Суда речного флота РФ — какие типы существуют и чем отличаются? Гражданский речной флот РФ занимается перемещением грузопассажирских потоков и обеспечивает устойчивое судоходство по водным артериям страны — озёрам, рекам и искусственным гидросооружениям и морям.
Классификации речных судов
Принято делить плавучие сооружения по следующим признакам: погодные условия при эксплуатации, гидродинамике, назначению.
Речной регистр РФ распределяет судна по ветро-волновому режиму и предъявляет требования к прочности корпуса:
- «М-СП» — корабли смешанной проходимости для рек и моря (очень прочный корпус и высокая мореходность);
- суда высокой прочности для рек, почти без ограничений по погоде;
- прочные речные суда, работающие при волне до 2 м;
- суда с плоскодонным корпусом, рассчитаны на волну до 1,25 м;
- мелководные лодки.
По гидродинамическому признаку корабли передвигаются на воздушной подушке (мелководье или проблемные грунты), подводных крыльях и глиссирующие.
Речные суда по их назначению можно разделить на группы: транспортные (грузовые, пассажирские и буксирные) и технические (вспомогательные, земснаряды, обстановочные, обслуживающие, специальные).
Транспортные речные суда
Для перевозок групп от 12 человек используют пассажирские судна. По времени нахождения в пути могут быть транзитными (ход от одних суток до точки назначения), местного сообщения (поездка менее суток), сообщение между близлежащими населенными пунктами (рейс около 8 ч.), сообщение внутри одного города (не более 4 ч.). И включают в себя туристские суда (для экскурсий, для малых круизных путешествий и прогулок на «трамвайчиках»), паромы и плавучие дома.
Туристов перевозят на экскурсионных теплоходах и речных трамвайчиках. Паромы используют при отсутствии мостов для перевозки грузов и пассажиров. Плавучих домов (вонботов) в нашей стране почти нет.
Во флотилию грузовых кораблей входят сухогрузы и наливные суда. Сухогрузные суда используются для перевозки сыпучих товаров, леса, автомобилей, рефрижераторов. Наливные суда — для транспортировки различных жидкостей и газа.
Сухогрузы и наливные суда могут быть самоходными (имеют свои энергетические установки, осуществляющие движение корабля) и несамоходными (толкаемые или буксируемые другими плавсредствами). Буксирные суда (именно они выполняют большую часть речного судоходства), оснащены высокомощными энергетическими установками. Они делятся на: плотоводы, буксиры для сухогрузов и нефтеналивных составов, буксиры для перемещения других составов (толкачи-буксиры).
Технические речные суда
Для обеспечения бесперебойной работы речников используют технические суда речного флота РФ. Они не предназначены для перевозки пассажиров и грузов. Основная задача вспомогательных судов — обслуживание водного транспорта и речных портов: лоцмейстерские катера, буксиры, аварийно-спасательные и пожарные катера.
Земснаряды (они же драгеры) нужны для добычи и загрузки строительных материалов нерудного происхождения. К ним относят:
- землесосные дноуглубительные снаряды;
- одночерпаковые грейферные суда;
- скалодробильные снаряды.
Обслуживающие судна (моторизированные завозни, грунтоодводная шаланда) необходимы для сервиса речного флота страны. Обстановочные суда отвечают за информацию о водных артериях, их навигацию и ограждение: промерные катера и тральные, экологические судна.
Кроме этого, есть специальные суда. Они, как правило, пришвартованы у берега и имеют укреплённые сходни для передвижения людей с судна на берег и обратно. Это гостиницы, общежития и базы отдыха на плаву, магазины, дебаркадеры, заправочные станции на воде и т. п.
Фото из открытых источников