Главная / Города и музеи / Громкая слава бухты Тихой - I
logo

Громкая слава бухты Тихой - I

Впервые российский флаг был поднят над Землёй Франца-Иосифа 9 августа 1901 года. Тогда на мысе Флора острова Нордбрук высадилась русская экспедиция под командованием прославленного адмирала и кораблестроителя Степана Макарова. Доставил её первый арктический ледокол «Ермак».

От открытия до первого поселения

Архипелаг Земля Франца-Иосифа был открыт австро-венгерской экспедицией в 1873 году. На только что открытых островах подняли австро-венгерский флаг, а сам архипелаг получил имя Франца-Иосифа I.

Из-за подходящего месторасположения, всего в 900 километрах от Северного полюса, полярные путешественники стали рассматривать архипелаг как трамплин для достижения «макушки» планеты. Вслед за Австро-Венгрией на арктическом архипелаге побывали экспедиции из Великобритании, Норвегии, Италии и США.

Наконец, в 1901 году над Землей Франца-Иосифа впервые взвился российский флаг. А спустя 11 лет, в 1912-м, из Архангельска на борту судна «Святой мученик Фока» сюда отправилась российская экспедиция под руководством старшего лейтенанта Георгия Седова. Но только в 1913 году она достигла Земли Франца-Иосифа и стала на зимовку в бухте на западном побережье острова Гукера. Георгий Седов назвал эту бухту «Тихой». Зимовка прошла в тяжелейших условиях отсутствия топлива. Из-за недоброкачественной пищи бОльшая часть экспедиции заболела цингой.

15 февраля 1914 года Георгий Седов вместе с двумя матросами вышел в поход на трёх нартах, запряжённых собачьими упряжками. Мрак полярной ночи, сорокаградусные морозы и ветер затруднял движение. Измученный цингой, Седов не мог передвигаться самостоятельно, и на восемнадцатый день похода скончался у берегов острова Рудольфа. Подробнее об этом читайте здесь. 

В 1926 году ВЦИК СССР издал декрет об арктических территориях. Весь сектор Арктики от границ Советского Союза до Северного полюса объявлялся советским. Однако на картах мира арктические архипелаги, в том числе Земля Франца-Иосифа, ещё оставались не закрашенными в красные цвета СССР.

В ходе экспедиции по спасению экипажа дирижабля «Италия» летом 1928 года советский ледокол «Красин» посетил Землю Франца-Иосифа. А на одном из островов архипелага экипажем ледокола был поднят флаг Советского Союза.

Но даже после того, как архипелаг был объявлен советской территорией, норвежские экспедиции продолжали визиты на Землю Франца-Иосифа. Подавляющее их число носило промысловый характер. Норвежские зверобои рассматривали Землю Франца-Иосифа как место для охоты на моржей, тюленей и белых медведей.

Конец активной норвежской экспансии на Землю Франца-Иосифа был положен в 1929 году, когда на острове Гукера открылась советская полярная гидрометеорологическая станция «Бухта Тихая» ─ первое постоянное поселение советских полярников на арктическом архипелаге.

На службе науке

Долгое время из-за труднодоступности Земля Франца-Иосифа представляла собой лишь научный интерес, как самый северный плацдарм для изучения Арктики. Но с развитием техники архипелаг стали рассматривать как один из узловых пунктов на пути будущих транспортных сообщений, а также центр важных гидро- и метеорологических наблюдений, необходимых для составления прогнозов во всём Арктическом регионе.

В феврале 1929 года председатель «Арктической комиссии» С.С. Каменев представил правительству СССР проект создания «аэро- гидрометеорологической станции» на Земле Франца-Иосифа, разработанный в Институте по изучению Севера. Правительство приняло проект и утвердило решение об организации станции.

Летом 1929 года норвежские зверобои решили организовать на Земле Франца-Иосифа постоянное поселение. В это же время советское правительство организовало на борту ледокольного судна «Георгий Седов» экспедицию для открытия самой северной полярной станции. Ледовая обстановка складывалась неблагополучно. Норвежцы не смогли пробиться сквозь ледяные поля. Однако советской делегации удалось достичь Земли Франца-Иосифа.

На снимке: модель ледокольного парохода «Георгий Седов» .

30 августа 1929 года полярная гидрометеорологическая радиостанция Бухта Тихая начала свою работу. Начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт торжественно произнёс на митинге, перед отъездом на Север: «В силу данных мне полномочий объявляю Землю Франца-Иосифа территорией СССР».

Штат станции состоял из семи человек: начальника (он же метеоролог), гидрометеоролога, врача-натуралиста, радиотелеграфиста, механика, повара и «собачника». Первая зимовка продлилась ровно один год. Единственным средством связи удалённой полярной станции с внешним миром в течение долгой зимовки являлась радиосвязь.

Радистом первой смены в бухте Тихая был знаменитый советский полярник Эрнст Теодорович Кренкель. Ему принадлежит рекорд дальности радиосвязи, который был установлен 12 января 1930 года. Тогда из бухты Тихая Кренкелю удалось связаться на коротких волнах с американской базой адмирала Ричарда Бёрда в Антарктиде, находившейся на расстоянии в двадцать тысяч километров. До сих пор этот рекорд остаётся непобитым.

На снимке: табличка с фамилиями первого состава зимовщиков экспедиции в бухте Тихой.

В конце первой зимовки в 1930 году её участники изготовили металлическую табличку со своими именами. Механик Муров так описывал эту историю в своих мемуарах «Записки полярника»: «Итак, наша зимовка подходила к концу. Чтобы оставить хоть какой-нибудь след о нашем пребывании на Земле Франца-Иосифа, решили выгравировать на медной доске дату зимовки и фамилии зимовщиков. Но кислота была слабая и с гравировкой ничего не получилось. Тогда высверлили весь текст, и Эрнст бросил доску в море, в нескольких метрах от берега: "Возможно, - проговорил он – море когда-нибудь отступит, и доска будет обнаружена».

Случилось это толькл в 2011 году, когда участник первой экспедиции в национальный парк «Русская Арктика» нашёл табличку на верхней террасе полярной станции в бухте Тихая.

Кстати. «Георгий Седов» был построен в Шотландии и спущен на воду под названием «Беотик» («Beothic»). Он имел усиленный набор и обшивку корпуса, срезанный нос ледокольного типа, что позволяло ему ходить во льдах. В конце 1916 года судно было куплено правительством Российской империи для обеспечения плавания в Белом и Баренцевом морях в связи с возросшим грузопотоком.

На снимке: колокол и табличка с первоначальным названием судна.

«Георгий Седов» участвовал во многих полярных экспедициях. 23 октября 1937 года у западного побережья Новосибирских островов пароход вмёрз в лёд. Начался легендарный дрейф, который продлился 812 дней. Лишь 13 января 1940 года у восточного побережья Гренландии «Георгий Седов» был освобождён из ледового плена. За это время судно прошло 3307 миль (6117 километров). В 1967 году 58-летний ветеран был распилен на металлолом.

«Граф Цеппелин» и Иван Папанин

В июле 1931 года состоялась международная воздушная экспедиция на борту крупнейшего немецкого дирижабля LZ – 127 «Граф Цеппелин». За три дня воздушное судно прошло над Новой Землёй, Землёй Франца-Иосифа, Северной землёй и Таймырским полуостровом. На протяжении всего маршрута велась подробная аэрофотосъёмка. На борту дирижабля находилась международная группа учёных, в том числе из СССР. Техническим руководителем был директор Арктического института Рудольф Самойлович. Радистом экспедиции был советский полярник Эрнст Кренкель.

27 июля 1931 года «Граф Цеппелин» приводнился в бухте Тихая ─ это была кульминация полёта дирижабля на Землю Франца-Иосифа. Здесь его уже ожидал советский ледокольный пароход «Малыгин». Сразу же после посадки «Цеппелина» подошла шлюпка, загруженная корреспонденцией. С «Цеппелина» было принято 50000 почтовых отправлений общим весом в 300 килограмм, а с «Малыгина» сдана на дирижабль почта общим весом в 120 кг.  В шлюпке в это время находились итальянский дирижаблестроитель и полярный путешественник Умберто Нобиле, а также советский полярник Иван Папанин. Благодаря этой почте во многом удалось окупить затраты на экспедицию.

Для исследования арктического и антарктического полярных регионов, в 1932 году был организован Второй Международный полярный год, когда в течение 12 месяцев в Арктике и Антарктике проводились синхронные наблюдения по единой программе. В них принимали участие учёные из 44 стран мира, в том числе и из СССР. Полярная станция «бухта Тихая» работала по расширенной международной программе исследований, для пришлось увеличить количество персонала.

Начальником полярной станции «Бухта Тихая» был назначен выдающийся советский полярный администратор Иван Дмитриевич Папанин. Руководствуясь своим главным принципом «чтобы наука не страдала», он развернул на острове Гукера большое строительство и сумел быстро превратить скромную метеостанцию в крупную геофизическую обсерваторию.

На снимке: фрагмент ветрового колеса ветродвигаля «Перкинз уингмиллз и ко».

Посёлок станции увеличился вдвое. Были построены лабораторный корпус, павильоны аэрологических работ и атмосферного электричества, аэрологический павильон, авиационный ангар, переоборудована радиорубка. Чтобы обеспечить станцию электроэнергией, был собран ветрогенератор, на фундаменте которого, руководитель зимовки оставил свой автограф: «Установлен нач. ЗФИ И.Д. Папаниным 4.VIII.1932 г.».

В рамках Второго Международного года на полярной станции в бухте Тихая, в первый и последний раз работал иностранный ученый – геофизик Иоахим Шольц из Германии.

Потребность в альтернативных источниках энергии на далёких полярных станциях стояла особенно остро. Завоз топлива для двигателей внутреннего сгорания всегда был связан с трудностями доставки по арктическим морям.

В 1932 году для работы полярной станции «Бухта Тихая» потребовалось значительно расширить метеостанцию. Для частичного решения вопроса энергопотребления под руководством Ивана Дмитриевича Папанина, начальника станции, был возведён американский ветродвигатель «Перкинз Уиндмиллз и Ко». мощностью 2,5 л/с. Устройство принадлежало к типу тихоходных генераторов с многополосным ветровым колесом. Диаметр конструкции составлял около 5 метров, а высота мачты ─ около 10 метров.

Окончание здесь.

14:46