Главная / Новости / Судовой журнал / История ледокольного флота
logo

История ледокольного флота

В начале 1700-х годов чтобы провести судно через ледяные глыбы, моряки прорубали топорами неширокие каналы. Тогда же были изобретены ледокольные паромы – они были несамоходные, по льду их тянули лошади. Корма была заполнена брусками металла. Продавленный канал в дальнейшем очищали от обломков льда.

В Америке пробовали таранить лёд физическим воздействием: на носу судна крепили колесо, оснащенное зубьями и ножами, которое могло бы пробивать канал для прохода.

Опробовав множество вариантов проектирования ледоколов, судостроители поняли, что конструкцию требуется максимально упростить, усилив при этом отдачу энергии. Так появился мощнейший на тот момент ледокол «Ермак». Он таранил льды до двух метров толщиной. Разрушению льда способствовали клиновидные носовые шпангоуты.

В СССР строительство ледоколов положили суда «И. Сталин». Они были трехвинтовые с паровыми поршневыми машинами, стальным клепаным корпусом и двухслойным ледовым поясом. В конце 1950-х значительно улучшены путем перевода с угля на жидко топливо. Это усилило мощность и автономность.

По отзывам моряков, первые плавания «Ленина» в Арктике сразу же показали преимущества нового судна, его высокую ледопроходимость, автономность и маневренные качества даже в тяжелых условиях.

Знаменитый полярный капитан Ю.С. Кучиев в январе 1972 года приступил к своим обязанностям на строящейся «Арктике». Длина ледокола ─ 136 метров, ширина ─ 30 метров. Атомная мощная ─ 75000 лошадиных сил,  паропроизводительная установка позволяла судну развить скорость 33 км/ч.

Корпус ледокола сделан из высокопрочной стали. В местах, подверженных наибольшему воздействию ледовых нагрузок, корпус усилен ледовым поясом.

Адмирал Макаров предлагал исследовать Северный Ледовитый океан с помощью «Ермака», который к тому времени совершил 2 полярных похода.

Но покорить Северный полюс было отведено «Арктике». В августе 1977 года ледокол отправился в знаменитый поход.

«Арктику» спроектировало центральное конструкторского бюро «Айсберг», организованное в Ленинграде в 1947 году. На его счету также такие суда, как атомный ледокол «Ленин», дизель-электроход «Добрыня Никитич», транспорты «Амгуэма». А в начале 1990-х годов там спроектировали двухвальный ледокол ЛК-110Я с двумя реакторами. Такие «лидеры» могли бы круглогодично трудиться в Северном Ледовитом океане, прокладывая путь караванам в любых условиях.

Подготовила Полина СОКУРОВА. Иллюстрация из открытых источников.

21:11