Главная / Города и музеи / Архангельск пушкинской поры
logo

Архангельск пушкинской поры

Красивейшие городские виды живут в акварелях Валериана Галямина ─ защитника Отечества, художника и дипломата. Его судьба увлекательна и весьма любопытна.

Граница на замке

В 1826 году был подписан договор о демаркации границ между нашей страной и Шведско-Норвежским королевством. Российскую делегацию возглавлял подполковник Валериан Галямин. Причем он настолько преуспел в порученном деле, что удостоился высокой награды как с российской, так и шведской стороны. Шведский король пожаловал Валериану Емельяновичу орден Меча и бриллиантовую табакерку.

Родное Отечество также в долгу не осталось. 18 октября 1827 года император Николай I наградил офицера гигантской для того времени суммой в 2000 рублей. Кроме того, августейший монарх пообещал, что если Валериан Емельянович «ни в чем таком» не будет замечен, то ждет его карьера в генеральном штабе.

«Ни в чём таком» ─ это, конечно же, связь с декабристским движением. Был в его биографии такой эпизод. Декабрист Александр Корнилович вручил Галямину конверт с просьбой переслать его по почте матери. Валериан Емельянович ничего пересылать не стал, предпочтя компрометирующее послание сжечь. Таким образом он понадеялся уничтожить улику.

Однако пойманный властями декабрист ничего от следствия скрывать не стал, сразу указав на Галямина как на пособника. Валериана Емельяновича почти сразу арестовали. Причем не за факт получения письма, а за его уничтожение. Письмо следовало сразу же отнести в соответствующие органы.

«Недогадливость» арестанта привела к лишению престижной должности помощника директора Корпуса военных топографов. В этом корпусе Галямин выполнял различные топографические работы, показав себя хорошим математиком и отличным рисовальщиком.

Императорская власть столь высококвалифицированного специалиста не стала ссылать ни в какую Сибирь. Вместо этого его отправили в действующую армию, в Петровский пехотный полк, квартировавшийся в то время в Финляндии. Отсюда Валериан Емельянович и ездил на изыскательские работы по точному размежеванию границы. Столь высокую миссию Галямину доверили даже невзирая на несколько подмоченную декабристским письмом репутацию. Бравый подполковник быстро доказал, что поверили в него не зря.  

Заметим, что Галямин никогда не переставал быть настоящим защитником своего Отечества. В 1828-1829 годах он принимал участие в войне с Турцией, стал полковником. В 1830-1831 гг. подавлял польский мятеж, отличился при штурме Варшавы, за что был награжден золотой шпагой. В 1832 году Галямин перешел на гражданскую службу, и был назначен директором Императорского фарфорового завода. Вышел в отставку по болезни в 1848 году и умер в 1855-м в Петербурге.

Акварели с видами Архангельска

В собрании архангельского музейного объединения «Художественная культура «Русского Севера» имеется альбом с акварелями Галямина. Тридцать ярко раскрашенных акварелей показывают нам живописные виды северной природы. Музейщики приобрели альбом в Москве в 1981 году. Дело в том, что в нем нашлось шесть акварелей с подробным планом улиц Архангельска.

Впервые акварели из этого альбома демонстрировались в областном центре в 1984 году, в рамках празднования 400-летнего юбилея города. Лишь недавно, после долгих исторических изысканий, удалось узнать, что найденные работы принадлежат кисти именно Валериана Галямина. Архангельские виды художник запечатлел в 1826 году, останавливаясь в городе на несколько дней перед отправкой в Финляндию для производства демаркационных работ.

Главная заслуга в знакомстве северян с именем Валерьяна Емельяновича принадлежит заместителю музейного объединения «Художественная культура «Русского Севера» Елене Ружниковой. Именно она, авторитетный искусствовед, смогла выявить истинного автора живописных творений.

Елена Иосифовна, кстати, считает, что листы с видами Архангельска являются в художественном отношении одними из лучших. Город в изображении художника предстает удивительно поэтичным, его архитектура ─ легкой и изящной. Галямин для своих работ выбирал красивейшие городские памятники. Прежде всего, это кафедральный Свято-Троицкий собор. Освящённый 17 сентября 1765 года, он был архитектурной доминантой города

Автор отобразил важный этап в истории Архангельска, когда шла его интенсивная застройка каменными общественными зданиями, появление которых на столетие определило архитектурную панораму губернского центра. Его внимание привлекли новые, только что выстроенные здания: дом губернатора (1821 год), каменное трехэтажное здание губернских присутственных мест (1821-1825).

Особо хочется отметить здание сахарного завода Вильгельма Брандта. Здание существует по сей день. Теперь его занимает Октябрьский районный суд. В 1826 году в нем проводились последние отделочные работы. На картине Галямина прекрасно видно, что оно на тот момент частично было обнесено забором.

Значение акварелей Валериана Емельяновича для истории города трудно переоценить. Своей четкостью и документальностью в изображении конкретного места рисунки Галямина донесли до нас достоверный образ Архангельска пушкинской поры. Образ исчезнувшего, и практически потерянного для северян города.

Константин ТАРАКАНОВ. Иллюстрации из фондов музейного объединения «Художественная культура «Русского Севера».

Центральная площадь Архангельска.

Слева - часть гостиных дворов и дом губернатора. В перспективе слева видна Северная Двина. Справа в отдалении - шпиль колокольни и купол Успенской церкви

Кафедральный Троицкий собор, разобранный в 1929 году. Справа видна часть гостиных дворов.

Кузнечевская слобода. Эта часть Архангельска называлась так в честь реки Кузнечихи, которая именно в этом месте впадала в Северную Двину.

Набережная Северной Двины от улицы Успенской (совр. ул. Логинова) в сторону Кузнечевской слободы. В XVIII веке улица Успенская была последней городской. Дальше начинался сосновый бор. Центральное место по правому берегу Северной Двины - сахарный завод купца Вильгельма Брандта. 

23:19