Главная / Новости / Судовой журнал / Профессия — речник
logo

Профессия — речник

Профессия речника — сложное и увлекательное дело, требующее огромной подготовки и опыта. Кем можно работать, если хочется связать свою жизнь с судоходством? Кто такой — речник? И что это значит — связать свою жизнь с речным судоходством? Обо всём по порядку.

Речной флот — какой он

Прежде чем разбираться, чем занимается плавсостав, стоит определиться с тем, какие разновидности речного флота существуют. Основных отраслей речного судоходства две:

  • Пассажирские перевозки;
  • Грузоперевозки.

К первой отрасли относятся все суда, так или иначе предназначенные для транспортировки людей на близкие и дальние расстояния. Круизные, рейсовые или прогулочные теплоходы — все они входят в данную категорию. Рейсовые пассажирские суда выдерживают непростую конкуренцию с железнодорожным транспортом и автомобилями, однако, до сих пор остаются почти единственным вариантом для организации доступа в районы, где отсутствует транспортное и железнодорожное сообщение.

Грузовые перевозки перевозят по большей части грузы, не требующие быстрой доставки: это стройматериалы, уголь, зерно, кокс, нефть и нефтепродукты. Контейнерные перевозки — это отдельная разновидность транспортировок, и они имеют свою специфику: контейнеры можно крепить на палубе и в трюмах, а можно перевозить их вместе с грузовыми автомобилями.

Отдельная небольшая отрасль речного флота — суда специального назначения: паромы, плавучие мастерские, суда для дноуглубительных работ.

Отдельно стоит отметить рыболовецкие суда — они в речной флот не входят, но управление такими судами требует высокой квалификации и соответствующего образования.

Речники России. Чем они занимаются

Работник речного флота — человек, имеющий как минимум средне специальное образование по одной из 4 категорий:

Судоводитель — помощник механика;

  • Техник-судоводитель;
  • Техник-судомеханик;
  • Повар судовой — да-да, повара — тоже речники, ведь необходимо знать специфику работы и принципы организации службы на судне, чтобы успешно справляться с любыми задачами.

На флоте профессии судоводителя и механика могут совмещаться: существуют должности капитана-механика, помощника механика и т. д. Специфика профессии требует знаний и о том, как управлять судном, и о том, как обращаться с энергетическими установками. Соответственно, человек, который претендует на такую должность, обязан иметь высокую квалификацию в каждой из областей.

Судоводитель — помощник механика — это речник, который получил квалификацию матроса, моториста (машиниста) или рулевого (кормщика). Его профессиональная деятельность включает в себя управление судном, эксплуатацию и техническое обслуживание двигателей, вспомогательных механизмов и судовых систем маломерных судов, а также обеспечение безопасности плавания.

Техник-судоводитель управляет судном, обеспечивает безопасность плавания, обрабатывает и размещает груз. Выпускники этого направления могут занимать должности от старшего до вахтенного помощника капитана на судах, а также, после повышения квалификации и получения образования в колледже или высшем учебном заведении, становиться капитанами на судах, принадлежащих различным государственным и частным предприятиям.

Техник-судомеханик — специалист по обращению с энергетическими установками современного судна. Иначе говоря, именно этот человек отвечает за то, что судно движется, а все его системы работают без сбоев. В обязанности судомеханика входит техническая эксплуатация судового главного и вспомогательного энергетического оборудования судовых систем, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок. Это сложная и интересная работа, от которой зависит безопасность плавания и эффективность функционирования всех систем судна.

Получение профессии речника в профессиональном техническом училище — лишь первый шаг человека, который решил связать свою жизнь с судоходством. В дальнейшем можно повысить квалификацию в колледже или ВУЗе, получить доступ не только к речной, но и к морской навигации.

Фото из открытых источников

11:18