Представить нашу державу, окружённую морями, невозможно без флота, а значит, и его строительства. Основные вехи пришлись на времена:
- Петра I;
- СССР;
- XXI в.
Началом российского судостроения стала эпоха Петра I. 20 октября 1696 г Боярской думой издан указ «Морским судам быть». Созданы судостроительные верфи в Архангельске (Соломбальская), Олонце, Воронеже, в Санкт-Петербурге. Основным их делом была постройка военного флота, но не обошлось без торговых, промысловых и пассажирских судов. Россия из сухопутной державы стала морской.
Начало XX века
18 июля 1924 г образован «Совторгфлот» (объединил все морские суда, верфи, порты, учебные заведения для будущих моряков). Строились танкеры, лесовозы, рефрижераторы, рыболовецкие и пассажирские суда на верфях Николаева, Ленинграда и Севастополя. Но вмешалась Великая Отечественная война. Наш народ вёл кровопролитные бои на земле, в воздухе и воде.
Гражданское судостроение СССР
С 1950-х страна активно восстанавливается. Именно этот период можно назвать расцветом гражданского судостроения СССР. Строятся и модернизируются судостроительные заводы по всему Союзу, крупнейшие центры: Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород, Северодвинск, Астрахань.
Для нужд речного и морского судостроения выпускаются квалифицированные кадры из мореходных, речных училищ и вузов. Лучшие учёные-конструкторы работают над созданием новых проектов кораблей: атомные ледоколы, дизель-электроходы, суда на подводных крыльях, экранопланы.
Верфи СССР выпускают гражданские суда:
- транспортные (доставка грузов, пассажиров);
- промысловые (добыча морских животных, рыбы);
- технические (обслуживание судов и портов);
- служебно-вспомогательные (обеспечение судоходства, НИС);
- спортивные (участие в соревнованиях);
- маломерные и прогулочные (частное пользование).
- СССР стал лидером во многих разработках. Арктические ледоколы, научно-исследовательские суда и торговые сухогрузы бороздят просторы морей и океанов, соединяя Союз с другими странами на всех материках. Появились стационарные и передвижные нефте- и газодобывающие платформы. Резко возросло количество перевозимых грузов в другие страны. Но к перестроечной эпохе всё постепенно пришло в упадок.
Гражданское судостроение России
Став преемницей СССР, Россия столкнулась с огромным количеством проблем. Устаревший флот требовал растущих средств на ремонт, верфи стояли без работы, опытные сотрудники оказались на улице, суда продавались на металлолом. Часть крупных судостроительных заводов осталась в Украине.
В 2007 г указом президента создана Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) – госкорпорация для развития и стимулирования гражданского судостроения России.
Министерство транспорта РФ разработало целевую программу «Развитие транспортной системы России» 2010-2020 гг, где приоритетными задачами для внутреннего водного транспорта провозглашаются: развитие и обеспечение надёжности портовой инфраструктуры, ликвидация ограничений пропускной способности Единой глубоководной системы европейской части РФ, обновление транспортного флота, а значит, рост его конкурентоспособности. При строительстве новых судов акцент делается на востребованные высокотехнологичные. За 2019 г таких судов сдано 39 единиц от серийных до уникальных (сухогрузы, буксиры, траулеры, нефтеналивные баржи, судна на подводных крыльях, ледокол, круизный лайнер, плавучая атомная теплоэлектростанция).
Мы верим в успех российского гражданского судостроения!
Фото Фотострана ру