Главная / Города и музеи / Феодосия ─ колыбель Айвазовского
logo

Феодосия ─ колыбель Айвазовского

Феодосия (в переводе с греческого «Богом данная») ─ старинный, обаятельный и завораживающий провинциальный город, расположенный в уютной ─ одной из самых обширных в Крыму ─ Феодосийской бухте. Город ─ жемчужина, обрамлённый лазурным морем, прекрасными песчаными пляжами, степным многотравьем и защищённый от ветров массивом Тепе-Оба.

Феодосия ─ город, которому более 25 веков. Она по возрасту может соперничать с Римом и гораздо старше Парижа и Лондона. 

Начало своей истории Феодосия берёт в VI в. до н.э. Этот период в истории называют «Великой греческой колонизацией». Маленькое поселение, основанное выходцами из города Милет в Средней Азии, быстро становится широко известным в античное время полисом. Благодаря своему удобному географическому положению на стыке гор и степи, на берегу глубокого залива, Феодосия надолго станет оплотом для многих народов. Именно здесь в средние века пройдёт Великий шёлковый путь, соединяя Запад и Восток, а также знаменитый путь «Из варяг в греки», соединивший Север и Юг.

Какие только товары ни водились на пышном рынке средневековой Кафы! Драгоценные камни, золото и шелка, вазы тончайшего стекла и дамасские мечи. Но самой дорогой покупкой был «живой товар» ─ многочисленные рабы, которых угнали с южных частей России. Историки уверены, что знаменитая Роксолана была продана именно с рынка Кафы.

Неизвестно, сколько бы продолжалась работорговля, если бы великая императрица российская Екатерина II не положила этому конец, присоединив в 1783 году Тавриду к Российской Империи. 

С этого момента Таврида стала активно осваиваться русскими людьми. Сюда стремились учёные, путешественники, люди искусства черпали вдохновение в диких пейзажах полуострова.

Отдых в Крыму был самым любимым для членов царской семьи.

«Здесь солнце ─ в полнеба, здесь воздух, как брага, здесь врезаны в небо хребты Кара-Дага,        здесь море лазурное к подножию брошено холмов киммерийских…» 

«Город ─ красотка в синем платье с шлейфом пенным, облик твой из солнца соткан…»

Так в разные времена отзывались о Феодосии посещавшие её люди, не поэты. 

 

За свою длинную историю Феодосия знала периоды расцвета и падения, когда в городе жило всего около 40 тысяч человек, но всегда как магнитом это место притягивало к себе людей творческих: поэтов, художников, меценатов, неравнодушных и способных любить этот благословенный край, и делавших все возможное для его процветания.

Самые драгоценные ресурсы Феодосии ─ это мягкий климат, ласковое Чёрное море, пьянящий коктейль морского, горного, лесного и степного воздуха, а также открытая в начале XX века лечебная минеральная вода «Феодосийская».

Феодосия ─ музей под открытым небом. Здесь можно увидеть много памятников архитектуры, здесь застыло средневековье в камнях итальянской крепости «Кафа», минарете мечети «Муфтий-Джами», хачкарах армянских храмов XIII века.

 

Но, пожалуй, одним из самых известных архитектурных памятников города является картинная галерея имени всемирно известного художника-мариниста, уроженца города Феодосии,  Ивана Константиновича Айвазовского.

Иван Константинович родился в 1817 г. в бедной армянской семье. Будучи еще маленьким мальчиком, проявлял художественные способности, но денег на бумагу и краски у отца не было, и он рисовал на стенах домов угольком. Это заметил феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, он дал ему и первые уроки мастерства, дарил ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику, с помощью которого Айвазовский поступает в Симферопольскую гимназию, затем в Императорскую Академию художеств Санкт–Петербурга. В возрасте 20 лет художник получает Золотую медаль Академии за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. В это время Айвазовский становится очень популярным, его картину приобрел даже император Николай I. Его доходы растут, а сам он много путешествует, пишет картины, участвует в выставках в Европе. Покорив европейские столицы, Айвазовский вернулся в Петербург, где его ожидали почет и слава, звание академика живописи. Но вскоре он решает покинуть Петербург. Для постоянного места жительства живописец избирает милую сердцу Феодосию.

Айвазовский начинает строить себе особняк у моря в стиле английских ренессансных вилл. Здание построено по проекту самого художника, содержит интересные архитектурные элементы в виде кружевных балконов, скульптур муз  древнегреческого эпоса. Сейчас здесь находится картинная галерея.

В этом доме Айвазовский жил и работал более полувека, особняк всегда был полон гостей, многие приезжие желали увидеть знаменитого художника и его работы. В 1880 году к своему дому Айвазовский пристраивает выставочный зал, в котором в день открытия были размещены всего 23 картины. Посещение галереи было бесплатным, но около дверей стояла кружка-копилка, посетители опускали в неё купюры и монеты — по желанию, кто сколько может и хочет. Согласно воле художника, собранные средства шли в Феодосийское благотворительное общество, а также раздавались самым бедным горожанам. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника, и еще при жизни мариниста пользовалась большой известностью.

Собрание картин в ней постоянно менялось, так как работы художника отправлялись на выставки и уже не возвращались. Их место занимали новые, только что написанные.

Айвазовский завещал свою галерею городу. После смерти художника в 1900г. картинная галерея стала собственностью города и остается ею до сих пор.

Благодаря стараниям Айвазовского город также обрел железную дорогу, порт и водопровод.

В знак уважения и благодарности художнику жители города выступили с инициативой поставить памятник Айвазовскому. Власти города объявили конкурс, по итогам которого утвердили работу скульптора Ильи Гинцбурга. Важно то, что автор памятника был знаком с самим Айвазовским. Гинцбург был очень наблюдательным человеком, он знал излюбленные позы художника и именно так изобразил его в своей работе. Скульптура Ивана Константиновича «сидит», откинувшись немного назад, его рукав приколот, чтобы не измазать его краской. Говорят, что именно так и делал художник. Монумент был отлит в 1914 году, но установили его здесь только в 1930г.

 

Постамент памятника сделан из местного камня. Обработкой и установкой занимался местный житель, грек по происхождению, Фока Яни. На готовый постамент прикрепили табличку «Феодосия ─ Айвазовскому».

Сразу после установки памятника появилась «традиция» - регулярно похищать кисть из руки художника. Благодаря «стараниям» любителей сувениров Айвазовский часто лишен главного рабочего инструмента. А недавно гости Феодосии придумали традицию полировать ботинок художника. Считается, что если при этом загадать желание, оно обязательно сбудется!

Анастасия КОНОНЧУК. Фото из свободных источников.

23:21