Главная / Города и музеи / Громкая слава бухты Тихой - II
logo

Громкая слава бухты Тихой - II

Окончание. Начало здесь. 

Советское правительство приняло решение доставить на Северный полюс первую научную дрейфующую станцию при помощи самолётов. Для решения этой задачи на архипелаге Земля Франца-Иосифа необходимо было выбрать место для базы большой экспедиции, убедиться в возможности посадки тяжёлых самолётов на льды, разведать маршруты перелёта, отработать методику слепых полётов по радиокомпасу.

Первые «авиаласточки»

Весной 1936 года, на Землю Франца-Иосифа отправились два самолёта, специально подготовленных для арктических условий. Пилотировали машины Михаил Водопьянов и Василий Махоткин. Путь из Москвы на остров Гукера занял два месяца. из-за сложных условий полётов: навигации при отсутствии видимости и ориентиров, снежных штормов с ураганными ветрами, плохой радиосвязи, вынужденных посадок. Но несмотря на это, 21 апреля экспедиция достигла бухты Тихой. Впервые в истории, самолёты пролетели по маршруту «Москва – Земля Франца-Иосифа.

Выполнив задание, 9 мая, самолёты экспедиции взлетели, взяв курс на Большую землю. Неожиданно задымил двигатель у Водопьянова. Пришлось срочно возвращаться. При посадке на лёд бухты Тихой самолёт Махоткина перевернулся и разбился. Люди не пострадали, но обе машины летать уже не могли.

Тогда лётчики решили из двух самолётов собрать один. Риск огромный, ведь на самолёте, собранном из двух аварийных, предстояло пролететь почти 4000 километров. А ремонт и перестановка авиационных моторов в полевых условиях при минусовых температурах ─ проблема неразрешимая. Тем не менее, через четыре дня один из самолётов был вновь готов к полёту. 21 мая 1936 года Михаил Водопьянов благополучно вернулся в Москву. Лётчик Махоткин с бортмехаником остались на острове Гукоре. При помощи зимовщиков станции лётчикам удалось отремонтировать двигатель и восстановленный самолёт, Василий Махоткин сумел поднять в воздух.

В 1937 году, наряду с полярной станцией острова Рудольфа, обсерватория в бухте Тихой стала одним из основных пунктов материально-технического обеспечения трансарктических перелётов из СССР в США и воздушной экспедиции на Северный полюс. Радиостанция бухты Тихая поддерживала связь с дрейфующей в высоких широтах станцией «Северный полюс – 1» и ледокольным пароходом «Георгий Седов». Бухта «Тихая» принимала участие в поисках пропавшего самолёта Сигизмунда Леваневского.

Из Москвы на поиски вылетели три четырёхмоторных самолёта АНТ-6А «Авиаарктика». Отряд приступил к поискам, когда уже началась полярная ночь. Самолёт Водопьянова провёл в воздухе более 10 часов, и совершил первый в мире ночной полёт за Северный полюс. Был обследован огромный район длиной в 1000 километров и шириной свыше 80 километров.

В октябре 1937 года самолёты, не оборудованные для полётов и поисков ночью, улетели в Москву. Им на смену прилетела новая группа из четырёх самолётов АНТ-6А, однако продолжать полярной ночью оказалось невозможно. Лишь в марте 1938 года поиски были возобновлены. Но две из четырёх машин разбились на островах Гукера и Рудольфа. Ещё один самолёт попал в катастрофу под Архангельском. В ходе поисков погибли четыре человека, в том числе знаменитый полярный лётчик Михаил Бабушкин.

Зимой 1937-38 годов в бухте Тихая размещалось рекордное количество проживающих, что было вызвано присутствием авиаторов и вынужденной зимовкой сразу трёх пароходов.

Для размещения грузов и людей на станции в срочном порядке, пришлось строить складские и жилые помещения. При штате в 16 человек общее количество проживающих достигло восьмидесяти семи. Выполнение дополнительных заданий носило авральный характер, не снимая при этом с коллектива станции обязанности проведения научных работ, что требовало от каждого полярника колоссального напряжения сил.

На снимке: спасательный круг с л/п "Г. Седов".

В период Великой Отечественной войны, бухта Тихая представляет собой один из самых изолированных пунктов Арктики, где продолжали нести трудовую вахту советские полярники. Война внесла коррективы и в их работу и быт ─ традиционные сроки и методы снабжения станции были нарушены, и продовольствие приходилось расходовать в режиме жесточайшей экономии. Со своевременным прибытием смены полярникам пришлось распрощаться. Первый военный рейс л/п «Г. Седов» на станцию состоялся лишь в сентябре 1942 года.

Создавшееся тяжёлое положение на станции заставило руководство Государственного Управления Северного морского пароходства организовать частичную смену полярников при помощи авиации. Разумеется, ни о каком полноценном снабжении станции в этом случае не могло быть и речи.

Новые времена ─ новые задачи

Заметим, что при выборе места основания новой полярной станции на заре освоения Арктики руководствовались не только научной целесообразностью, но и навигационной ситуацией. Так, например, произошло при выборе места для полярной станции на Земле Франца-Иосифа в 1929 году. Судно пришло в бухту Тихая потому, что путь к ней был свободен ото льда, и это место было знакомо одному из участников экспедиции Владимиру Визе.

Однако этот выбор оказался не совсем подходящим для работы гидрометеорологической станции. Горы вокруг неё перекрывали бОльшую часть горизонта, а закрытая бухта создавала условия для формирования микроклимата. Таким образом, показания, собранные в бухте Тихой, являлись не репрезентабельными для всего архипелага Земля Франца-Иосифа.

Поэтому для работы по программе Международного географического года было принято решение открыть новую обсерваторию в центре Земли Франца-Иосифа, на острове Хейлиса. Уже осенью 1957 года там начались многочисленные наблюдения вновь открытой станции, в том числе и запуск метеорологических ракет М-100 для зондирования верхних слоёв атмосферы.

Последние работы в бухте Тихой были завершены в 1960 году. Именно поэтому, комплекс полярной станции «Бухта Тихая» дошёл до сегодняшнего дня в неизменном виде, представляя из себя уникальный образец полярной станции первой половины ХХ века.

Женщины трудились на станции в качестве метеорологов, актинометристов, аэрологов, магнитологов, техников отдела ионосферы, врачей и даже кочегаров. Однако основная их цель состояла в смягчении нравов зимовки и создании уюта на станции. В отчёте смены 1935-36 годов: «Женщина на станции вносит определённую культуру, превращает её в жилое место, оттесняя понятие о зимовке, как о чём-то далёком, жутком, всеми забытом месте».

За годы работы на станции в бухте Тихой родилось более десяти детей. А в 1951-53 годах на станции проживало сразу шесть ребятишек в возрасте от одного до пяти лет. По воспоминаниям И.В. Лебедевой: «Несмотря на наличие в районе бухты Тихой медведей, подросшие дети часто гуляли самостоятельно, не покидая, однако, пределов станции. В отсутствие взрослых няньками и охранниками малышей стали собаки».

В отношении к беременным женщинам, матерям и их детям проявлялись лучшие качества зимовщиков. По воспоминаниям радиста В.Г. Чумака, на время родов, которые протекали очень тяжело, коллеги освободили будущего отца от дежурства в радиорубке. Во время эвакуации роженицы сотрудники помогали доставить её на плато к самолёту. Когда женщина вернулась в бухту Тихая, врач ежедневно приносил ей свежую луковицу ─ единственный и крайне дефицитный имевшийся на станции свежий витаминный продукт.

Первым ребенком, появившимся на свет в бухте Тихой, стала дочь начальника станции Иосифа Дитриха и его жены Евгении Симцовой. Интересен протокол заседания жюри зимовщиков состава 1934/35 годов, в лице Н.Г. Тарновского, А.В. Доброславина, И.Ф. Дитрих, для установления имени новорождённой девочки из предложенных: Полярина, Гукерина (это в честь острова, на котором располагалась станция), Нордлина, Полярисса, Арктиклина, Полюссина, Баренца, Зефрика, Ледоксана, Северина.

На снимке: детская кроватка, найденная на территории бывшей полярной станции.

Большинством голосов, жюри присуждает новорождённой девочке имя Северина. В мае 1936 года у супругов родился второй ребёнок, на этот раз мальчик. Он был назван Родварк («Рождённый в Арктике»). Оба ребёнка родились здоровыми.

В июле того же года в семье парторга станции В.Г. Абрамовича и его жены Н.В. Кухтиной родилась девочка, названная Зефридой (сокращение от «Земля Франца-Иосифа»).

«Работать так, чтобы товарищ Сталин спасибо сказал!

Во время своего существования станция являлась самой передовой и одной из самых крупных высокоширотных исследовательских баз советской Арктики, административным центром, воздушными и морскими воротами Земли Франца-Иосифа. До начала регулярных научных наблюдений на острове Рудольфа она также считалась самым северным научным посёлком планеты.

Уже в первые годы своей работы «Бухта Тихая» выросла в геофизическую обсерваторию, осуществлявшую сбор научных данных о состоянии различных природных сфер. На протяжении 1930-х годов полярная станция «Бухта Тихая» являлась главным опорным пунктом Советского Союза в Арктике. Здесь отрабатывались самые передовые технологии, проводились новейшие исследования, базировались многочисленные арктические экспедиции.

Замкнутый круг общения и ограниченная территория, напряжённая ежедневная работа без выходных, однообразие занятий и отсутствие развлечений, скудный рацион питания, холод и мрак долгой полярной ночи, а также постоянная угроза нападения белых медведей ─ вот что составляло повседневную жизнь зимовщиков полярной станции «Бухта Тихая».

Снабжение полярной станции «Бухта Тихая» всем необходимым для жизни и работы осуществлялось водным транспортом и только летом. Сотни тонн продовольствия, топлива, строительных материалов, оборудования для научных наблюдений доставлялись на судах. Как правило, этим же судном производилась и смена личного состава станции.

Для того, чтобы внести разнообразие в рацион зимовщиков, на полярной станции держали коров, коз, свиней и даже куриц, которые обеспечивали людей свежим мясом, молоком и яйцами. Помимо подсобного хозяйства, персонал станции активно занимался охотой на полярную птицу и белого медведя, а также сбором яиц на птичьих базарах.

На снимке: предметы обихода полярников.

В первые зимовки сотрудники станции жили по одному в отдельных комнатах. Но уже с 1932 года из-за нехватки жилых помещений было введено совместное проживание. В период расцвета станции её штат составлял от двадцати до тридцати зимовщиков. Однако часто «Бухта Тихая» становилась базой для размещения различных экспедиций, принимая многочисленных гостей. В таких случаях население станции могло увеличиться до 120 человек.

Издержки планового снабжения станции приводили к тому, что на складах скапливались огромные запасы невостребованных товаров и продуктов, таких как хозяйственное мыло, мука, макароны, мясные консервы и лавровый лист. В то же время ощущался острый дефицит свежих овощей и фруктов.

Большой проблемой для персонала станции стало обеспечение полярников пресной водой. Во время короткого северного лета воду брали из небольшого озерца в верхней части посёлка. Но значительно бОльшую часть года вода для питья и бытовых нужд добывалась путём растапливания снега из сугроба или близлежащего айсберга. В связи с этим, мытьё в бане организовывалось не чаще, чем раз в десять дней, а то и в месяц.

Национальный парк «Русская Арктика»

После закрытия полярной гидрометеорологической станции «Бухта Тихая» в 1960 году посёлок на острове Гукера был законсервирован. Эпизодически станция посещалась различными гидрографическими экспедициями, судами снабжения и туристическими лайнерами.

Без полноценного внимания строения станции постепенно ветшали. Через выбитые окна и двери внутренние помещения заполнялись снегом и льдом, кровля и перекрытия разрушались. Мусор на территории станции разносился ветром и белыми медведями. Ржавые остатки бочек теряли герметичность, и оставшееся на бывшей станции топливо вытекало наружу.

В 1994 году архипелаг Земля Франца-Иосифа был объявлен государственным природным заказником федерального значения, а с 2011 года перешел под управление ФГБ «Национальный парк «Русская Арктика».

Летом 2011 года на берег «Бухты Тихой» высадилась первая экспедиция национального парка «Русская Арктика» из пяти человек. Её участники провели подробное обследование станции, составили подробное ее описание, в том числе исторических объектов. Выявили зоны и объём экологического загрязнения.

На основании этих изысканий был составлен проект ликвидации накопленного экологического ущерба в бухте Тихая. Учитывая исключительную историческую ценность и природную уязвимость территории, работы по очистке бухты Тихой стали производить вручную, безо всякого применения техники.

Каждый год небольшой отряд из 4-6 сотрудников и волонтёров национального парка «Русская Арктика» проводит полевой сезон в бухте Тихой. Короткое арктическое лето и сложности логистики, заставляют их работать максимально продуктивно.

В первые четыре сезона территория полярной станции была полностью очищена от загрязнения. Более ста тонн мусора и бочек с остатками топлива, собранные вручную, были вывезены с острова Гукера. Тогда же начались работы по реконструкции строений посёлка станции. В тот сезон внутренние помещения восьми объектов станции были очищены от снега и льда.

На снимке: бухта Тихая сегодня. Фото с сайта rus-arc.ru.

Параллельно работники национального парка начали разрабатывать и обустраивать сеть туристических по территории бывшей станции. В частности, в бывшем здании павильона аэрологии был открыт сувенирный магазин. Здесь же расположилось самое северное в мире почтовое отделение.

Постепенно бухта Тихая приобрела функцию ключевой точки на Земле Франца-Иосифа, через которую проходят все туристические маршруты, прибывающие на архипелаг. Можно сказать, что на данный момент комплекс полярной гидрометеорологической станции «Бухта Тихая» является выявленным объектом культурного наследия, одним из первых в высокоширотной Арктике.

Арктический музейно-выставочный центр в партнерстве с национальным парком «Русская Арктика», проводят реставрацию самолётного ангара, где планируется разместить музейную экспозицию, посвящённую истории освоения Арктики Советским Союзом.

Летом 2018 года была направлена экспедиция Арктического музейно-выставочного центра для проведения реставрационных работ. За сезон были проведены работы по расчистке ангара от старой обшивки, укреплению каркаса и крыши. В конце лета 2018 года НЭС «Михаил Сомов» завёз генеральные грузы для продолжения реставрации в сезоне 2019 года. Проведение реставрации планируется в течение трёх летних сезонов. В 2019 году сотрудниками парка «Русская Арктика» в бухте Тихой был открыт визит-центр для приёма туристов.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото автора с выставки Архангельского краеведческого музея и из открытых источников.

15:17