Главная / Новости / Судовой журнал / Суда речного флота РФ
logo

Суда речного флота РФ

Суда речного флота РФ — какие типы существуют и чем отличаются? Гражданский речной флот РФ занимается перемещением грузопассажирских потоков и обеспечивает устойчивое судоходство по водным артериям страны — озёрам, рекам и искусственным гидросооружениям и морям.

Классификации речных судов

Принято делить плавучие сооружения по следующим признакам: погодные условия при эксплуатации, гидродинамике, назначению.

Речной регистр РФ распределяет судна по ветро-волновому режиму и предъявляет требования к прочности корпуса:

  • «М-СП» — корабли смешанной проходимости для рек и моря (очень прочный корпус и высокая мореходность);
  • суда высокой прочности для рек, почти без ограничений по погоде;
  • прочные речные суда, работающие при волне до 2 м;
  • суда с плоскодонным корпусом, рассчитаны на волну до 1,25 м;
  • мелководные лодки.

По гидродинамическому признаку корабли передвигаются на воздушной подушке (мелководье или проблемные грунты), подводных крыльях и глиссирующие.

Речные суда по их назначению можно разделить на группы: транспортные (грузовые, пассажирские и буксирные) и технические (вспомогательные, земснаряды, обстановочные, обслуживающие, специальные).

Транспортные речные суда

Для перевозок групп от 12 человек используют пассажирские судна. По времени нахождения в пути могут быть транзитными (ход от одних суток до точки назначения), местного сообщения (поездка менее суток), сообщение между близлежащими населенными пунктами (рейс около 8 ч.), сообщение внутри одного города (не более 4 ч.). И включают в себя туристские суда (для экскурсий, для малых круизных путешествий и прогулок на «трамвайчиках»), паромы и плавучие дома.

Туристов перевозят на экскурсионных теплоходах и речных трамвайчиках. Паромы используют при отсутствии мостов для перевозки грузов и пассажиров. Плавучих домов (вонботов) в нашей стране почти нет.

Во флотилию грузовых кораблей входят сухогрузы и наливные суда. Сухогрузные суда используются для перевозки сыпучих товаров, леса, автомобилей, рефрижераторов. Наливные суда — для транспортировки различных жидкостей и газа.

Сухогрузы и наливные суда могут быть самоходными (имеют свои энергетические установки, осуществляющие движение корабля) и несамоходными (толкаемые или буксируемые другими плавсредствами). Буксирные суда (именно они выполняют большую часть речного судоходства), оснащены высокомощными энергетическими установками. Они делятся на: плотоводы, буксиры для сухогрузов и нефтеналивных составов, буксиры для перемещения других составов (толкачи-буксиры).

Технические речные суда

Для обеспечения бесперебойной работы речников используют технические суда речного флота РФ. Они не предназначены для перевозки пассажиров и грузов. Основная задача вспомогательных судов — обслуживание водного транспорта и речных портов: лоцмейстерские катера, буксиры, аварийно-спасательные и пожарные катера.

Земснаряды (они же драгеры) нужны для добычи и загрузки строительных материалов нерудного происхождения. К ним относят:

  • землесосные дноуглубительные снаряды;
  • одночерпаковые грейферные суда;
  • скалодробильные снаряды.

Обслуживающие судна (моторизированные завозни, грунтоодводная шаланда) необходимы для сервиса речного флота страны. Обстановочные суда отвечают за информацию о водных артериях, их навигацию и ограждение: промерные катера и тральные, экологические судна.

Кроме этого, есть специальные суда. Они, как правило, пришвартованы у берега и имеют укреплённые сходни для передвижения людей с судна на берег и обратно. Это гостиницы, общежития и базы отдыха на плаву, магазины, дебаркадеры, заправочные станции на воде и т. п.

 

Фото из открытых источников

10:32