Главная / Авторитетно / Сдаточную программу 2021 года мы завершили еще в июне - Михаил Першин
logo

Сдаточную программу 2021 года мы завершили еще в июне - Михаил Першин

Завод «Красное Сормово» вот уже на протяжении многих лет является поставщиком хороших новостей. Многие из них начинаются со слова «впервые». Вспомним строительство пассажирского теплохода впервые за 60 лет. Или старт новой серии сухогрузов проекта RSD59. Или начало строительной программы краболовов. А совсем недавно предприятие объявило о дополнительном наборе 600 сотрудников. И все это на фоне сложных условий пандемии коронавируса. Чем запомнится 2021-й, который скоро станет историей? И что ждать от нового, 2022 года? Об этом и не только мы беседуем с генеральным директором завода «Красное Сормово» Михаилом ПЕРШИНЫМ.

Михаил Николаевич, давайте начнем с главного. Производственная программа последних нескольких лет была настолько насыщенной, что казалось, что завод «печет» новые суда, как пирожки. А с какими результатами предприятие подходит к завершению 2021 года? Насколько производственная программа текущего года соответствует потенциалу судостроительного завода?

─ Дело в том, что сдаточная программа этого года была завершена еще в июне. Именно тогда мы готовы были семь судов передать заказчику. Но в связи с тем, что у заказчика были задержки с вводом судов в эксплуатацию, передача нового флота произошла несколько позднее, в сентябре.

Надо сказать, что сегодня наши производственные возможности позволяют строить серийные суда в количестве 12 единиц в год. Это стало возможным благодаря тому, что существенно ускорились сроки строительства флота. Если раньше мы строили один сухогруз за 9 месяцев, то сегодня от резки металла до сдачи заказчику проходит лишь 6 месяцев. То есть за полгода мы изготавливаем теплоход, что называется, «под ключ». И это позволяет нам не только увеличивать свой потенциал, но и поддерживать хороший темп работы. Это особенно важно, когда подписывается контракт на постройку серии судов.

─ Таких серий сегодня в портфеле завода несколько. Это и пять краболовов проекта КСП01, и стартовавшая в мае серия из одиннадцати сухогрузов хорошо знакомого сормовским корабелам проекта RSD59. Если не ошибаюсь, вы уже построили 29 судов этого проекта для российских судоходных компаний?

─ Да, все верно. В мае мы запустили долгожданную серию из одиннадцати сухогрузов RSD59. Долгожданную ─ потому что опцион на их строительство был подписан еще в 2019 году. Однако ГТЛК подтвердила его только в мае 2021 года. На днях заложили уже четвертое судно этой серии.

А планировали при своевременном подтверждении опциона уже в этом году три судна плюсом сдать. Но, как говорится, имеем то, что имеем.

─ Любая заминка угрожает четко отлаженному производственному ритму. А тут задержка на целых полгода! К каким-то явным последствиям она привела? 

─ В связи с затягиванием процесса подписания контракта возникла неясность во взаимоотношениях с поставщиками оборудования и комплектующих. В результате несвоевременно заключенных контрактов на их поставку мы сейчас наблюдаем некоторый перекос в производственном процессе.

Если корпусные цеха загружены на 90–95%, то монтажное производство, к сожалению, загружено недостаточно. Дело в том, что сегодня цикл строительства судна занимает меньше времени, чем изготовление и поставка комплектующих. Если мы строим 6 месяцев, то некоторое оборудование поставляется нам за 8 месяцев.

Поэтому есть некоторые проблемы в плане окончательного изготовления судов. Вот сейчас, к примеру, первое судно новой серии сухогрузов уже стоит на открытом стапеле. Уже покрашенное, с обстройкой. Но без установленного в машинном отделении оборудования. И оно к нам поступит только в декабре. Только тогда мы займемся монтажом и постараемся как можно скорее спустить сухогруз на воду.

  

─ А как идет реализация программы строительства краболовов?

─ В строительстве находится пять краболовов, и головное судно имеет достаточно приличную степень готовности ─ порядка 50%. Уже изготовлен корпус, в октябре начаты электромонтажные работы, ведется монтаж судовых систем и оборудования, сегодня приступили к погрузке спецоборудования.

Мы очень рассчитываем, что сможем сдать его заказчику раньше установленных сроков. По контракту мы должны передать головное судно серии в 2023 году, но будем прилагать максимальные усилия, чтобы сдать его раньше.  

Но тут стопроцентной уверенности быть не может: судно это новое, технологически сложное. Это справедливо и в отношении корпуса, и судовых систем. Что касается специального оборудования, то здесь спасибо нашим заказчикам, которые помогают предприятию идти вперед. Но, даже несмотря на это, без переделок не обходится. Впрочем, как и на любом головном судне.

─ Успешный опыт строительства пассажирского теплохода проекта PV300 породил надежды на то, что программа пассажирского судостроения будет продолжена. Эту мысль также высказал во время визита на предприятие в августе генеральный директор ОСК Алексей Рахманов. Можно ли уже говорить, что планы обрели реальные очертания?

─ Пока так говорить преждевременно, но работа в этом направлении ведется. В частности, идут переговоры с заказчиком о строительстве пассажирского теплохода вместимостью 180-200 человек, что несколько меньше, чем у построенного лайнера проекта PV300 «Мустай Карим». Сегодня нам предоставлен минимальный пакет документов, позволяющих приближённо посчитать стоимость судна. Но, к сожалению, наши расчеты не соответствуют ожиданиям заказчика. И мы сейчас на пути сближения наших возможностей и желаний заказчика. Я думаю, что договоримся.

─ Михаил Николаевич, говоря об увеличении объемов производства до 12 судов в год, мы понимаем, что это подразумевает достаточный уровень технического оснащения предприятия. Давайте попробуем подвести предварительные итоги программы технического перевооружения. Что уже сделано в этом году?

─ В этом году на модернизацию производства у нас потрачено более 300 млн рублей. То есть те планы, которые у нас были, осуществлены. Процесс модернизации затронул практически все производственные переделы.

На производстве установлены вальцы длиной 6 м для гибки цилиндрических и конических деталей. Это позволит снизить трудоемкость и повысить качество гибки металла при изготовлении деталей корпусных конструкций судов. Подобным оборудованием, кстати, располагают немногие отечественные предприятия.

─ Чтобы эксплуатировать технологичное оборудование, нужны профессиональные кадры. Именно они воплощают в жизнь самые амбициозные производственные планы. Достаточно ли их сегодня трудится на заводе?

─ К сожалению, нет. Мы не понаслышке знаем, что такое кадровый голод. Но проблему эту решаем. Так, наше предприятие планировало в этом году дополнительно принять на работу 600 сотрудников. Половина этого количества уже у нас работает.

Конечно, недостающее число сотрудников мы компенсируем с помощью подрядных организаций. Но хотелось бы, чтобы люди к нам пришли всерьез и надолго.

Мы готовы предложить нашим сотрудникам и достойную заработную плату, и социальный пакет.

─ Достойная заработная плата ─ это какая?

─  Если средняя зарплата на заводе составляет сегодня около 50 тысяч рублей, то у производственных рабочих ─ порядка 60-70 тысяч и выше, некоторые могут и по 80 тысяч рублей зарабатывать. В этом году рост зарплаты составил процентов 10-12.

Есть и дополнительные программы премирования сотрудников. Как за производственные результаты, так и за подачу и внедрение предложений по улучшению производственного процесса, позволяющего повысить производительность труда и экономию материалов.

И если сначала в коллективе наблюдался некий скептицизм, то сегодня я вижу, что люди начинают загораться идеей бережливого производства, тем более, что участие в программе отражается на их материальном достатке.

 ─ Какие коррективы в работу предприятия внесла пандемия коронавирусной инфекции?

─ Благодаря усилиям, которые предпринимались и в ОСК, и в Минпромторге, областном правительстве, лично губернатором Нижегородской области наше предприятие не останавливалось ни на один день. Конечно, мы работаем с соблюдением всех мер предосторожности, рекомендованных Роспотребнадзором. И сегодня на 4 тысячи сотрудников у нас всего три заболевших. Уровень иммунизации составляет порядка 80%, более 70% сотрудников привиты. То есть на сегодняшний день можно говорить о том, что мы адаптировались к ситуации.

─ Уходящий 2021 год был ознаменовал громким юбилеем ─ 800-летием Нижнего Новгорода. «Красное Сормово» стало активным участником юбилейных торжеств. Какую роль сыграл юбилей в жизни предприятия? И почему было важно поддержать инициативы городских властей?

─ А как иначе? Жизнь предприятия тесно связана с жизнью города. Но особенно ─ Сормовского района. И мы очень хотели, чтобы наш район был привлекательнее и удобнее для жителей и туристов. Чтобы он стал краше, интереснее.

Многие юбилейные проекты были сосредоточены в центре города, там проходили крупные фестивали. Нам же хотелось, чтобы и в Сормове появилось больше обновленных общественных пространств, туристических достопримечательностей. Именно поэтому завод к 800-летию Нижнего реконструировал сквер на площади Буревестника в центре Сормовского района ─ знаковое для всех сормовичей место, обновил и расширил наш музей судостроения с уникальной экспозицией. Кстати, школьники могут посетить его бесплатно.

Конечно, хочется популяризировать наше предприятие не только среди  профессионального сообщества, но и простых жителей. История завода «Красное Сормово» ─ это важная часть становления Нижнего Новгорода как промышленного центра.

─ Этот год также ознаменован вашим личным достижением ─ вы стали депутатом регионального парламента. Как вы охарактеризуете новый этап вашей профессиональной биографии?    

─ Я не называл бы его принципиально новым этапом: по большому счету, это продолжение той работы, которую я уже давно выполняю как директор завода.

Сормовский район нуждается в большем внимании и в более активном развитии, чем в последние годы. Для меня как для директора завода важно заботиться о благополучии Сормова, как минимум, потому что здесь живет большинство наших сотрудников, тут школы и техникумы, с которыми сотрудничает предприятие. «Красное Сормово» всегда старалось помогать району, реализовать социально значимые проекты. Например, мы каждый год реставрируем памятники, благоустроили площадь Славы. Но сил одного, какого бы то ни было крупного предприятия недостаточно. В качестве депутата у меня теперь больше возможностей изменить жизнь района. Мне и самому лично это важно: я почти всю жизнь прожил в Сормове рядом с заводом, здесь живет моя семья.

Ну и конечно, для благополучия «Красного Сормова» и других промышленных предприятий Нижегородской области, где в нашем регионе, кстати, работает почти четверть трудоспособного населения, важно улучшать бизнес-климат, экономическую ситуацию в регионе в целом. Есть задачи, которые нельзя решить на уровне единичного предприятия, потому что нужны законодательные меры. Это и станет одной из главных целей моей работы в региональном парламенте.

Беседовала Анна КОДАНИНА. Фото Владимира ЮЖАКОВА.

11:15