Главная / Города и музеи / Главный символ Архангельска
logo

Главный символ Архангельска

Оказывается, завершать что-нибудь колоссальное к юбилеям ─ традиция не только советского времени. В 1684 году, к столетнему юбилею Архангельска, было завершено возведение каменных Гостиных дворов ─ пожалуй, самого грандиозного и уникального сооружения, какое только было построено в столице Беломорья. За 337 лет своего существования «Гостинка» превратилась в главный символ Архангельска, без которого наш город давно потерял бы своё историческое лицо.

Каменные дворы начали возводить в 1668 году на месте деревянных Гостиных дворов, за год до этого сгоревших. Известна точная дата начала строительства ─ 29 февраля. Чтобы пожары будущую грандиозную постройку больше не повреждали, было решено «одеть» новое сооружение в камень.

Возведением Гостиных дворов руководил Московский приказ каменных дел. Этот предшественник современного федерального Министерства строительства и ЖКХ, прислал в главный на тот момент северный город, «мастера по каменному делу» Матиса Анцина, который возглавил строительный процесс непосредственно в Архангельске. Мастер прибыл на подведомственную ему стройку лишь в 1669 году, через год после начала возведения. До приезда Анцина все работы велись «по разумению местных работных людей», слабо знакомых с проектом. Это негативно сказалось на результате. Уже на первом этапе строительства ─ рытье пятиметрового котлована под фундамент ─ произошло отклонение от первоначального плана. Вместо четырехугольной формы дворы имели все шансы превратиться в трапецию.

Дальше рытья котлована дело под руководством Анцина не продвинулось. В Архангельске просто некому было работать. В городе, где всё делали из дерева, ремеслом каменщика не владел никто. По высочайшему повелению царя Алексея Михайловича 112 каменщиков должны были выслать семь ближайших городов, освоивших каменное строительство. К сожалению, 48 человек из них до места назначения так и не добрались ─ почти половина умерла в дороге. Выжившие «разбежались неведомо где», не желая гробить здоровье вдали от родных мест.

Чтобы поторопить Анцина, в марте 1671 года ему в помощь из Москвы был прислан Дмитрий Старцев ─ подмастерье приказа каменных дел, подающий надежды архитектор. Помощником Дмитрий Михайлович пробыл всего год. После смерти Анцина в 1672 году Старцев встал во главе строительства, быстро решив проблему с недостатком каменщиков. Насильно обучаться новому ремеслу было забрано более ста архангелогородцев и жителей близлежащих Холмогор.

Новоиспеченные «каменных дел мастера» начали работать по новому проекту, составленному лично Дмитрием Михайловичем. Первоначально предполагалось, что Русский и Немецкий дворы, а также Каменный город-крепость, защищающий Архангельск от нападения, будут возводиться отдельно друг от друга. Старцев предложил соединить крепость с дворами, поставив её на площади между ними. После чего все три части решили обнести единой крепостной стеной с башнями. Такое объединение позволит сделать «Великого государя казне прибыльнее». Так писал в Москву архангельский воевода, представляя новый проект.

В апреле 1672 года старцевский проект был утверждён. И работа закипела практически без остановок. Через 12 лет Гостиные дворы уже украшали Архангельскую набережную. Внушительные и изящные, монументальные и лёгкие, они покоряли современников красотой и совершенством пропорций. Одно из наиболее грандиозных сооружений того времени занимало по площади около девяти гектар!

К сожалению, Гостиные дворы недолго действовали по своему прямому назначению ─ как центр международной торговли России с иностранцами.  4 апреля 1722 года было принято решение привозить в Архангельск «лишь такое количество хлеба и других продуктов, которое потребно было только для нужд местных жителей, а не для отпуска за море». Император исключил город из активной внешней торговли для того, чтобы он не создавал конкуренции его любимому детищу ─ Санкт-Петербургу.

После этого появление заморских купцов в Архангельске стало большой редкостью. Гостиные дворы, оказавшись в роли «безработных», постепенно ветшали и начали потихоньку разрушаться. Во второй половине XVIII века в «Гостинке» были проведены крупные строительные работы, имевшие своей целью сберечь то, что ещё осталось. Причем за счёт того, что обветшало. В частности, был полностью разобран Немецкий гостиный двор. Кирпичи с его разваливающихся стен стали хорошим материалом, для ремонта Русского гостиного двора. На данный момент от былого величия уцелела лишь одна пятая часть Русского Двора да Биржевой зал, построенный много позже основной части сооружения, в 1796 году.

В годы Северной войны по указу Петра I в ожидании нападения неприятеля для укрепления обороны Гостиных дворов были достроены угловые башни, а вдоль речного и южного фасадов устроены палисад и бруствер, пополнено артиллерийское вооружение. В «Отписной книге» стольника князя Петра Голицына от 5 января 1707 года записано: «Всего у города Архангельского один мартир медной, да медных и железных пушек и дробовиков, и скорострельных восемь пушек».

После исключения в 1763 году из списка крепостей «каменного города» — Архангельской крепости ─ Гостиный двор был значительно перестроен в классическом стиле. Здесь стали размещаться таможня, губернский суд, полицейская управа, архив, соляные и винные магазины и другие казенные учреждения. Как оборонительное сооружение он утратил свое значение.       

В годы Великой Отечественной войны в Гостином дворе расположился узел связи Беломорской военной флотилии. Эта воинская часть обеспечивала связь в западном секторе Арктики до Карского моря. В подвалах под Соляными складами жители города прятались во время бомбежек.

В 1950─1970 годы в Гостином дворе размещалась областная типография. Ее станки своей постоянной вибрацией перетирали камни городского символа буквально в крошку… Все это едва не погубило здание.

Но сегодня можно сказать, что все издевательства над памятником остались в прошлом. Гостиные дворы переданы в оперативное ведение Архангельского краеведческого музея, при участии которого была проведена масштабная реставрация памятника. Гостиные дворы теперь стали местом для непосредственного размещения музейных выставок и экспозиций. В общем, можно сказать, что в главном историческом здании Архангельска сама история как раз и живёт.

Константин ТАРАКАНОВ. На фото: Архангельские Гостиные дворы.

20:33