Главная / Новости / Судовой журнал / Профессия моряк
logo

Профессия моряк

Профессия моряк — кто такие моряки (торгового флота, рыбаки, женщины-моряки и мужчины, моряки-механики и другие)? Какие виды морских специальностей существуют на гражданском флоте? Что значит быть моряком?

Кто такие моряки? Гражданский моряк — это человек, работающий на судах или в наземных службах гражданского флота РФ. Но ответ не так прост, как может показаться. За овеянным романтикой морских путей словом «моряк», необычными погонами и нагрудными знаками офицеров морского гражданского флота стоит сложная многоуровневая структура специализаций и должностей, чётко структурированная в зависимости от места работы, функциональных обязанностей и должности человека, чья профессиональная жизнь связана с морем. 

Работа моряка определяется в первую очередь типом судна, на котором он несет службу. К наиболее распространённым типам судов относятся:

  • Грузовые: контейнеровозы, рефрижераторы, балкеры (суда, перевозящие сыпучие грузы), танкеры и др. На таких судах несут службу моряки торгового и грузового флотов;
    Рыболовецкие – моряки-рыбаки выходят в районы морского промысла, зачастую расположенные далеко от родных берегов, перегружая выловленный улов на грузовые суда в открытом море;
  • Научные – моряки-инженеры научного флота являются профессионалами высочайшего класса и имеют все необходимые навыки для контроля и обеспечения сложного научного оборудования, а также любых типов двигателей, вплоть до ядерных реакторов;
  • Пассажирские – экипажи таких судов включают всех специалистов, которые могут понадобиться пассажирам во время переходов в прибрежную зону или открытое море;
  • Смешанного типа – например, грузопассажирские морские паромы.

Но к какому типу ни относилось бы судно, его экипаж всегда разделён на две главные службы, машинную и палубную. 

Машинная команда подчиняется старшему механику – моряку, отвечающему за бесперебойную работоспособность ходовой части, т.е. всех машин, механизмов и систем машинного отделения судна. В подчинении у старшего механика находятся офицеры-механики – их количество зависит от размера экипажа:

  • второй,
  • третий,
  • четвёртый,
  • системный механик,
  • электромеханик,
  • рефмеханик,
  • а также рядовой состав (сварщики, токари, мотористы и др.).

Старший механик подчиняется капитану судна. 

Капитан возглавляет как весь экипаж, так и палубную команду. В её ведении находятся:

  • трюмы – палубная команда отвечает за их состояние, подготовку к эксплуатации, контролирует разгрузку и погрузку в портах;
  • палуба и палубные механизмы – команда отвечает за постоянную уборку, покраску и содержание в надлежащем виде и состоянии;
  • штурманская прокладка курса на картах и ходовые вахты в море;
  • проверка и поддержание работоспособности приборов и механизмов надстройки и рулевой рубки;
  • поддержание жизнеобеспечения экипажа;
  • судовые тренировки и учения.

К палубной команде также относятся офицеры – помощники капитана: 

  • старший (первый),
  • второй,
  • третий,
  • четвертый,

и рядовой состав:

  • боцман,
  • матросы,
  • коки (повара) и другие.

Список экипажа судна называется судовой ролью. В судовой роли часто есть должности судовых радиооператоров, врачей, буфетчиков, дневальных (уборщиков). 

Служба моряка – это постоянная большая ответственность, а иногда и тяжелые физические нагрузки. Традиционно считается, что моряк, тем более моряк дальнего плавания, месяцами не бывающий дома, – профессия сугубо мужская, однако на флоте есть и женщины-моряки. Женщины в роли буфетчиц, дневальных и коков никого не удивляют, – а вот женщины на штурманских и технических должностях встречаются гораздо реже. Однако и в этой сфере примеров успешной службы женщин становится всё больше. 

Немало их и среди «сухопутных моряков» – офицеры гражданского флота, занятые в наземных службах портов и пароходств России также по праву называются моряками.

Фото из открытых источников

20:08