Главная / Города и музеи / Кёнигсбергские мосты: загадка для математика
logo

Кёнигсбергские мосты: загадка для математика

Мосты Калининграда сами по себе уже давно стали исторической достопримечательностью. Пусть далеко не все сохранились. Но живет память о них. Мосты служили неотъемлемой частью истории города, как бы он ни назывался и при каких бы правителях ни существовал. Сравнительно узкая часть реки Преголи способствовала тому, что мостов через неё было построено целых семь.

Лавочный мост

Самым древним считается Лавочный мост. Он появился в далёком 1286 году. В то время и города-то ещё как такового не было. Лишь в округе горы Тувангесте, где выросла резиденция и крепость тевтонского ордена, прилепилось небольшое поселение Альтштадт. Подробнее о происхождении Калининграда читайте здесь.

Обжившись на новом месте, тевтонские рыцари заприметили удобный островок, расположенный неподалёку от рыцарского замка. Недолго думая, новые хозяева Восточной Пруссии решили обустроить на этом клочке земли форпост для торговли с окрестными территориями. Ну, а главной рабочей силой для строительства моста стали прежние хозяева обустраиваемой земли ─ покоренные тевтонами пруссы.

Длина архитектурного сооружения составила 800 метров. Широкое мостовое произведение искусства было построено на массивных каменных опорах. Мост несколько раз менял своё название.

Со временем у городка Альтштадт появился сосед. В районе другого конца моста вырос город Кнайпхоф. Между собой эти территориальные образования постоянно конфликтовали. Дело даже доходило до настоящих войн.

Однажды, во время очередного перемирия какой-то умной голове пришла мысль сделать территорию вечного раздора ареной мира. Мост провозгласили нейтральной землёй, на которой вместо сражений начали торговать. Мост сразу же оброс рядами лавок. И в общем нет ничего удивительного в том, что мост спустя некоторое время Лавочным стал называться вполне официально.

Лавочным он продолжал оставаться даже тогда, когда лавки в 1787 году с моста исчезли. В них просто отпала надобность. Города, когда-то враждовавшие, а потом торговавшие друг с другом, уже давно к тому времени превратились в один населённый пункт ─ Кёнигсберг. Мост облагородили различными коваными элементами и сделали разводным.

В 1900 году ветеран был перестроен. А в 1972 году безжалостно снесён, чтобы вместо него над Преголей появился солидный Эстакадный мост. Перед тем, как о нем рассказывать, стоит упомянуть Зеленый мост, также исчезнувший ради появления солидной «эстакадной» конструкции.

Зелёный мост

Зелёный мост также являлся одним из старожилов. Он появился в 1323 году. Первоначально звавшись «Мост длинной улицы», он соединил Кнайпхоф, один из районов Кенигсберга, со своим поначалу неприметным пригородом ─ Форштадтом. Необходимое людям сооружение протянулось от Королевского замка через весь остров до госпиталя Святого Георга (сейчас ─ территория Калининградского морского колледжа).

Сразу после окончания строительных работ, мост получил небывалую популярность у жителей всех трёх кёнигсбергских городов, в особенности местных предпринимателей. Дело в том, что «Мост длинной улицы» превратился в некое подобие почтамта, куда почтовые гонцы доставляли корреспонденцию и на котором у местных дельцов сложилась традиция собираться. Деловые люди на мосту не только ожидали почту, но и обменивались последними новостями и даже заключали торговые сделки.

В первое время даже ненастная погода не могла помешать бурному кипению деловой жизни, которая из-за особенностей налогового администрирования происходила над водой. Но постепенно мёрзнуть на ветру дельцам надоело. Рядом с мостом, на воде, появилось здание первой, а со временем и второй биржи. Здание второй биржи, построенное в венецианском стиле, сохранилось. Сейчас в нем располагается Калининградский музей изобразительных искусств. Подробнее об этом читайте здесь.

В те далёкие времена, настоящим бичом города были пожары. Мост, построенный из дерева, часто горел. Обычно после пожаров мост быстро восстанавливали, не вдаваясь в глобальные изменения. Так происходило до 1582 года, когда огненный змей уничтожил мост полностью.

Новая мостовая конструкция была построена из металла и камня. Новый мост, был покрашен в зелёный цвет, что подвигло жителей обновлённому мосту дать новое имя. Прозванный «Зелёным», мост стал настоящим украшением города. Стальные пролёты, разводная часть, разукрашенные опоры естественным образом дополнили архитектурный стиль города. В конце XIX века по мосту даже был пущен трамвай. Вслед за этим перила моста даже оборудовали коваными украшениями.

К сожалению, мост сильно пострадал во время англо-американских бомбардировок 1944 года. В полуразрушенном состоянии мост продержался несколько десятилетий. Мысли о его восстановлении у отцов послевоенного уже советского города, конечно, были, но они так мыслями и остались. Вместо него, а также Лавочного моста, в городе появился Эстакадный мост. Советская конструкция, хоть и не была столь же симпатичной, но она оказалась более функциональной.

Эстакадный мост

Эстакадный мост ─ одна из главных транспортных артерий Калининграда. Мост перекинут над обеими берегами реки Преголи и проходит над историческим районом города ─ «Островом Иммануила Канта».

Имеет четыре полосы движения для автомобилей, а также двухколейную трамвайную линию. Имеются также не только автобусные, но и троллейбусные маршруты.

Длина Эстакадного моста составляет 546 метров, ширина ─ 27 метров. Мост является важной частью Ленинского проспекта ─ одной из наиболее загруженных транспортных магистралей.

Рабочий (Потроховый) мост

Следующим после «Зелёного» был построен Рабочий, или Потроховый мост. Это случилось в 1377 году. Точное месторасположение ─ в 50 метрах от Зелёного моста. «Потроховым» мост стал из-за расположенной неподалёку от него скотобойни. Именно по этому мосту вывозились отходы производства этого предприятия. По «Потроховому» из Кнайпхофа вообще вывозили любой мусор.

Примечательная история с ним случилась в 1621 году. В Кёнигсберге тогда случилось страшное наводнение, затопившее остров Кнайпхоф. Мимо моста тогда плавал колоссальный рой крыс.

…В общем и целом мост наводнение пережить не смог. Его пришлось перестраивать. Ещё одну капитальную перестройку обветшавший к тому времени мост пережил в конце ХIX века.

Но он не пережил «щедрых» англичан, «задаривших» его бомбами в 1944-м. После войны мост не восстанавливали. Во многом потому, что от него в городе остались не очень приятные воспоминания.

Кузнечный мост

Не пережил бомбёжку и следующий по времени появления мост ─ Кузнечный. Появился он, по одним данным, в 1379, по другим ─ в 1397 году. Данная конструкция соединила городской район Кнайпхоф с Альтштадтом. Название мосту дали располагавшиеся неподалеку от него кузнечные мастерские. Строительство конструкции было вызвано необходимостью разгрузить Лавочный мост, располагавшийся практически напротив, чуть ниже по течению.

Целых 400 лет мост представлял собой две каменные опоры, на которые были уложены толстые брёвна. В 1896 году мост полностью реконструировали, снабдив декоративными опорами и железными пролётами и сделав разводным. В Альтштадте у въезда на мост, была построена сторожка ─ башня смотрителя, который следил за подъёмными установками и разводным механизмом. Во время Великой Отечественной войны мост также был уничтожен и больше не восстанавливался.

Дровяной мост

Следующий мост ─ Дровяной. Возле его бывшего месторасположения обычно стартует значительная часть водных туристических маршрутов, проходящих на корабликах по реке Преголе.

Мост этот был построен в 1404 году и перестроен через 500 лет, в 1904-м. Дровяным мост назывался во многом из-за того, что неподалеку от него располагался остров Ломзе. Там находился склад древесины, которая свозилась сюда из Литвы. Далее она сплавлялась по реке в Вислинский залив, называемый сейчас Калининградским.

Во время реконструкции 1904 года опоры моста получили дополнительное бетонное усиление. Деревянные пролёты заменили на железные. Проезжую часть выстлали пластинами из оцинкованной стали.

Не забыли строители и про эстетическую сторону вопроса. После завершения основных инженерных работ мост облагородили великолепными кованными украшениями.

В общем, от прежнего великолепия у моста сохранилось лишь «дровяное» название. В отличие от ранее описанных мостовых конструкций Дровяной мост после войны уцелел. Он, конечно, тоже пострадал во время бомбёжек, но его, в отличие от других «ветеранов», решили отреставрировать. После войны мост даже участвовал в съёмках фильма «Отец солдата». Там, в финальной части картины, взвод солдат останавливается перед поднятым мостовым пролётом, на котором написано: «Здесь первыми прошли танки Героя Советского Союза старшего лейтенанта Махарашвили».

Дровяной мост: современный и довоенный облик.

Высокий мост

Следующий по времени постройки мост носил имя Высокий. Время его постройки датируется 1520 годом. Мост связал остров Ломзе с районом Форштадт. Высоким он был назван во многом потому, что был действительно выше остальных мостовых переходов. Этот мост связан с именем «самого правдивого человека на свете» ─ барона Мюнхгаузена.

Барон оказался в Кёнигсберге проездом, направляясь в Санкт-Петербург. Реальное историческое лицо пригласила на службу императрица Анна Иоановна. Прогулявшись по центру Восточной Пруссии и отведав в таверне местного крепкого пива, барон, конечно, устал. Ночевать он отправился почему-то в домик смотрителя Высокого моста. Его комната оказалась настолько маленькой, что ноги в домике просто не поместились и торчали из окна. Переворачиваясь во сне, барон выронил из окна свой сапог. Сапог упал в реку и утонул.

Так что теперь, во время каждой из многочисленных экскурсий, людям предлагается этот сапог. Ведь в нем точно должны быть сокровища. Кстати, домик, в отличие от самого моста, сохранился.

Медовый мост

Последним из семи исторических мостов стал Медовый, появившийся в 1542 году. Насчет появления его названия существует такая легенда. Мол, однажды по мосту ехала телега с бочками, наполненными мёдом. На середине моста у телеги отвалилось колесо. Бочки попадали вниз, разливая медовый нектар. Мёд въелся вначале в древесину, а потом в бетон моста. До сих пор, особенно в жаркую погоду, на опорах моста проступает медовый пот. Правда прикасаться к нему, а особенно лизать, как говорят экскурсоводы, не рекомендуется. Мало ли что сделалось с мёдом за пятьсот-то лет...

Мост существует и поныне. Сегодня он пешеходный, ведёт на современный остров Канта.

Кёнигсберг и Эйлер

…Кёнигсбергские мосты оказались построенными настолько необычно, что даже позволили в 1736 году математику Леонарду Эйлеру решить старинную математическую задачу: «Можно ли, гуляя по центру города, пройти по всем мостам старого Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды?» Так вот, Эйлер доказал, что это невозможно, и по ходу доказательства изобрёл эйлеровы циклы. Решение Эйлером задачи о кёнигсбергских мостах явилось первым в истории применением теории графов, которая сегодня широко испоьзуется в логистике.

Эту задачу кайзер Вильгельм решил за одну минуту. Он приказал построить восьмой мост. Мост был открыт в 1905 году и назывался Имперским. Этот мост, к сожалению, также не сохранился. Буквально на его уцелевших опорах в 2005 году был возведен Юбилейный мост.           

Константин ТАРАКАНОВ. Фото автора и из открытых источников.

На фото: схема с историческими мостами Кёнигсберга времен Леонарда Эйлера.

16:49