной отраслью России, требуют оперативного, но продуманного ответа. У каждого предприятия он свой. Наш сегодняшний собеседник ─ генеральный директор завода «Верфь братьев Нобель» Дмитрий Александрович Быстров ─ рассказал о том, как живет предприятие сегодня и какие планы строит на ближайшее будущее.
— Весной текущего года «Верфь братьев Нобель» спустила на воду круизное пассажирское судно «Штандарт», которое прошло очередное техобслуживание. Расскажите подробнее об этом проекте. Есть ли планы строительства пассажирских судов на возглавляемом вами предприятии?
─ «Штандарт» ─ пассажирское круизное судно проекта PV09, построенное по проекту ЗАО «Морское Инженерное Бюро» для совершения прогулочных и круизных рейсов по внутренним водным путям и прибрежным районам разряда «М-ПР». Судно в рамках совместного проекта с СЗ «МССЗ» построено на заводе «Верфь братьев Нобель» в 2014 году и принято в эксплуатацию в мае 2017 года.
На данный момент на верфи нет заключенных контрактов на строительство пассажирских судов. Но, учитывая имеющийся опыт постройки и модернизации судов такого класса и наши производственные возможности, мы безусловно готовы заключать контракты на строительство пассажирских судов.
— Сейчас «Верфь братьев Нобель» строит два краболовных судна проекта CCa5712LS. Как продвигается строительство?
─ На первом краболове проекта CCa5712LS ведутся работы по внутренней окраске, проводится монтаж оборудования, изоляция корпуса, судно готовится к выполнению электромонтажных работ. На втором судне завершено формирование корпуса на стапеле. Судно готовится под окрасочные работы. Техническая готовность первого краболова составляет 73%, второго краболовного судна - более 66%.
— Актуальна ли для вашего предприятия проблема импортозамещения? Что делается для ее решения?
─ Тема импортозамещения для верфи актуальна в настоящее время и для будущих заказов. Строительство судна ─ очень сложный процесс, который предполагает наличие множества комплектующих. Частично комплектующие производства иностранных компаний удалось заменить аналогами российского производства и из дружественных стран. В полном объеме осуществлена закупка электроники для строящихся на верфи судов. Альтернативы рыбопромыслового оборудования в России нет. Сейчас идет активная проработка этого вопроса с производителями стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Вопрос замещения проблемных поставок импортных комплектующих находится в фокусе внимания Министерства промышленности и торговли РФ, которое ведет работу с проектировщиками, верфями и заказчиками по решению этой проблемы.
— Охарактеризуйте сегодняшний портфель заказов «Верфи братьев Нобель». Какова доля гражданских и оборонных заказов? Кто является основным заказчиком?
─ Исторически и в настоящее время также специализация верфи ─ гражданское судостроение. После принятия программы «Квоты под киль» и удачного строительства траулера Т30В верфь видит перспективы развития в строительстве рыбопромысловых судов и судов для промысла крабов.
Как уже было отмечено, сейчас на верфи строятся два краболова проекта CCa5712LS по проекту Damen для дальневосточных компаний и два траулера проекта Т40В для дальневосточных компаний.
Мы начали формирование перспективной программы строительства на 2023─2030 гг. и готовы предложить для потенциальных заказчиков освобождающиеся стапельные места.
— Насколько востребовано в последнее время судоремонтное направление вашей работы?
─ Сейчас основные производственные силы сконцентрированы на проектах судостроения. Мы видим это направление более перспективным для развития верфи в текущих рыночных условиях.
Однако судоремонт мы не оставляем в стороне и всегда готовы предоставить стапель для подъёма и отстоя судов клиентов. В зависимости от загрузки производственных участков предприятие принимает заказы на судоремонт по механической части, корпусным, окрасочным работам.
— Что делается на предприятии для укрепления производственной базы и повышения конкурентоспособности?
─ Повышение конкурентоспособности ─ одна из стратегических задач верфи на ближайшие годы. Данную задачу планируется осуществлять за счет перестройки бизнес-процессов, направленных на повышения производительности труда, оптимизацию расходов, использования современных технологий.
В 2020 году был реализован первый этап программы технического перевооружения. По плану модернизации на верфи было произведено обновление станочного парка. Несмотря на сложности, созданные санкционным давлением Запада, инвестиции в поддержание и развитие верфи будут продолжены.
— Каков сегодня кадровый потенциал предприятия?
─ На сегодняшний день в коллективе верфи трудятся более 400 человек. По вопросам отбора и найма квалифицированных кадров наш отдел персонала тесно работает с местными вузами и училищами.
Одной из важнейших задач кадровиков, безусловно, является работа с молодежью. Верфь ориентирована на реализацию программы профессионального развития, переподготовки и обучения работников. На предприятии представлен широкий спектр социальных льгот и материальная поддержка сотрудников, создаются условия для карьерного роста молодых специалистов.
— Каковы планы «Верфи братьев Нобель» на ближайшее будущее?
─ Сейчас у верфи есть загрузка заказами, но хотелось бы ее увеличить. Наше предприятие заинтересовано в строительстве рыбопромыслового флота, а также сухогрузов, танкеров, бункеровщиков, буксиров. Приглашаем потенциальных заказчиков, производителей оборудования и поставщиков посетить нашу верфь, всегда будем рады.
Беседовала Анна КОДАНИНА. Фото предоставлено пресс-службой ООО «Верфь братьев Нобель».