Главная / Новости / Судовой журнал / Флотское образование
logo

Флотское образование

Жил отважный капитан,

Он объездил много стран.

В. Лебедев-Кумач

Об отважных моряках снято огромное количество фильмов, написаны тысячи книг. Миллионы мальчишек и девчонок стремятся связать свою жизнь с водной стихией. Обычно самой главной причиной называют желание увидеть новые страны и высокий заработок. Да, в наше время привлекает не только романтика. 

Для моряка очень важны и психологические качества, ведь он проводит вне дома очень много времени, и тут нужна крепкая психика. Ну и, конечно же, хорошее здоровье. Будущих морских и речных волков готовят как в высших, так и в средних учебных заведениях. Перед поступлением абитуриентам необходимо пройти медицинское обследование. И важно решить: хочешь ли ты стать моряком дальнего плавания и уходить из дома на срок от полугода, или же лучше выбрать профессию, связанную с речным транспортом. А уже потом можно присматриваться к вузу.

Флотские профессии

Порой трудно решить, какую именно флотскую профессию выбрать. А их на флоте немало! Это не только капитаны и матросы, но и механики, радисты, судовые повары… Кроме того, можно трудиться не только на гражданском флоте, но и служить в военном. Расскажем немного подробнее.

На каждом теплоходе есть командный состав и судовая команда. По закону каждое судно должно иметь на борту экипаж, «члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для обеспечения безопасности судна, защиты морской среды, выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна, недопущения перегрузки членов экипажа работой». Таким образом, количество членов экипажа зависит от задач, которое выполняет конкретное судно. Этим же определяются и востребованные на судне профессии.

Обязательными на каждом теплоходе являются только капитан, его помощник, механик и матрос. Обычно еще может требоваться и врач, но все моряки обязательно проходят курсы первой медицинской помощи, так что в случае каких-то проблем могут быстро действовать самостоятельно. Для речного трамвайчика, например, который регулярно ходит по одному и тому же маршруту, перевозя пассажиров, больше и не требуется. А вот для теплохода, который занимается дальними походами, научной деятельностью или перевозкой крупных грузов, а также для военных судов требования к экипажу намного шире. Для каждого типа судов есть свой утверждённый состав. Но главное требование: все, кто входит в состав команды, должны иметь профильное образование.

Морское образование

Высшее образование в сфере флота очень востребовано. И выбор возможных институтов достаточно большой. Есть в них и бюджетные места, и платное обучение. Большинство вузов, где обучают именно моряков дальнего плавания, располагаются в крупных городах рядом с морем. В каждом университете своя программа обучения и широкий спектр профессий, которые можно получить. Самые известные университеты находятся в Санкт-Петербурге, Мурманске и Севастополе. 

Например, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Здесь можно получить высшее образование не только по управлению водным транспортом, но и по кораблестроению, гидрографии и океанотехнике. Кстати, помимо высшего образования здесь можно получить сначала среднее профессиональное, поработать на флоте, а потом продолжить обучение. 

А во Владивостоке находится морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского. Здесь также обучают по широкому спектру профессий, связанных с морским делом.

Кстати, флот давно перестал быть чисто мужской профессией, и девушек охотно принимают в морские вузы. А если здоровье не позволяет ходить в море, то есть множество профессий, связанных с флотом, на берегу.

Речное образование

Конечно, флот – это не только большие корабли, которые ходят по морям, но и суда на реках. Сколько грузов и пассажиров перевозят простые речные теплоходы, паромы и катера! Речной флот постоянно нуждается в новых кадрах. 

Для среднего профессионального образования стоит выбрать речной колледж. Они есть в Перми, Ростове-на-Дону, Казани, Уфе, других городах. Славную историю (с 1872 года) имеет Нижегородское речное училище. В речных училищах и техникумах готовят техников-судомехаников, судоводителей, электромехаников.  

Развернутую сеть речных техникумов имеет Волжский государственный университет водного транспорта, который находится в Нижнем Новгороде. В самом вузе можно продолжить образование, став дипломированным судоводителем, механиком, эксплуатационником, экономистом... 

А в Москве будущих речников готовит Московская государственная академия водного транспорта, которая ведёт свою историю с 1932 года. Ныне этот вуз является филиалом ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова. Здесь обучают судовождению, судомеханике, также есть факультет эксплуатации инфраструктуры водного транспорта.

История флотского образования

Обучать морскому делу в России стали при Петре I. Царь был одержим идеей создания мощного военного флота, а для этого требовались специалисты. И в 1701 году была открыта первая в стране Навигацкая школа. Помните фильм «Гардемарины, вперёд!»? Его герои как раз учились в этой школе и должны были стать моряками военного или торгового флота. А вот основанная в 1715 году в столице империи Санкт-Петербурге Академия морской гвардии готовила только военных специалистов.

В 1798 году в России стали обучать и инженеров морского дела. Для технических специалистов появилось Училище корабельной архитектуры. Отдельное обучение велось и для штурманов и артиллеристов.

Постепенно с развитием флота менялось и образование. Расширялись институты, появлялись новые профессии. Так, в 1905 году был создан водолазный класс, а в 1906 класс подводного плавания. В 1914 появилась первая школа морской авиации. В основном все перемены были связаны с военным делом, именно война двигала прогресс на флоте.

После Гражданской войны в России Морской корпус расформировали. Он просуществовал больше 200 лет. Но на его месте появилось Военно-морское училище имени Фрунзе. 

Перед Великой Отечественной войной возникла острая необходимость в кадрах на флоте. И тогда Нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов распорядился открыть в городах Советского Союза военно-морские специальные школы. Многие из их выпускников стали героями на полях сражений. В послевоенные годы служба на море была очень престижной, и абитуриенты буквально осаждали двери институтов. Тогда в 1948 году в городе Пушкин под Ленинградом открыли второе высшее военно-морское инженерное училище и присвоили ему имя В.И. Ленина. В 1998 году оба училища объединили в один Военно-морской инженерный институт.

Флотские суеверия и традиции

Говорят, нет более суеверных людей, чем моряки. И на флоте есть свои традиции. Например, во времена парусного флота было принято «вызывать ветер», царапая мачту с той стороны, откуда его ждали. При пересечении экватора обязательно устраивают «день Нептуна». Тех, кто впервые оказался здесь, искупают в море. Традиция разбивать бутылку вина о борт нового корабля при спуске на воду пошла из Древней Греции, где на носу крепилась фигура хранительницы судна, и её необходимо было задобрить жертвой.

А вот ещё одно суеверие моряков идёт вразрез с обычными: чёрный кот несёт морякам счастье!

 

Фото с сайта ГУМРФ им. адмирала Макарова

19:36