Главная / Города и музеи / О речном флоте ─ авторитетно и популярно

О речном флоте ─ авторитетно и популярно

История музея речного флота в Нижнем Новгороде ведет своё начало ещё в прошлом веке. Тогда ─ в октябре 1921 года ─ в Саратове был основан музей речного флота под названием «Музей волгаря», где каждому желающему демонстрировались экспонаты, рассказывающие об истории развития судоходства, бурлачества, а также о классовой борьбе водников за свои права.

Основателем, идейным вдохновителем и вместе с тем первым директором музея был Фёдор Николаевич Родин ─ человек, беззаветно влюблённый в своё дело. Так, вся его судьба тесно переплеталась с флотом: он занимал должность штурмана дальнего плавания, а вместе с тем имел интересное хобби ─ собирал различные старинные предметы, связанные с судоходством. Постепенно его увлечение образовало коллекцию, которая и легла в основу экспозиции «Музея Волгаря».

С 1924 по 1929 годы Фёдор Николаевич лично возглавлял целый ряд научно-поисковых экспедиций по Волге. Это были масштабные исследования, во время которых удалось посетить бассейны таких рек, как Кама, Ока, Мокша, Сура, Шексна, а также Белое озеро.

За эти пять лет фонд музея пополнился уникальными фотографиями, отображавшими особенности речного быта того времени. Всё, от строительства деревянных судов до их спуска на воду и хода, попало в объектив фотокамеры.

Музей просуществовал в Саратове 14 лет, а после ─ в 1935 году ─ экспозиция была перенесена в Нижний Новгород (в те времена город Горький). Спустя год после крупного переезда музей был реорганизован в Дом техники. В таком качестве он просуществовал 29 лет, вплоть до 1965 года, когда и был преобразован в филиал Центрального дома техники.

В 1971 году историческая часть филиала перешла под управление Горьковского института инженеров водного транспорта, где находится и по сей день. Только название учебного заведения сменилось: ныне это Волжский государственный университет водного транспорта (ВГУВТ). Музей речного флота существует при вузе как одно из его подразделений.

Важно отметить, что Музей речного флота является самым крупным и единственным в своём роде музеем России, где наиболее полно обозревается история сотворения и развития речного транспорта. Экспозиция может похвастаться огромной коллекцией экспонатов, среди которых встречаются и абсолютно эксклюзивные.

Всего в музее семь просторных залов, различающихся тематически и экспозиционно. Каждый из них содержит свой антураж и особые выставочные элементы.

Например, самый первый выставочный зал тематически сфокусирован на самых древних вехах истории речного флота. В экспозиции представлены модели первых деревянных кораблей (среди них шитики, ладьи, беляны и др.), которые бороздили водные просторы России в период с IX по XVIII век. Помимо прочего, у посетителя есть шанс увидеть уникальную фотографию древнего долблённого судна-однодревки, найденного на дне Ладожского озера.

Другой из залов посвящён эпохе бурлачества на Волге. Эту тему особенно подчёркивает масштабная диорама знаменитой картины Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге», встречающая посетителей на входе. Из экспонатов особенно примечательны подлинные бурлацкие договоры и бирки, которые позволяли производить расчёт за работу. Помимо этого на выставке представлены личные вещи бурлаков, а также фотографии, на которых рабочие в кабальных условиях выполняли свой нелёгкий труд.

Следующий раздел, под звучным названием: «Морским судам быть…» рассказывает посетителям о периоде зарождения регулярного флота в России при Петре I. Изначально данный раздел возник в 2012 году, который был знаменателен тем, что являлся годом российской истории, и именно в этом году страна праздновала 340-летие со дня рождения первого российского императора. В рамках данной экспозиции представлен один из уникальных экспонатов ─ Морской устав Петра Великого 1721 года.

Крупный зал посвящён материалам о пассажирском флоте. В его экспозиции представлены модели судов, предназначенные для туристических поездок, а также рассказывается о судьбе таких известных пароходов XX века, как «Баян», «Витязь», «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». Особой славы заслуживает пароход-рекордсмен «Великий князь Александр Михайлович», который провёл на Волге 87 навигаций.

Помимо этого музей не забывает рассказывать и об иных разработках в области кораблестроения. Так, экспозиция дополнена отдельным разделом, повествующим о скоростных судах на подводных крыльях, экранопланах и других судов.

Особое внимание уделено теме флота в военные годы (Гражданская война и Великая Отечественная война), а также истории развития военно-морского флота в целом. Отдельной экспозицией под названием «Сталинград ─ священная битва» выделены подвиги речников-волгарей в событиях Сталинградской битвы (17 июля 1942 года – 2 февраля 1943 года). Также здесь демонстрируется военная атрибутика: личные вещи солдат, медали и др.

Особо важная фигура для музея ─ Иван Петрович Кулибин. Это выдающийся русский механик-изобретатель, внёсший большой вклад в развитие судостроения. Благодаря труду Ивана Петровича в народе его называли «нижегородским Архимедом».

Экспозиция может удивить посетителей наличием уникальных экспонатов: подлинных чертежей первого и второго вариантов водоходного судна Кулибина, а также перечнем его изобретений с надписью «Реестр-перечень изобретений Кулибина, сделанный им лично». Более того, в выставочном зале находится настоящий фонарь-прожектор, который был презентован изобретателем императрице Екатерине II в 1797 году.

Важно отметить, что имя великого изобретателя фигурирует и в другой сфере жизни музея. Так, в состав Музея речного флота входит музей Нижегородского речного училища им. И.П. Кулибина, который посвящён непосредственно истории старейшего речного учебного заведения России.

По всей территории музея экспонаты дополняют реплики известных картин, гравюры и т.п. Присутствуют такие вещи речного обихода, как пароходные свистки, рупоры, бакены, модели якорей и многое другое.
Важно, что композиция музея не существует обособленно, она преображается, обновляется и увеличивается. Часто поводом к этому становятся исторические даты и юбилеи, которые влияют на появление новых выставок, посвящённых тому или иному поводу. Выставочная деятельность ─ одно из самых важных направлений научно-просветительской работы музея с целью популяризации музейных фондов и привлечения новых посетителей.

В музее за время его существования проводилось огромное количество выставок. Например, выставка под названием «Врачеватель рек» была приурочена к 80-летию профессора Ростислава Даниловича Фролова ─ разработчика проекта строительства низконапорной плотины на Волге. Или другая выставка под названием «Альфонс Зевеке. Человек и пароходы», была посвящена реформатору речного флота на Волге и одному из основателей Нижегородского речного училища. А также выставка под названием «Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны», посвящённая известным ученикам академии, которые добились успеха на своём профессиональном поприще.

Музей речного флота крайне интересное место, способное помочь расширить знания в области истории судоходства и судостроения не только любознательным людям, но даже специалистам и профессионалам, чья деятельность напрямую связана с флотом. Перечисленное ─ лишь небольшая толика того, что ждёт вас за дверьми данного заведения, однако важно помнить один нюанс: из-за того, что экспозиция находится на территории университета, для посещения необходим пропуск, который выдаётся посетителю после предъявления паспорта.

Музей расположен на четвёртом этаже здания Волжского государственного университета водного транспорта (улица Минина, дом 7). Лично ознакомиться с огромной коллекцией экспонатов и погрузиться в атмосферу кораблестроения и судоходства можно в рабочие дни с 9.00 до 16.00 (12.00-13.00 перерыв). В выходные дни музей закрыт.

Впрочем, если у вас нет возможности посетить заведение лично, то всегда можно «пройтись» по выставочным залам не выходя из дома – на официальном сайте университета существует опция «Виртуальный тур по музею речного флота».

Анастасия СТУРОВА.
Фото: http://site.vsuwt.ru

20:15 21 марта 2020