Главная / Новости / Судовой журнал / Приметы речников
logo

Приметы речников

Конечно, существует разница между теми, кто ходит по морю, то есть моряки, и теми, кто ходит по реке, они же речники, но их приметы и суеверия очень мало чем различаются.

Так, например, корабли морфлота стараются не выходить в рейс в понедельник, а при невозможности отмены — выходят в море поздно вечером в воскресенье, встают на рейд, либо движутся самым малым ходом, на реке же этого не придерживаются. Хотя пятница и там и там считается не очень хорошим днем для выхода в рейс, поскольку в пятницу распяли Христа.

Однако, такие приметы, которые касаются погодных условий у моряков и речников одни и те же. Известны приметы, что «если солнце красно с вечера — моряку бояться нечего» — погода будет солнечной, а вода спокойной; «солнце красно поутру — моряку не по нутру» — жди дождя. Тот же смысл несут такие суеверия как «если чайка села в воду — жди хорошую погоду, чайка ходит по песку — моряку сулит тоску». К чайкам на флоте вообще отношение особое. С их помощью не только определяют предстоящие метеоусловия, но и отдают дань уважения погибшим в море товарищам. По морским суевериям в птиц переселяются души ушедших из жизни моряков. Поэтому обижать и уж тем более убивать чаек, хоть на море, хоть на реке ─ это очень плохой знак. Так можно накликать беду на судно.

Помимо примет связанных с погодой, есть такие, которые связаны непосредственно с судном и поведением на нем. Например, многие речники уверены, что нельзя говорить «последний рейс» или «последний  круиз», даже когда речь идет о завершении сезона навигации, иначе рейс может стать последним в принципе.

Что касается имени корабля, то его тоже нельзя разглашать до спуска на воду. Если команда узнает имя судна на суше, значит долго оно не проходит. И менять его тоже нельзя. Если поменять имя судна, обязательно какая-нибудь неприятность случится.

Еще одна очень распространенная примета, как у речников, так и у моряков, что нельзя садиться на кнехт. Считается, что сесть на кнехт ─ значит сесть на голову боцману, то есть проявить к нему крайнее неуважение.

К вопросу об уважении и воспитании также относится поверье, что нельзя плевать на палубу и за борт. Это, во-первых действительно очень некультурно выглядит, а во-вторых таким образом можно разгневать морских или же речных духов, которые разозлятся и пошлют на корабль неудачи.

Кстати, насчет палубы.  Матросам нельзя свистеть, находясь на палубе. Считается, что свист привлекает шторм. Свистеть имеют право только офицеры, подавая команды матросам ─ для этого существует особый свисток (дудка).

В давние времена у капитана в специальной шкатулке хранился свисток, которым он «вызывал» ветер во время штиля. Технология этого свиста было особой, её знал только капитан. Свистеть нужно было в ту сторону, с которой нужен ветер. Если перестараться, то можно было вызвать слишком сильный ветер, превратившийся в шторм.

Всем известно, что на корабле очень много своих терминов, которые сухопутным не суждено понять. Так, самая обыкновенная швабра на судне ласково зовется Машкой, и если эту Машку уронить за борт ─ это к неприятностям. Как минимум командир за такое по головке точно не погладит. Машкой, кстати, швабра называется из-за другой очень распространенной приметы, что женщина на корабле ─ к беде. Оно и понятно, одна женщина среди целой команды мужчин, которые находятся друг с другом 24/7 будет только отвлекать от работы и провоцировать разные конфликты, даже если она молчит. А вот если на корабле есть ребенок, особенно если это мальчик, считается очень хорошим знаком. На этот рейс точно, а возможно и на всю навигацию.

Подготовила Дарья Малютина.

19:44