Главная / Новости / Судовой журнал / Гражданское судостроение
logo

Гражданское судостроение

Представить нашу державу, окружённую морями, невозможно без флота, а значит, и его строительства. Основные вехи пришлись на времена:

  • Петра I;
  • СССР;
  • XXI в.

 

Началом российского судостроения стала эпоха Петра I. 20 октября 1696 г Боярской думой издан указ «Морским судам быть». Созданы судостроительные верфи в Архангельске (Соломбальская), Олонце, Воронеже, в Санкт-Петербурге. Основным их делом была постройка военного флота, но не обошлось без торговых, промысловых и пассажирских судов. Россия из сухопутной державы стала морской.

Начало XX века

18 июля 1924 г образован «Совторгфлот» (объединил все морские суда, верфи, порты, учебные заведения для будущих моряков). Строились танкеры, лесовозы, рефрижераторы, рыболовецкие и пассажирские суда на верфях Николаева, Ленинграда и Севастополя. Но вмешалась Великая Отечественная война. Наш народ вёл кровопролитные бои на земле, в воздухе и воде. 

Гражданское судостроение СССР

С 1950-х страна активно восстанавливается. Именно этот период можно назвать расцветом гражданского судостроения СССР. Строятся и модернизируются судостроительные заводы по всему Союзу, крупнейшие центры: Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород, Северодвинск, Астрахань. 

Для нужд речного и морского судостроения выпускаются квалифицированные кадры из мореходных, речных училищ и вузов. Лучшие учёные-конструкторы работают над созданием новых проектов кораблей: атомные ледоколы, дизель-электроходы, суда на подводных крыльях, экранопланы. 

Верфи СССР выпускают гражданские суда:

  • транспортные (доставка грузов, пассажиров);
  • промысловые (добыча морских животных, рыбы);
  • технические (обслуживание судов и портов);
  • служебно-вспомогательные (обеспечение судоходства, НИС);
  • спортивные (участие в соревнованиях);
  • маломерные и прогулочные (частное пользование).
  • СССР стал лидером во многих разработках. Арктические ледоколы, научно-исследовательские суда и торговые сухогрузы бороздят просторы морей и океанов, соединяя Союз с другими странами на всех материках. Появились стационарные и передвижные нефте- и газодобывающие платформы. Резко возросло количество перевозимых грузов в другие страны. Но к перестроечной эпохе всё постепенно пришло в упадок.

Гражданское судостроение России

Став преемницей СССР, Россия столкнулась с огромным количеством проблем. Устаревший флот требовал растущих средств на ремонт, верфи стояли без работы, опытные сотрудники оказались на улице, суда продавались на металлолом. Часть крупных судостроительных заводов осталась в Украине. 

В 2007 г указом президента создана Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) – госкорпорация для развития и стимулирования гражданского судостроения России. 

Министерство транспорта РФ разработало целевую программу «Развитие транспортной системы России» 2010-2020 гг, где приоритетными задачами для внутреннего водного транспорта провозглашаются: развитие и обеспечение надёжности портовой инфраструктуры, ликвидация ограничений пропускной способности Единой глубоководной системы европейской части РФ, обновление транспортного флота, а значит, рост его конкурентоспособности. При строительстве новых судов акцент делается на востребованные высокотехнологичные. За 2019 г таких судов сдано 39 единиц от серийных до уникальных (сухогрузы, буксиры, траулеры, нефтеналивные баржи, судна на подводных крыльях, ледокол, круизный лайнер, плавучая атомная теплоэлектростанция).

Мы верим в успех российского гражданского судостроения!

Фото Фотострана ру

19:40
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Открыть в Telegram